Социализация и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми (Н. И . Шевандрин, И .Г. Антипова, 1995). Понятие « социализация » связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

    Деятельностный  подход. Согласно ему развитие личности происходит в процессе включения в различные  виды  деятельности. Пути решения проблемы развития личности, намеченные П.П. Блонским  и  Л.С. Выготским, развернул  и  углубил А.Н. Леонтьев, который писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как  она  складывается в данных конкретных условиях его жизни... Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных  видов  деятельности. Одни  виды  деятельности являются на данном, этапе ведущими  и  имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Важным этапом формирования личности ребенка является, игровая деятельность. Игра по происхождению представляет собой социальную деятельность, поэтому  она  социальна по своему содержанию. Рассмотрим содержание каждого из периодов формирования  и  развития личности ребенка.

    1. Исследования группы М. И .Лисиной показали, что у младенцев существует особая деятельность — общение, носящее непосредственно-эмоциональную форму. «Комплекс оживления», возникающий на третьем месяцев жизни, является сложным по составу действием, которое имеет задачу общения со взрослым. Это действие возникает еще до того, как ребенок начинает манипулировать с предметами, до формирования акта хватания, после этого действия общения не растворяются в совместной деятельности со взрослыми, а сохраняют свое особое содержание  и  средства (дефицит эмоционального общения (как  и  избыток его) оказывает решающее влияние на психическое развитие в этот период). Таким образом, непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью младенца, на фоне  и  внутри которой формируются ориентировочно  и  сенсомоторно-манипулятивные действия.

    2. На границе раннего детства  происходит переход ребенка к  собственно предметным действиям,  т.е. к овладению общественно  выработанными способами действий  с предметами. Сделать это действиями  невозможно без участия взрослых, которые показывают их детям   и  выполняют вместе с ними. Взрослый выступает, хотя как главный, но всего лишь элемент ситуации предметного действия. Непосредственное эмоциональное общение с ним отходит на второй план, а на первый выступает деловое практическое сотрудничество. Ребенок занят предметом  и  действием с ним: он как бы не замечает взрослого, который «закрыт» предметом  и  его свойствами. В этот период происходит интенсивное овладение предметно-орудийными операциями — формируется «практический интеллект». Ж.Пиаже показывает, что в этот период происходит развитие сенсоро-моторного интеллекта, который подготавливает возникновение символической функции. Исследования Ф. И .Фрадкиной позволили сделать вывод о том, что действия в процессе их усвоения как бы отделяются от предмета, на котором они были первоначальна освоены: происходит перенос этих действий на другое предметы, сходные, но не тождественные исходному. На этой основе формируется, обобщение действий. Именно, предметно-орудийная Деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами, является ведущей в раннем детстве. Анализ речевых контактов ребенка показывает, что речь используется им, главным образом, для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Речь является средством для деловых контактов ребенка с взрослыми. Более того, сами предметные действия, успешность их, выполнения являются для ребенка способом налаживания общения с' взрослыми. Само общение опосредуется предметными действиями ребенка.

    3. В дошкольном возрасте ведущей  деятельностью является игра  в  ее  наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное значение игры для детей дошкольного возраста сострит в том, что благодаря особым игровым приемам ребенок моделирует в  ней  отношения между людьми. Отдельно взятое предметное действие не позволяет обнаружить его мотив  и  смысл, но это можно выявить только тогда, когда предметное действие включено в систему человеческих отношений. Это возможно в игре. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в смыслах человеческой деятельности. На этой основе у него формируется стремление к общественно значимой  и  общественно оцениваемой деятельности, которое является важным моментом готовности к школьному обучению. В этом заключается основное значение игры для психического развития,  и  это же является  ее  основной функцией.

    4. Л.С. Выготский выдвинул положение  о том, что для умственного  развития детей школьного возраста  главное значение имеет обучение. Учебная деятельность детей, т.е.  та деятельность, в процессе которой  происходит, усвоение новых знаний   и  умений  и  управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период. В процессе  ее  осуществления ребенком происходит интенсивное формирование интеллектуально-познавательной сферы. Ведущее значение учебной деятельности заключается еще  и  в том, что через  нее  опосредствуется вся система отношений ребенка вплоть до личностного общения в семье.

    5. Особую трудность составляет  выделение основной деятельности  в подростковый период. Это связано  с тем, что ведущей продолжает  оставаться учебная деятельность. Но не стоит забывать, что это  критический период в развитии  организма человека — период  полового созревания. Половое развитие  оказывает влияние на формирование  личности в это время, хотя  не является первичным. Как   и  другие изменения, связанные с ростом интеллектуальных  и  физических сил ребенка, половое созревание оказывает свое влияние опосредованно, через отношение ребенка к окружающему миру, через сравнение себя со взрослыми  и  другими подростками, т.е. только внутри всего Комплекса происходящих изменений. Также в подростковом возрасте возникает  и  развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа Т.В. Драгуновой  и  Д.Б. Элькониным деятельностью общения.  Ее  отличие от других форм взаимоотношений (например, делового сотрудничества) заключается в том, что основным содержанием является другой подросток, как человек с определенными личными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному «кодексу товарищества». Ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков. Отношения, построенные на основе полного доверия  и  общности внутренней жизни, делают личное общение той деятельностью, внутри которой оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, т.е. формируются личные смыслы жизни. Тем самым в общении формируется самосознание как «социальное сознание, перенесенное внутрь» (Л.С.Выготский).

      6. Кроме того, в советской классификации стадий  социализации  через призму теории деятельности, выделялось три общих стадии: дотрудовая, трудовая  и  послетрудовая (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

      Дотрудовая  стадия  социализации  охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя  социализация , охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум  и  прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом,  и  поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что  и  время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так  и  в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества,  и  проблемы  социализации  этой группы крайне актуальны.

      Трудовая  стадия  социализации  охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что  социализация  заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения  социализации  в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но  и  воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии  социализации  логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

      Послетрудовая стадия  социализации  представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема  социализации  на трудовой стадии. Постановка  ее  вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в  виду  система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология  и  гериатрия.

Качественные  теории  социализации . Если говорить о качественных теориях  социализации , то термин «развитие личности» необходимо заменить термином «созревание человека». Зрелый человек, по мнению Г. Олпорта, характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоциональную неозабоченность  и  самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию  и  чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию. Как уже видно из перечисленных характеристик, существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает обозначить как проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту  и  развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное  и  центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая  и  объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 2001). Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания  и  ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определяющего  и  важного лица, появление чувства целостности  и  непрерывности «Я», связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но  и  определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший»  и  «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма , морального  и  социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники  и  религия всегда правы; 7) проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

    Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии  и  представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключительной стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию  и  самоосознанию.

    Системный подход к развитию личности. Предполагает одновременное изучение всех сторон развития ребенка, а также помогает понять их взаимность  и  взаимообусловленность. Система — это совокупность частей  и  их взаимосвязей, взаимовлияний  и  взаимодействий. Каждый из нас представляет собой целостную систему, состоящую из различных подсистем. Как у психологической системы, у нас есть физическая, умственная, социальная  и  эмоциональная подсистемы. Основное требование системного подхода — рассматривать ребенка как целостное существо в самых разных его отношениях к окружающему миру — к семье, к друзьям, к школе  и  другим социальным институтам. Понять ребенка мы можем только тогда, когда изучим его отношения в семье, в обществе, наконец, физическую среду, которая его окружает. Например: школа воздействует на детей, прививая им различные жизненно необходимые навыки — это непосредственное влияние. Но школа может воздействовать  и  опосредованно, через родителей, с которыми учителя проводят беседы,  и  т.п. Также важно физическое окружение дома, в школе, например цвет стен, температура, коммунально-бытовые удобства, качество пищи  и  т.д., так как все это влияет на поведение детей  и  их общее развитие.

      

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Социализация  — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате  социализации  человек усваивает стереотипы поведения, нормы  и  ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.  Социализацию  можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности  и  отказ от наивных детских представлений.  

Социализация  личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

Личности людей  формируются, взаимодействуя друг с  другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол  и  т.п.Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.Важным аспектом формирования личности является культура (Н. Смелзер, 1994 С. 101).Факторами  социализации  могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, а также знакомые  и  малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле-  и  радиопередачи  и  т.д.Основными институтами  социализации  являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы  и  т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс  социализации  человека.Существует несколько социально-психологических механизмов  социализации : идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, имитация, идентификация, стыд, чувство вины.Несмотря на широкое употребление, термин « Социализация » не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности (Л.С. Выготский, 1960). В разных концепциях  социализации  на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения  и  инстинкты к условиям существования в обществе (З. Фрейд), на другом – видят в личности пассивный продукт социальных влияний (А. Бандура).

Информация о работе Социализация и её виды