Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:54, курсовая работа
В свое курсовой работе автор пытается рассмотреть основные особенности двух концептуальных подходов к процессу социального изменения - эволюционного и революционного, а также привлечь внимание читателя к некоторым их разновидностям.
Диффузионизм - это так или иначе
во многом встречный, взаимный процесс.
Так, мы отмечаем, как под воздействием
процесса конвергенции (о чем речь
пойдет ниже) в развивающиеся общества
Азии и Африки вместе с фундаментальными
принципами экономики и организации
производства проникают многие социальные
институты и элементы общей культуры,
выработанные западноевропейской цивилизаций,
вплоть до господства нуклеарной семьи.
Однако разве мы не наблюдаем в
большинстве западных обществ повальной
моды на целый ряд восточных
По сути дела, между этими двумя концепциями имеется весьма существенное различие. Эндогенисты ближе к биологической трактовке, уподобляя общества и индивидов внутри них конкурирующим организмам, которые стремятся вытеснить и даже по возможности уничтожить друг друга. Диффузия же культуры, по сути, не имеет аналогов в биологической эволюции. Она подразумевает способность "конкурентов" не просто сотрудничать (случаи симбиоза широко известны в растительном и животном мире), но и учиться друг у друга.
Большинство социологических
теорий в XIX в. испытывали на себе влияние
концепции социального прогресса и поисков
лежащих в его основе законов эволюции.
Согласно взглядам таких сторонников
социального дарвинизма, как Спенсер,
социальная эволюция аналогична биологической
и приводит в результате к тому, что мир
постепенно становится все лучше и лучше.
В своей теории однонаправленной эволюции
Спенсер утверждал, что перемены неуклонно
преобразуют общество от однородных и
простых структур в направлении ко все
более разнообразным и взаимозависимым.
Он считал
«борьбу за существование» и «выживание
наиболее приспособленных» основными
законами природы и приравнивал эту
борьбу к «свободной конкуренции». При
условии невмешательства извне, особенно
со стороны государства, самые «приспособленные»
индивиды и социальные институты выживут
и придут к процветанию, а «неприспособленные»
с течением времени отомрут. 2
1.2. Концепция эволюции
в современных социальных
В 50-х годах, после периода критики, отрицания и забвения, социологический эволюционизм вновь оказался в центре дискуссий. При этом он обратился к новым интеллектуальным источникам, вобрал в себя новые направления и в таком пересмотренном виде возродился в качестве влиятельной школы теории социальных изменений вплоть до наших дней.
Неоэволюционисты искали новые
основания, пытаясь опереться не
на философию или историю, а на
конкретные эмпирические дисциплины,
которые имеют дело с социальными
изменениями, в частности на палеонтологию,
археологию, культурную антропологию,
этнологию и историографию. Эти
отрасли знания расцвели в XX в., и
неоэволюционизм решил
Аналогичной точки зрения придерживался Талкотт Парсонс. "Достижения в биологии и социальных науках позволяют считать общество и культуру частью эволюции живых систем".4 Эволюция - не миф, заявляют представители неоэволюционизма, поскольку она подтверждается реальностью. Но изучать ее нужно не при помощи умозрительных спекуляций, а научными методами с учетом серьезной критики в адрес классического эволюционизма, с использованием последних достижений общественных дисциплин, включая социологию.
В результате (неоэволюционизм заметно дистанцируется от классического эволюционизма. Во-первых, центр научных интересов смещается от эволюции человеческого общества в целом к процессам, протекающим в отдельных цивилизациях, культурах, сообществах (племенах, национальных государствах и т.д.). Во-вторых, основное внимание направляется на причинный механизм, а не на последовательность необходимых стадий. Другими словами, главное значение придается объяснению, а не типологическим схемам. В-третьих, при анализе эволюции используются категориальные, описательные термины, что же касается оценок и аналогий с прогрессом, то их стараются избегать. В-четвертых, сторонники этого направления формируют свои взгляды в виде гипотез, предположений, а не прямых утверждений. В-пятых, изучая социальную эволюцию, ученые принимают в расчет достижения биологических
В основе неоэволюционизма лежало утверждение о тенденции к утилизации принципов естественного отбора и адаптации, вытекающих из эволюционной теории в биологических науках. Функционализм использовал организмическую модель общества и находил в дарвиновской теории объяснение того, каким образом изменяются и выживают социальные организмы, совмещая эти объяснения с собственными базовыми положениями.
Исходный пункт состоял в
утверждении необходимости
2. Социальная революция
2.1 Теория революции Карла Маркса
Социальная революция — это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. Так, согласно К. Фридриху, «революция… приносит новый, неслыханный язык, другую логику, переворот во всех ценностях… Политическую революцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленного политического порядка».5
В обыденном смысле под революцией часто понимается любое (как правило, насильственное) изменение характера правления данным обществом. Однако социологи обычно относятся к такого рода событиям, как к coups d'etat (в дословном переводе с французского - государственный переворот), иронически именуя их "дворцовыми революциями". В социологическое же в понятие "революция" вкладывается принципиально иной смысл: это происходящее в течение определенного (обычно короткого по историческим меркам) периода времени тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности общества - и экономической, и политической, и духовной, вообще коренной перелом в характере социальных отношений. "Дворцовые революции" если и производят какие-то существенные социальные изменения, то они относятся почти исключительно к политической сфере, практически не влияя (или же влияя весьма слабо) на другие области социальной жизнедеятельности.
В социологии не существует теорий, которые претендовали бы на формулировку общих предложений, содержащих истину обо всех революциях - как о современных, так и в общеисторической перспективе. Существующие же социологические концепции социальной революции достаточно отчетливо подразделяются на марксистские и немарксистские.
Сразу отметим, что в современной
социологии вплоть до недавнего времени
доминировали - как по распространенности,
так и по степени влияния - главным
образом, марксистские концепции социальной
революции. Именно в марксистской теории
проводится четкое разграничение между
политическими переменами в правлении
и радикальными изменениями в
жизни общества: вспомним разделение
между базисом и надстройкой,
о котором шла речь в первой
главе. В широком методологическом
смысле революция есть результат
разрешения коренных противоречий в
базисе - между производственными
отношениями и перерастающими их
рамки производительными
В одной из своих работ, посвященных анализу ситуации в Индии, К. Маркс утверждает, что периодические изменения в правлении, смена королевских династий не могут сами по себе привести к изменению природы общества и характера преобладающего в нем способа производства. Революция же, по Марксу, представляет собою именно не что иное, как переход от одного способа производства к другому, как это имело место, например, при переходе от феодализма к капитализму, происшедшему благодаря буржуазной революции.
Центральным в марксистской теории социальной революции является вопрос о борьбе основных антагонистических классов. Непосредственным выражением упомянутого выше противоречия в экономическом базисе выступает классовый конфликт, который может принимать разнообразные формы - вплоть до самых взрывных. Вообще говоря, в соответствии с марксистской теорией, вся человеческая история - это не что иное, как история непрерывной классовой борьбы.
Из двух основных антагонистических классов один всегда является передовым, выражающим насущные интересы и потребности социального прогресса, другой - реакционным, тормозящим (исходя из собственных интересов) прогресс и упорно не желающим уходить с исторической авансцены. В чем состоит задача передового (для данной общественно-экономической формации) класса? Прежде всего, в перехвате исторической инициативы у своего антагониста и в сломе его гегемонии. Сделать это непросто, ибо за плечами господствующего класса - не только экономическая и военная мощь, но также вековой опыт политического правления, а главное - в его распоряжении находятся информация, знания, культура. Значит, для выполнения своей исторической миссии передовой класс должен решить, как минимум, две задачи. Во-первых, ему необходимо получить соответствующие знания, образование. Здесь в качестве учителей и наставников обычно выступают наиболее дальновидные и мудрые представители старого класса, которые, переходя в стан сторонников передового класса, таким образом, играют роль своего рода Прометеев, похищающих у владык Олимпа божественный огонь и несущих его людям. Во-вторых, нужно быть готовым к активному применению насилия, ибо старое без боя не сдаст своих позиций.
В конце прошлого века в рамках
самого марксизма возникло влиятельное
течение, основоположником которого был
ученик и соратник К. Маркса Э. Бернштейн.
Он поставил себе целью применить
основные положения марксовой теории
к анализу тех тенденций, которые
сложились в развитии западноевропейского
капиталистического общества на границе
двух веков. Выводы, к которым он
пришел, состояли, прежде всего, в том,
чтобы, сохранив верность основам марксовых
теоретических постулатов, в то же
время "ревизовать", т.е. пересмотреть
некоторые радикальные
Не будем касаться всех моментов
этой дискуссии. Отметим лишь те из
них, которые имеют непосредственное
отношение к теме нашего разговора.
Бернштейн усомнился в
Ранняя капиталистическая
Предполагается, что одной из причин,
по которым конфликт приобретал жесткий
характер на заре капитализма, было разрушение
доиндустриальных социальных связей и
нормативного регулирования. С завершением
перехода к зрелой индустриальной эпохе
развиваются новые регуляторные
и интегративные институты. Институционализация
проистекает из отделения и автономии
политического конфликта от социального,
так что один уже не накладывается
на другой. Рост гражданских прав означает,
что интересы, которые доминируют
в промышленности, больше не управляют
политикой. Гражданство также интегрирует
рабочих в обществе. К категории
институционализации относится
еще один процесс: развитие специализированных
институтов для урегулирования конфликтов
в промышленности, если уж он отделен
от политического. Государство в
качестве своеобразного арбитра
вырабатывает нормы и правила, по
которым должны разрешаться противоречия
между работодателями и наемными
работниками. Тред-юнионы и коллективные
сделки между работодателями и тред-юнионами
- это составные части
Информация о работе Социальная эволюция и социальная революция