Социализация личности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек проходит свой путь социализации. Есть люди, которые свободно, комфортно чувствуют себя в обществе «как рыба в воде», так как они соответствуют тем требованиям, которые общество предъявляет к индивиду, и поэтому они довольны своим положением в обществе, общество принимает их. Про них можно сказать, что они хорошо социализированы. И есть другие люди, жизнь которых в обществе не является безоблачной, им не удается получить признание общества и занять то место в нем, которое они хотели бы занимать.

Содержание работы

Введение
1. Что такое социализация личности?....................................................5
2 Основные этапы социализации и их особенности.............................8
3 Роль культуры в социализации личности...........................................10
Заключение...............................................................................................13.
Практическое задание..................................................................................
Список использованных источников........................................................

Файлы: 1 файл

Социология. Вариант 9.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Что такое социализация личности?....................................................5

2 Основные этапы социализации  и их особенности.............................8

3 Роль культуры в социализации  личности...........................................10

Заключение...............................................................................................13.

Практическое задание..................................................................................

Список использованных источников........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Социализация личности – это вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей. В процессе социализации личности происходит усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.

     Под социализацией  принято понимать усвоение индивидом накопленного социального опыта, культуры, в результате чего обеспечивается его «пригодность» к жизни в обществе.

     Каждый человек проходит  свой путь социализации. Есть  люди, которые свободно, комфортно  чувствуют себя в обществе  «как рыба в воде», так как они соответствуют тем требованиям, которые общество предъявляет к индивиду, и поэтому они довольны своим положением в обществе, общество принимает их. Про них можно сказать, что они хорошо социализированы. И есть другие люди, жизнь которых в обществе не является безоблачной, им не удается получить признание общества и занять то место в нем, которое они хотели бы занимать.

      Социализация - очень  важный процесс, без которого  индивид не был бы «пригоден»  к жизни в обществе. Социализация не только дает людям возможность общаться между собой, найти свое место в обществе, но и также обеспечивает сохранение целостности общества. Хотя члены общества постоянно меняются, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества в процессе смены поколений, прививая его новым членам общепринятые нормы, правила и образцы поведения.

 

       Социализация  обязательно проходит при чьем-то  постороннем участии и

 помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается  при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).

      Социализация – это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что такое социализация  личности?

Понятие «личность» - исходный пункт социологического анализа. Слово «личность» знакомо всем, каждому приходилось его использовать, чаще всего в некотором положительном смысле, чтобы подчеркнуть достоинства индивида.

Социология не обладает монополией на изучение личности.  Проблему личности изучает не только социология, но и психология, философия, медицина и другие науки.

Большинство людей соглашаются с тем, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни в обществе. Рождение личности не совпадает ни по времени, ни существу с актом рождения человеческого тела.

Процесс становления личности в обществе, т.е. процесс становления социального «Я» индивида, называется социализацией. Вне общества, вне социального общения не может быть и личности.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.  
       Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.  
   Содержание процесса социализации. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности.  
     Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.  
     Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.  
   Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.  
    Процессы взаимодействия личности и общества подразделяются на структурные (развитие внешней и внутренней отнесенности) и динамические (соединение «привнесенное» и «привносимости»). Если структурные процессы, определяющие взаимоположение субъектов, характеризуют развитие социальной структуры личности, то процесс социализации формирует ее в качестве полноценного субъекта деятельности. Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).

     Содержание и направленность  процесса социализации определяется  двумя основными тенденциями -- типизацией и индивидуализацией.    

     Типизация определяется, с одной стороны, как способ  усвоения личностью проявляющихся  в реальном мире «объективных  мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования  в субъективно-идеальный мир) и, с другой -- как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.

   Индивидуализация характеризуется  в свою очередь преобразованием  индивидуального поведенческого  опыта личности в объективно  идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира

   Процесс социализации осуществляется  в разных формах, каждая из  которых характеризуется особым  сочетанием индивидуализирующих  и типизирующих факторов.

      По времени осуществления  социализация подразделяется на«первичную», продолжающуюся от рождения ребенка  вплоть до формирования зрелой  личности, и «вторичную», происходящую  уже на стадии социальной зрелости  личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей, или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, не достаточноусвоенны х в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей. Наряду с понятием «ресоциализация» в научной литературе встречается также понятие «десоциализация», обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни(преступники, пьяницы, наркоманы и пр.).

    Структура процесса социализации  личности включает в себя такие  стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы.

2. Основные этапы социализации.

      Социализация -- процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни  замедлить. Он проходит через  две ступени -- первичная охватывает  первые два жизненных цикла -- детство и юность; вторичная -- охватывает  последние два жизненных цикла -- зрелость и старость.

    Рассмотрим особенности  основных жизненных циклов или  этапов социализации.

         Детство

        Длится первые  тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не  имеет такого долгого этапа  созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде -- обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

          Юность

  Начинается с 13 лет. В этот  период происходят важные физиологическиеизменения  и психические сдвиги -- склонность  к противоположному полу, усиление  агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность -- ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом -- уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкаютюных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.

          Зрелость

         Признаками  наступления зрелости служат  экономическая, политическая и социальная  самостоятельность человека. Очень  важным показателем является  вступление в брак, потому что  впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента -- сначала по отношению к супруге /супругу/, затем -- к ребенку. Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О.Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап -- десоциализацию-- отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап -- ресоциализацию-- обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человекпопадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда -- в армии.

         Старость

      Приспособление к  старости не обязательно представляет  собой процесс роста. Развитие  личности может прекратиться  или даже повернуться вспять  из-за ослабления физических и  психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус -- от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти -- подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.

3 Роль культуры в социализации личности.

       Особое место  в процессе социализации принадлежит  культуре. В культуре запечатлен  опыт, накопленный предшествующими  поколениями людей. Культура играет  роль социальной памяти общества: она обеспечивает связь времен, преемственность между поколениями. Мы не знаем, сколько людей прожило свою единственную жизнь на нашей земле, неизвестно, сколько поколений людей сменилось. Но каждое поколение осваивало опыт, накопленный предыдущими поколениями, и приумножало этот опыт, привносило в него что-то свое. Каждый индивид, появившийся на свет, должен усвоить опыт, накопленный людьми, которые жили до него, чтобы быть способным к жизни в обществе. Усвоение этого опыта, т.е. культуры, и происходит в процессе социализации. Этот бесценный опыт, без которого невозможна жизнь индивида в обществе, с одной стороны, и невозможна целостность самого общества - с другой, запечатлен в ценностях, нормах, правилах и образах поведения, в традициях, обычаях, составляющих содержание культуры. Освоение этого опыта индивидом начинается с того, что родители приучают ребенка есть ложкой, пить из чашки, «правильно вести себя», т.е. соблюдать нормы поведения и т.п.

       Человек, взрослея, как бы «в свернутом виде»  проходит тот путь, который общество  прошло за всю культурную эволюцию. Социализация, таким образом, начинается в раннем детстве, но нельзя сказать, что она заканчивается к какому-то возрасту. Она продолжается в течение всей жизни человека, так как изменятся сама жизнь, приумножается опыт людей, могут изменятся нормы, ценности и правила поведения.

Социализация личности охватывает, таким образом, основные этапы жизненного цикла человека: детство, юность, зрелость, старость. На каждом этапе жизни социализация имеет свои особенности: она осуществляется более интенсивно в молодом возрасте, а в преклонном ее интенсивность снижается. Но и в пожилом возрасте человека могут застигнуть социальные перемены, связанные с радикальным изменением ценностей и норм, что сказывается на социализации личности. Именно это произошло в нашей стране в результате проводимых реформ, и вы знаете, что труднее всего приходится людям старшего возраста.

   Однако человек в процессе  социализации не может освоить  весь социальный опыт общества, а осваивает только его часть. Поэтому можно согласиться с таким определением личности: личность - это мера присвоения индивидом социального опыта. Понятие «мера» в данном случае указывает на определенный уровень личности. Каждый человек (не новорожденный) является личностью, но уровень развития личности у всех различен.

    В процессе социализации, благодаря усвоению культуры, формируется  ценностное ядро личности. Ценностей  нет ни у животных, ни у младенцев, они не передаются по наследству. Ценности - это обобщенныепредставления  людей о целях и нормах своего  поведения, воплощающие смысл культуры. Именно из системы ценностей, сформировавшихся в процессе социализации, вытекают взгляды человека на жизнь, его отношение к окружающему миру и происходящим событиям, оценки поведения других людей, и, самое главное, ценности определяют мотивацию поведения человека, все его поступки. Система ценностей действительно образует ядро личности. Ничто так не объединяет людей, и ничто так не разъединяет их, как система ценностей.

     Процесс социализации  личности может осуществляться как стихийно, в результате случайного усвоения человеком тех или иных элементов культуры, так и сознательно, посредством целенаправленного изучения, усвоения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Человек личностью  не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я".

     Социализация - это процесс становления личности, представляющий собой усвоение накопленного социального опыта, выраженного в ценностях, социальных нормах, правилах и образцах поведения. В процессе социализации индивид осваивает социальные роли, обучается исполнять их в соответствии с социальными ожиданиями.

Социализация преследует три цели:

-Обеспечивает «пригодность»  индивида к жизни в обществе

-Способствует социальному  взаимодействию индивидов друг  с другом.

     -Сохраняет  целостность общества благодаря  усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и образцов поведения.

   У человека социализация  носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение  передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь  к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.

  Социализация – процесс и результат социального развития человека.Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества.

         Целенаправленные  процессы воздействия на личность  реализуются в воспитании и  обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержаний. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.

     Современная социализация  обусловлена быстрыми темпами  развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание

1. Необходимость социализации обусловлена:

а) биологической конституцией человека;

б) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;

в) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе.

Исключите неправильное суждение.

Ответ:Необходимость социализации обусловлена необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;

2. Выберите из перечисленных  функций те, которые выполняют  социализацию в обществе:

а) введение индивида в мир культуры данного общества;

б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе;

в) создание условий для эффективной совместной деятельности людей;

г) создание норм социальной стабильности и порядка.

Ответ: введение индивида в мир культуры данного общества, создание норм социальной стабильности и порядка.

3. В 1920 г. в Индии были найдены  две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали  дети, был громкий вой. Они никогда  не смеялись, испытывали страх  перед огнем и не любили  солнечного света. В то же время  девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?

Такие дети не могут стать полноценными  членами общества потому , что социализация началась у них слишком поздно. она представляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению. Социализация должна начинаться в детстве, когда формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации. Психологи утверждают, что возраст примерно в 7- 9 лет являет собою некий критический порог. К этому возрасту ребенок усваивает до 50 % того объема информации, который ему предстоит усвоить в течение всей его жизни. Активно общаясь с сородичами по волчьей стае, девочки приобрели достаточно завершенную психику волка. Именно потому и оказалась невозможной ресоциализация: социальные требования нового окружения оказались не в состоянии вытеснить слишком прочно закрепившиеся в психике поведенческие и адаптивные стереотипы животного не имевшие практически ничего общего с нормами и ценностями человеческого общества вообще. Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие – либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно . Те, кто жил в обществе животных первые 5 – 6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык , ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы .Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.

Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью

4. Объясните с точки зрения  социализации, почему пожилые люди  испытывают больший дискомфорт  в современном российском обществе, чем молодые?

 Пожилой возраст – такая  стадия в жизненном цикле, где  происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. Главные  жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Нравственная система современной цивилизации отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму новаторству  как антиподам пассивной, косной старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интерализацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата  социальных ролей. Социальная активность является мерой социальной деятельности и её целью является реализация интересов обществ, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности.   С выходом на пенсию у пожилого человека неизбежно возникает целый  ряд проблем, связанных не только с изменением величины доходов, но и с привыканием к новому социальному статусу, приспособлением материально – вещевой среды к снижающим физическим возможностям, возникновением необходимых бытовых трудностей.

Скорее всего, из-за резкого скачка в сфере информационных технологий, произошёл разрыв коммуникативно-информационной функции социализации. Следовательно, пожилым людям сложнее дается получение нужной информации, нахождение общих тем общения и интересов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Заборова Е.Н., Кузнецова В.Ф., Тихомирова  А.М., Черданцев В.В. Социология[Текст]: Учебн. пособие для студентов факультета дистанционной подготовки. Екатеринбург. Изд-во Урал.гос. Экон. ун-та, 2001. - 78 с.

2. Оврах Н.К. Социология [Текст]: Учебное  пособие для студентов факультета  дистанционной подготовки. Владивосток. Изд-во Дальневосточный государственный университет, 2001. - 117 с.

3. Социология[Текст]. Основы общей  теории: Учебник для вузов /Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный  член РАЕН Л. Н. Москвичев. -- М.: Норма, 2003. - 912 с.

4. Токарева Е.М. Социология[Текст]: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

5. Тощенко Ж. Т. Социология[Текст]:Общий  курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1999.

 


 

 

 


 

 

 


Информация о работе Социализация личности молодежи