Социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Содержание работы

Введение
1. Понятие социализации
2. Виды социализации
3. Агенты и институты социализации
4. Социализация на различных этапах жизненного цикла человека.
4.1. Детство
4.2. Подростковый возраст
4.3. Ранняя зрелость или молодость
4.4. Средний возраст или зрелость
4.5. Пожилой возраст или старость
4.6. Смерть
5. Ресоциализация и десоциализация
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра менеджмента

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Социология»

 

на тему «Социализация»

 

                                                                                                                                          

                                                                                                                    Выполнила:

                                                                                                                    студентка 1 курса

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

Содержание 

 

Введение

 

1. Понятие социализации

 

2. Виды социализации

 

3. Агенты и институты социализации

 

4. Социализация на различных этапах жизненного цикла человека.

4.1. Детство

4.2. Подростковый возраст

4.3. Ранняя зрелость или  молодость

4.4. Средний возраст или  зрелость

4.5. Пожилой возраст или  старость

4.6. Смерть

5. Ресоциализация и десоциализация

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Общество – это система  реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют  друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются  социальной упорядоченностью. Социологи  эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся  и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит  своё выражение в системе социальных позиций и распределении в  ней людей.

Социальная структура  даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие  постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

С понятием социальная структура  тесно связаны социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты  и общества.

 

1. Понятие социализации

Человек формируется как  личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией  понимается процесс усвоения индивидом  социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

От социализации следует  отличать адаптацию (ограниченный во времени  процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие  на духовную сферу и поведение  индивидов), обучение (приобретение новых  знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в  определенном возрастном диапазоне).

Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

По степени завершенности  процесс социализации можно разделить  на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация –  в основном область приписываемых  статусов, завершающаяся – сфера  достигаемых.

Обретение самостоятельности  вначале политической (получение  паспорта и права голосовать, а  также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может  вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной  семьи, отделение от родителей и  вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя  этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

Помимо стадий или фаз  процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными  в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам  жизни» другую, называется становлением социального «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация – превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Таким образом, содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

2. Виды социализации

Социализация делится  на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

1. с первой и второй  половиной жизни;

2. с формальными и неформальными  институтами.

Это два разных подхода  к трактовке данных понятий. В  первом случае говорится о том, что  первичная социализация – это  обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве  и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой  способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.

Другие ученые считают, что  первичная социализация, как и  вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам  жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции  и т.д.

Вторая точка зрения может  быть более убедительна тем, что  в мировой социологии традиционно  употребляются термины «первичная»  и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы – это  малые контактные сообщества, где  люди знают друг друга, где между  ними существуют неформальные, доверительные  отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие  социальные множества людей, между  которыми существуют только формальные отношения.

Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд и  др.

Таким образом, первичная  социализация протекает в первичных  группах, а вторичная – во вторичных  группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

Формальными называются такие  контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых  регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством  людей, содержание, порядок и интенсивность  которых не регулируются никаким  документом, но определяется участниками  самого взаимодействия. Пример – семья.

Обе группы – первичная  и вторичная, – как и оба  типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень  их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

 

 

3. Агенты и институты социализации

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и  усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого  процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации  школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят  обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и  школу). А когда подразумевают  конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». Первичные (неформальные)  и вторичные (формальные) агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя, по убывающей она сохраняется и во второй. Ребенок, как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит их существование. Старики и дети менее подвижны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны политически и экономически. Дети еще не стали производительной силой общества, старики уже перестали ею быть; и те, и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями  и учреждениями, называемыми институтами  вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Партнеры, коллеги, товарищи по работе – те люди, к мнению которых больше всего прислушиваются, от которых получают больше всего нужной информации, которые влияют на служебный рост, оклад, престиж и многое другое.

Таким образом, неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни  человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений  достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений  с наибольшей силой проявляется  в середине жизни.

Одно и то же лицо может  быть агентом как первичной, так  и вторичной социализации. Так, например, учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет  свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной –  одну-две.

Среди агентов первичной  социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему  социализацию, родители находятся в  превосходящей позиции. Напротив, ровесники  равны ему. Они прощают ему  многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм и  т.д.

Информация о работе Социализация