Социализация и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми (Н. И . Шевандрин, И .Г. Антипова, 1995). Понятие « социализация » связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

    Однако, с точки зрения эклектической (или  холономной) психологии,  социализация , это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов  и  влечений, а процесс формирования целостной личности. Содержание стадий  социализации   и  конкретные  ее  механизмы имеют психо-исторический (генетический) характер, существенно варьируются от одного общества к другому  и  определяются социально-экономической структурой этих обществ ( И .С. Кон, 1988).

При этом процесс  социализации  не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких  и  опосредованных. Ergo,  социализацию  нельзя рассматривать, как механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект»  социализации , является в то же время субъектом общественной активности, инициатором  и  творцом новых обществ, форм. Поэтому  социализация  тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной деятельности сообщества, в ходе которой преодолеваются  и  устарелые нормы, нравы  и  привычки (Л.П. Буева, 1968). Различные аспекты  социализации  изучаются психологией (механизмы деятельности  и  освоения нового опыта), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения  и  межличностных отношений), социологией (соотношение процессов  и  институтов  социализации  в макросистеме), историей  и  этнографией (сравнительно-историческое изучение  социализации  в разных обществах  и  культурах), педагогикой (воспитание), а в наиболее общем виде – психологией, социологией и философией. Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1989
  2. Андреенкова Н.В. Проблемы  социализации  личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
  3. Берне Э. Я. Концепция  и  воспитание. Пер. с англ. М., 1968.
  4. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США  и  СССР. Пер. с англ. М., 1976.
  5. Гилинский Я. И . Стадии  социализации  индивида // Человек  и  общество. Выл. 9. Л., 1971.
  6. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. - Минск, 1972.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
  8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994.
  9. Немов Р.С. Психология. М., 1994 – Том 1.
  10. Перспективы социальной психологии. М., 2001.
  11. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
  12. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1984.
  13. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1993.
  14. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000.
  15. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность? – Томск: изд-во ТГУ, 2005.
  16. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
  17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии – 1971. - №4. – С.6-20.

           

Информация о работе Социализация и её виды