Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:54, курсовая работа
В свое курсовой работе автор пытается рассмотреть основные особенности двух концептуальных подходов к процессу социального изменения - эволюционного и революционного, а также привлечь внимание читателя к некоторым их разновидностям.
Суть меры относительных лишений
состоит в разрыве между
Таковы основные подходы социологов к объяснению факторов и механизмов социальной революции. Однако существуют и концепции социальных революций несколько иного типа.
Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистски ориентировочных течений, характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии.
Настоящим ядром «неомарксизма» -
и в организационно-
Франкфуртская школа сыграла очень
большую – в некоторых
Идеологи Франкфуртской школы противопоставляют свою теорию подлинного марксизма - советскому марксизму-ленинизму (который, по их мнению, не соответствовал нашему времени, не способен был дать «критику развитого индустриального общества» и придерживался ряда «устаревших догм»).
Первое, что предлагают сделать
«неомарксисты» - это отказаться от
положения марксизма о
Второе – субъектом революции могут стать лишь те, кто еще не стал рабом «одномерного сознания». К ним они относили расовые, национальные и религиозные меньшинства США; критически мыслящую интеллигенцию и студенчество капиталистических стран; отсталые и нищие народные массы «третьего мира».
В-третьих, в соответствие с суждением
Маркузе, социальной революции должны
предшествовать «революция человека»
(его великий отказ
Маркузе является автором ряда популярных
книг: "Разум и революция" (1941), "Эрос
и цивилизация" (1955), "Советский марксизм"
(1958), "Одномерный человек" (1964), "Эссе
об освобождении" (1969), "Конец утопии",
"Контрреволюция и бунт" (1972) и др.
Подвергая в этих работах критическому
анализу индустриальное ("позднекапиталистическое")
общество, ученый считает, что благодаря
характерным для него технологиям оно
зашло в тупик тоталитаризма. Технология
не может быть безразличной по отношению к обществу и личности: в условиях капитализма
она способствует подавлению индивидуальности
и свободы. Происходит выравнивание людей
на уровне их "усреднения", что облегчает
осуществление власти и господства одних
над другими. Именно при таких технологиях
возникает "одномерное общество".
Поскольку в нем индивид не в состоянии
критически оценить ни общество, ни свое
место в нем, ни тем более перспективы
собственного развития, он становится "одномерным человеком".
Его многомерное культурное, социальное,
моральное, чисто человеческое, индивидуальное
(антропологическое) развитие становится
невозможным.
Такой подход есть не что иное, как продолжение
"критической теории" М. Хоркхаймера.
Согласно Маркузе, современное индустриальное
общество обеспечивает нейтральные позиции
и молчаливое с ним согласие своих членов
тем, что сначала способствует формированию
у них определенной структуры элементарных
жизненных ("витальных") потребностей
("влечений", как он их характеризует),
соответствующих требованиям этого общества
и не выходящих за его социокультурные
пределы; затем создает необходимые условия
для удовлетворения этих потребностей
или по крайней мере не препятствует их
реализации.7 Главными
среди них, вслед за З. Фрейдом, оказавшим
глубокое влияние на идеи Маркузе, последний
считал сексуальные потребности ("влечения").
Все это означает, что революция против
такого "одномерного" общества может
быть успешной лишь тогда, когда она выйдет
на уровень витальных антропологических
потребностей. Речь идет о том, чтобы создать
необходимые предпосылки, способствовать
превращению социальной революции в антропологическую,
т.е. сексуальную, или, точнее говоря, соединению
их в единую революцию.
Таким образом, Маркузе был поставлен
один из центральных социологических
вопросов: "Как возможна революция в
позднекапиталистическом обществе?".
Эту проблему он решал многие годы. В конце концов социолог пришел к выводу,
что такое решение может иметь трехуровневый
характер. Первым уровень оказался сугубо
индивидуальным, антропологическим; предполагалось,
что революция должна была стать сексуальной,
поскольку речь идет об "освобождении"
подавленных капиталистическим обществом
эротических влечений. Второй уровень
имел уже культурный характер. Здесь главным
является борьба против "репрессивной
культуры" индустриального общества.
Суть же "культурной революции" состоит
в победе авангардистского сюрреалистического
искусства, в котором выражается бунт
названных выше влечений.
Наконец, на третьем социальном уровне
ряд общественных групп, не интегрированных
в современное индустриальное общество
(представители стран "третьего мира",
люмпенизированные слои, бунтующие, не
согласные с истеблишментом, интеллектуалы,
студенты, сексуальные и этнические меньшинства
и т.д.), осуществляет социальную революцию,
направленную против "Позднекапиталистического
общества", стремящегося к тоталитаризму,
репрессивной культуры этот общества
и господствующего авторитарного тина
личности.
В этой связи специально следует отмстить
отказ Маркузе (и других представителей
Франкфуртской школы) видеть в рабочем
классе главную революционную силу (как
полагал Маркс, с идеями которого поэтому
вопросу шла активная полемика). Основной
аргумент состоял в том, что рабочим классом
стали успешно управлять с помощью "массовой
культуры" и он перестал представлять
угрозу для индустриального общества.
Поэтому па авангардные революционные
позиции выдвигаются названные выше новые
социальные силы.
Таким образом, к концу 1960-х гг. у Маркузе
сложилась трехуровневая социологическая концепция
революции, соединившая в себе сексуальную,
культурную и социальную составляющие.
Эта концепция получила большой резонанс
у новых левых, молодежного (студенческого)
движения, объявивших "тотальную революционную
войну" против капиталистического общества.
Концепция обеспечила социологу огромную
популярность среди различных групп и
движений, и прежде всего среди экстремистов.
Однако, увиден практическое воплощение
своих идей в терроризме, нигилизме, аморализме,
он испугался такого резонанса своих идей
и их последствий, а потому отмежевался
от левых экстремистов, что привело к резкому
падению его авторитета в левых кругах.
Особенно заметно это стало после выхода
в свет его работы "Контрреволюция и
бунт", в которой экстремистские и террористические
действия в 1968-1969 гг. получили осуждение.
Идея "Великого Отказа" от "репрессивной
тотальности" капиталистического общества,
на основе чего только и можно построить
свободное сообщество людей, - а это была
одна из центральных социологических
идей Маркузе - не нашла в его творчестве
необходимых и реальных механизмов и средств
для своего осуществления.
Данные основные идеи, сформулированные
особенно четко Г. Маркузе, получили
философское и социологическое
обоснование в трудах и других
теоретиков Франкфуртской школы, которые
также утверждали, о извечности непреодолимости
противоположности между
Одним из ярких представителей второго
поколения Франкфуртской Школы
был Юрген Хабермас. Как и старшие
франкфуртцы, Хабермас был и остается
критиком капитализма. И сегодня
он обосновывает ту мысль, что капитализм
не в состоянии реализовать тот
социальный, культурный и нравственный
потенциал, который современная
история предоставила в его распоряжение.
И ныне Хабермас выдвигает обвинения
в адрес капиталистической
Итак, Хабермас учел новейшие изменения
капитализма, приведшие к его
стабилизации в экономической сфере,
и перенес критические удары
на "колонизирующее воздействие"
капитализма в тех областях, которые
он сам был склонен считать
заповедными землями
Неомарксизм не представлял
собой однородного философского
направления. Но наибольшим влиянием в
философских кругах пользовались увлекавшиеся
марксизмом экзистенциалисты и представители
Франкфуртской школы. Сартр в
своем стремлении понять практическую
деятельность человека опирается на
марксовы 'Тезисы о Фейербахе', считая
при этом, что сам Маркс ближе
к созерцательному
Сартр трактует единство теории и практики как растворение познания в действии. "Марксизм Маркса, - пишет он, - отмечает диалектическую противоположность познания и бытия, содержал в качестве имплицитного требования экзистенциональное основание теории. В конце концов, для того, чтобы такие понятия, как овеществление или отчуждение, приобрели весь свой смысл, надо было, чтобы исследователь и исследуемое составляли одно целое."9 При этом Сартр высоко оценивал марксово понимание истории, при котором 'детали' включались в общую картину, учитывался момент субъективности, и считал, что антимарксистские аргументы оказываются обманчивым омоложением домарксистских идей. Собственную аргументацию, особенно в 'Критике диалектического разума', Сартр неоднократно подкрепляет ссылками на Маркса. Мерло-Понти в 'Приключениях диалектики' уделяет немало места трактовке марксовой диалектики, считая, что Маркс без существенных изменений применяет гегелевское изложение отчуждения и опредмечивания.
Заключение
Таким образом, и социальная революция и социальная эволюция представляют собой качественный переход обществ и человечества от одной формации и цивилизации к другим. Но в одном случае социальный конфликт не доводится до стадии развертывания (и насилия) между противоположными классами, а в другом случае - доводится. И вина за случившееся лежит на господствующих классах, допустивших такое развитие событий, т.е. на субъективном факторе. В этой связи можно сказать, что пролетарско-социалистическая революция в России произошла по вине российского дворянства и буржуазии, оказавшихся неспособными понять и выразить в политических решениях интересы российского крестьянства и рабочих. Поэтому винить за разрушение России и установление советской власти нужно не пролетариат и большевиков, а дворянство и буржуазию России во главе с царем и Госдумой. И революции 1991 г. в СССР можно было избежать, осуществив социальную эволюцию в направлении буржуазного социализма. Но правящая КПСС оказалась неспособной на социальную эволюцию (реформирование) СССР. Это, правда, не привело к краху СССР по "югославскому варианту", произошел достаточно умелый демонтаж советского общества, осуществленный стихийно Горбачевым и Ельциным.
Анализ истории показывает, что
в политических и экономических
обществах социальные революции
являются типичным явлением, что связано
с отставанием базиса от происходящих
в обществе экономических и
Каковы же общие причины социальных
эволюции и революций? Этими причинами
является разноскоростное и
Список использованных источников и литературы:
1) Маркович Д. М. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп./ Пер. с сербского.-М..: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-432 с.
2) Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций.-М.: Мартин, 1999.-364 с.
3) Коротаев А.В. Социальная эволюция. М.: «Восточная литература», 2003.
4) Мирошниченко И.В. Социология. М: А-Приор, 2009. – 128 с.
5)Кирдина С.Г. Социальные изменения. Социологическая энциклопедия, т. 2, 2003.
6) Парсонс Т.О социальных системах. М, 2005.
7) Социология: Основы общей теории, под ред. Г.В. Осипова, М: 1997.
8)Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2004.
9) Гидденс Э. Социология. М: 1999.
10) Лапин Л.И. Общая Социология М., 2006 г.
11) А.И. Кравченко. Социология. Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2002.
12) З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов. Общая социология.: Учебное пособие. – М.: Гардарики. 2005.
13) Общая социология.: Учебное пособие/Под. Общей ред. проф.А.Г. Эфендиева. -М.: ИНФРА-М, 2005.
14) Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.,2004
15)Д. Широ. Социальное изменение в современной эре.
Информация о работе Социальная эволюция и социальная революция