Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:54, курсовая работа
В свое курсовой работе автор пытается рассмотреть основные особенности двух концептуальных подходов к процессу социального изменения - эволюционного и революционного, а также привлечь внимание читателя к некоторым их разновидностям.
Необходимо подчеркнуть, что свои
выводы Бернштейн относил
В самом деле, что должен передать
капитализм социализму в качестве,
так сказать, базовых элементов
дальнейшего развития? В первую очередь,
конечно, материально-технический
Во-вторых, именно от капитализма новый
строй должен унаследовать высокоразвитую
демократию. Демократия в буржуазном
обществе утверждается не по высочайшему
повелению, а вполне органично вплетается
в ткань всей общественной жизни,
образуя естественные объективные
условия существования, максимально
благоприятную среду для
Создание всех этих условий перехода
от капитализма к социализму (приведенных
здесь, разумеется, не полностью) - то есть
революционных перемен при
Таким образом, требования марксистской логики предусматривали, что социалистическая революция должна произойти, прежде всего, в наиболее индустриально развитых странах Западной Европы и Америки, поскольку они в наибольшей степени "созрели" для этого. Между тем В.И. Ленин, как известно, выдвинул собственную гипотезу о том, что социалистическая революция в первую очередь должна произойти в наиболее слабом звене общей капиталистической цепи и послужить своего рода "запальным фитилем" для мировой социалистической революции. И он достаточно энергично действовал в направлении претворения этой гипотезы в жизнь...
Впрочем, и после Ленина многие социологи обращали пристальное внимание на то, что главные революции ХХ века свершались отнюдь не в "центре", а на "периферии" мирового развития, в наиболее отсталых регионах Азии и Латинской Америки, в то время как в "центре" классовые конфликты хотя и не прекращались, но все более и более кристаллизовались в те формы, которые сегодня получили в социологии наименование институционализации конфликта.
Ленинский тезис и сегодня не
потерял окончательно своего влияния
на социологов марксистской школы. Так,
еще в 1966 году французский социолог
Л. Альтюссер настойчиво повторял мысль
о том, что революция, скорее всего,
вероятна в самом слабом звене
капиталистического общества, ибо там
наиболее отчетливо проступают социальные
противоречия. Однако основную проблему
для современных марксистских теорий
революции представляет жизнеспособность
мирового капитализма (несмотря на очевидное
наличие и политических конфликтов,
и промышленных забастовок, и экономических
спадов). Отсутствие революционных
выступлений рабочего класса они
объясняют, как правило, уравновешивающей
ролью возрастания
Позиции марксистской социологии революции
еще более существенно
2.2 Современные революционные теории
Социологи, не связанные с марксистской традицией, также проявляли немалый интерес к проблемам социальной революции. При огромном разнообразии теоретических подходов можно было бы выделить несколько этапов периодического "волнообразного" нарастания такого интереса.
Первый этап относился к концу XIX - началу XX веков, когда появляется ряд работ таких социологов, как Б. Адамс, Г. Лебон, Ч. Эллвуд и др., которые интересовались, прежде всего, исследованием проблем социальной нестабильности и социального конфликта и именно через эту призму рассматривали все, что было связано с революцией.
Второй - и очень сильный - всплеск
интереса социологов к социальной революции
был связан с событиями 1917 года в
России - Февральской буржуазно-
По мнению Сорокина, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:
Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.
Важным рубежом в развитии социологических
концепций революции стали 60-е
годы. Этот период вообще характеризуется
серьезной нестабильностью во всех
сферах социальной жизни, причем не только
на слаборазвитой "периферии", но
и в сравнительно благополучном,
сытом индустриальном "центре".
В эти годы в целом ряде западных
стран произошли крупные
Попытаемся кратко описать суть
некоторых социологических
Теория циркуляции элиты. Одним из основоположников этой теории был итальянский экономист и социолог Вильфред Парето. Он считал, что любое общество делится на элиту (т.е. небольшую группу людей, обладающих наивысшим индексом деятельности в той области, которой они себя посвятили - прежде всего, в управлении) и неэлиту, т.е. всех остальных. В свою очередь, элита включает в себя два основных социальных типа: "львов" - тех, кто обладает способностью к насилию и не останавливается перед его применением, и "лис" - тех, кто способен манипулировать массами с помощью хитрости, демагогии и лицемерия. Процесс периодической смены их у власти образует своеобразную циркуляцию. Эта циркуляция носит естественный характер, потому что "львы" в большей степени приспособлены к поддержанию статус-кво при постоянных условиях, в то время как "лисы" адаптируемы, инновативны и легче заменяемы. Когда тот или иной тип задерживается у власти слишком долго, он начинает деградировать, если не уступит другому типу, или же не будет рекрутировать в свои ряды тех представителей низших слоев (неэлиты), которые обладают необходимыми способностями (тоже своеобразная "циркуляция", но уже персонального состава данного типа элиты). Эта деградация и создает революционную ситуацию, весь смысл которой, по сути, сводится к обновлению либо типа, либо персонального состава элиты. Другими словами, революция происходит тогда, когда не обеспечивается своевременная циркуляция элиты. Следовательно, одна из основных социальных функций революции заключается в прочищении каналов социальной мобильности. Если не происходит своевременной циркуляции элиты - мирным ли путем, с помощью ли насилия, - общество может просто погибнуть или, по меньшей мере утратить, национальную независимость.
Теории модернизации. Само понятие "модернизация" - это, по выражению А. Ковалева, "нечеткий собирательный термин, который за рубежом относят к разнородным социальным и историческим процессам, как исторически сопровождающими индустриализацию в странах развитого капитализма, так и в сопутствующих ей ныне странах " третьего мира" после крушения колониальной системы". Отсюда некоторые производные термины, используемые в социологических текстах: "пре-модернистский", т.е. относящийся к тому, что имеет место в доиндустриальный период развития, в традиционном обществе; "постмодернистский" - характерный для обществ, переросших рамки индустриализации, в ступивших в постиндустриальный период развития.
Следует отметить, что теория модернизации
в американской социологии была господствующей
аналитической парадигмой для объяснения
глобальных процессов, посредством
которых традиционные общества достигали
современного состояния. (1) Политическая
модернизация включает в себя развитие
ряда ключевых институтов - политических
партий, парламентов, права участия
в выборах и тайного
В рамках этих теорий акцент делается
на концепции, рассматривающей революцию
как кризис, возникающий в процессе
политической и культурной модернизации
общества. Речь идет о том, что наиболее
благоприятная почва для
Существуют также концепции, носящие
в значительной степени социально-
Информация о работе Социальная эволюция и социальная революция