Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:05, контрольная работа
Каждый человек проходит свой путь социализации. Есть люди, которые свободно, комфортно чувствуют себя в обществе «как рыба в воде», так как они соответствуют тем требованиям, которые общество предъявляет к индивиду, и поэтому они довольны своим положением в обществе, общество принимает их. Про них можно сказать, что они хорошо социализированы. И есть другие люди, жизнь которых в обществе не является безоблачной, им не удается получить признание общества и занять то место в нем, которое они хотели бы занимать.
Введение
1. Что такое социализация личности?....................................................5
2 Основные этапы социализации и их особенности.............................8
3 Роль культуры в социализации личности...........................................10
Заключение...............................................................................................13.
Практическое задание..................................................................................
Список использованных источников........................................................
Содержание Введение 1. Что такое социализация 2 Основные этапы социализации
и их особенности.............. 3 Роль культуры в социализации
личности...................... Заключение.................... Практическое задание....................... Список использованных источников....................
Введение Социализация личности – это вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей. В процессе социализации личности происходит усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений. Под социализацией принято понимать усвоение индивидом накопленного социального опыта, культуры, в результате чего обеспечивается его «пригодность» к жизни в обществе. Каждый человек проходит свой путь социализации. Есть люди, которые свободно, комфортно чувствуют себя в обществе «как рыба в воде», так как они соответствуют тем требованиям, которые общество предъявляет к индивиду, и поэтому они довольны своим положением в обществе, общество принимает их. Про них можно сказать, что они хорошо социализированы. И есть другие люди, жизнь которых в обществе не является безоблачной, им не удается получить признание общества и занять то место в нем, которое они хотели бы занимать. Социализация - очень важный процесс, без которого индивид не был бы «пригоден» к жизни в обществе. Социализация не только дает людям возможность общаться между собой, найти свое место в обществе, но и также обеспечивает сохранение целостности общества. Хотя члены общества постоянно меняются, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества в процессе смены поколений, прививая его новым членам общепринятые нормы, правила и образцы поведения.
Социализация
обязательно проходит при чьем- помощи. Людей и учреждения,
с которыми человек Социализация – это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.
1. Что такое социализация личности? Понятие «личность» - исходный пункт социологического анализа. Слово «личность» знакомо всем, каждому приходилось его использовать, чаще всего в некотором положительном смысле, чтобы подчеркнуть достоинства индивида. Социология не обладает монополией на изучение личности. Проблему личности изучает не только социология, но и психология, философия, медицина и другие науки. Большинство людей соглашаются с тем, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни в обществе. Рождение личности не совпадает ни по времени, ни существу с актом рождения человеческого тела. Процесс становления личности в обществе, т.е. процесс становления социального «Я» индивида, называется социализацией. Вне общества, вне социального общения не может быть и личности. Социализация — это двусторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны, усвоение
индивидом социального опыта путем вхождения
в социальную среду, систему социальных
связей; с другой стороны, процесс активного
воспроизводства индивидом системы социальных
связей за счет его активной деятельности,
активного включения в социальную среду. Содержание и направленность
процесса социализации Типизация определяется,
с одной стороны, как способ
усвоения личностью Индивидуализация Процесс социализации По времени осуществления
социализация подразделяется Структура процесса 2. Основные этапы социализации. Социализация -- процесс,
не поддающийся Рассмотрим особенности основных жизненных циклов или этапов социализации. Детство Длится первые тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде -- обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы. Юность Начинается с 13 лет. В этот
период происходят важные Зрелость Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента -- сначала по отношению к супруге /супругу/, затем -- к ребенку. Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О.Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап -- десоциализацию-- отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап -- ресоциализацию-- обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человекпопадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда -- в армии. Старость Приспособление к
старости не обязательно 3 Роль культуры в социализации личности. Особое место
в процессе социализации Человек, взрослея, как бы «в свернутом виде» проходит тот путь, который общество прошло за всю культурную эволюцию. Социализация, таким образом, начинается в раннем детстве, но нельзя сказать, что она заканчивается к какому-то возрасту. Она продолжается в течение всей жизни человека, так как изменятся сама жизнь, приумножается опыт людей, могут изменятся нормы, ценности и правила поведения. Социализация личности охватывает, таким образом, основные этапы жизненного цикла человека: детство, юность, зрелость, старость. На каждом этапе жизни социализация имеет свои особенности: она осуществляется более интенсивно в молодом возрасте, а в преклонном ее интенсивность снижается. Но и в пожилом возрасте человека могут застигнуть социальные перемены, связанные с радикальным изменением ценностей и норм, что сказывается на социализации личности. Именно это произошло в нашей стране в результате проводимых реформ, и вы знаете, что труднее всего приходится людям старшего возраста. Однако человек в процессе социализации не может освоить весь социальный опыт общества, а осваивает только его часть. Поэтому можно согласиться с таким определением личности: личность - это мера присвоения индивидом социального опыта. Понятие «мера» в данном случае указывает на определенный уровень личности. Каждый человек (не новорожденный) является личностью, но уровень развития личности у всех различен. В процессе социализации,
благодаря усвоению культуры, формируется
ценностное ядро личности. Ценностей
нет ни у животных, ни у младенцев,
они не передаются по Процесс социализации личности может осуществляться как стихийно, в результате случайного усвоения человеком тех или иных элементов культуры, так и сознательно, посредством целенаправленного изучения, усвоения знаний.
Заключение Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я". Социализация - это процесс становления личности, представляющий собой усвоение накопленного социального опыта, выраженного в ценностях, социальных нормах, правилах и образцах поведения. В процессе социализации индивид осваивает социальные роли, обучается исполнять их в соответствии с социальными ожиданиями. Социализация преследует три цели: -Обеспечивает «пригодность» индивида к жизни в обществе -Способствует социальному взаимодействию индивидов друг с другом. -Сохраняет
целостность общества У человека социализация
носит двунаправленный Социализация – процесс и результат социального развития человека.Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества. Целенаправленные
процессы воздействия на Современная социализация
обусловлена быстрыми темпами
развития науки и новых
Практическое задание 1. Необходимость социализации обусловлена: а) биологической конституцией человека; б) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок; в) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе. Исключите неправильное суждение. Ответ:Необходимость социализации обусловлена необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок; 2. Выберите из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию в обществе: а) введение индивида в мир культуры данного общества; б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе; в) создание условий для эффективной совместной деятельности людей; г) создание норм социальной стабильности и порядка. Ответ: введение индивида в мир культуры данного общества, создание норм социальной стабильности и порядка. 3. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей? Такие дети не могут стать полноценными членами общества потому , что социализация началась у них слишком поздно. она представляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению. Социализация должна начинаться в детстве, когда формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации. Психологи утверждают, что возраст примерно в 7- 9 лет являет собою некий критический порог. К этому возрасту ребенок усваивает до 50 % того объема информации, который ему предстоит усвоить в течение всей его жизни. Активно общаясь с сородичами по волчьей стае, девочки приобрели достаточно завершенную психику волка. Именно потому и оказалась невозможной ресоциализация: социальные требования нового окружения оказались не в состоянии вытеснить слишком прочно закрепившиеся в психике поведенческие и адаптивные стереотипы животного не имевшие практически ничего общего с нормами и ценностями человеческого общества вообще. Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие – либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно . Те, кто жил в обществе животных первые 5 – 6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык , ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы .Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью 4. Объясните с точки зрения
социализации, почему пожилые люди
испытывают больший дискомфорт
в современном российском Пожилой возраст – такая стадия в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Нравственная система современной цивилизации отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму новаторству как антиподам пассивной, косной старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интерализацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей. Социальная активность является мерой социальной деятельности и её целью является реализация интересов обществ, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности. С выходом на пенсию у пожилого человека неизбежно возникает целый ряд проблем, связанных не только с изменением величины доходов, но и с привыканием к новому социальному статусу, приспособлением материально – вещевой среды к снижающим физическим возможностям, возникновением необходимых бытовых трудностей. Скорее всего, из-за резкого скачка в сфере информационных технологий, произошёл разрыв коммуникативно-информационной функции социализации. Следовательно, пожилым людям сложнее дается получение нужной информации, нахождение общих тем общения и интересов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Заборова Е.Н., Кузнецова В.Ф., Тихомирова А.М., Черданцев В.В. Социология[Текст]: Учебн. пособие для студентов факультета дистанционной подготовки. Екатеринбург. Изд-во Урал.гос. Экон. ун-та, 2001. - 78 с. 2. Оврах Н.К. Социология [Текст]: Учебное
пособие для студентов 3. Социология[Текст]. Основы общей теории: Учебник для вузов /Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. -- М.: Норма, 2003. - 912 с. 4. Токарева Е.М. Социология[Текст]: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с. 5. Тощенко Ж. Т. Социология[Текст]:Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1999. |
|