Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:00, реферат
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми (Н. И . Шевандрин, И .Г. Антипова, 1995). Понятие « социализация » связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».
Однако, с точки зрения эклектической (или холономной) психологии, социализация , это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Содержание стадий социализации и конкретные ее механизмы имеют психо-исторический (генетический) характер, существенно варьируются от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ ( И .С. Кон, 1988).
При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Ergo, социализацию нельзя рассматривать, как механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации , является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых обществ, форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной деятельности сообщества, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки (Л.П. Буева, 1968). Различные аспекты социализации изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов социализации в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение социализации в разных обществах и культурах), педагогикой (воспитание), а в наиболее общем виде – психологией, социологией и философией. Литература: