Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:57, курсовая работа
Картину мира, по признаку взаимодействия государства и экономики, невозможно понять без некоторой типологизации национальных примеров взаимодействия. В экономической литературе такая типологизация связана с использованием устоявшегося термина «модель экономики».
Научный и практический интерес к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора наиболее достижимого и привлекательного образца подражания.
Введение…………………………………………………………….....…………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты понятия
«Социально - экономическая модель»…………………………………………..5
Глава 2. ЭКОНОМИКА………………………………………………….……11
2.1 Общие макроэкономические показатели страны………………………….13
2.2 Валюта и Финансы…………………………………………………………..14
2.3 Банковская система………………………………………………….………16
2.4 Фондовый Рынок…………………………………………………………….19
2.5 Денежно-кредитная политика………………………………………………20
2.6 Налогово-бюджетная политика…………………………………………….21
2.7 Внешняя Торговля………………………………………………………..…22
2.8 Рыболовство…………………………………………………………………24
2.9 Сельское хозяйство………………………………………………………….25
2.10 Энергетика………………………………………………………………….27
2.11 Государственный бюджет и Ценовая Политика…………………………29
2.12 Финансовый кризис………………………………………………………..30
Глава 3. ОБЩЕСТВО…………………………………………………………32
3.1 Уровень жизни и Структура общества…………………………………….32
3.2 Здравоохранение и Социальное обеспечение…………………………......34
3.3 Религия……………………………………………………………………….36
3.4 Образование……………………………………………………………….…37
3.5 Особенности законодательства Исландии…………………………………38
Заключение.……………………………………………………………..………..40
Список Литературы…………………………………………………………...…42
2.5 Денежно-кредитная политика
В Исландии регулятором денежной массы является Центральный банк Исландии, который координирует денежно-кредитную политику страны. Главные задачи Центрального Банка Исландии: стабилизация цен, управление инфляцией и курсом национальной валюты страны. Центральный банк Исландии должен каждый год опубликовать данные о денежной массе страны, а также дать оценку национальной валюте и предсказать инфляцию на три года вперед, исходя из исследований динамики макроэкономических показателей. Главная цель Центрального банка Исландии — стабилизация цен и удерживание инфляции на низком уровне. Интервенция в иностранную валюту допускается только если с помощью ее удерживается рост инфляции. Из-за высокого уровня инфляции ставка рефинансирования центрального банка беспрерывно росла до января 2009 года, когда она составляла 18 % и была одной из самых высоких в мире. После того как Центральный банк
Исландии несколько раз уточнял ставку рефинансирования, снижая ее, в мае
2009 года ставка достигла уровня 13 % (уровень сентября 2006 года), а в третьем квартале 2010 года ставка была снижена до 4,5 %22
2.6 Налогово-бюджетная политика
До 2008 года бюджет страны был профицитным, в отдельные годы был небольшой дефицит. Однако в 2008 году дефицит бюджета Исландии составил 1,4 млрд. долларов США.
В программе МВФ по оказании помощи наиболее уязвимым странам мира Исландия занимала одно из главных мест. Хотя и бюджет Исландии всегда имел социальное направление, главной целью налогово-бюджетной политики страны во время кризиса стало повышение социальных расходов.
В 2009 году автоматические стабилизаторы действовали с небольшими ограничениями, что означает, что обширная система социальной защиты Исландии помогла смягчить удар для наиболее уязвимых групп.
На 2010—2012 годы была запланирована фискальная консолидация, которое имеет своей целью постепенный и упорядоченный возврат к устойчивым уровням заимствования при сохранении принятой Исландией североевропейской модели государства всеобщего благосостояния.
С этой целью в бюджете на 2010 год были сохранены ключевые программы социальных расходов и даже были введены новые программы для решения конкретных проблем. Среди новых программ искоренение безработицы среди молодежи и чрезмерной задолженности домашних хозяйств.
Теперь в процессе планирования бюджета главное место отводится консультациям с социальными партнерами и достижению консенсуса.23
Финансовой основой скандинавской социальной политики является государственный бюджет, который предполагает довольно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен высокий уровень налогового бремени. Например в Швеции и Дании налоги составляют 52-63%, в Финляндии - 33-36% ВВП.
Особенностью исландского налогообложения является то, что к разным группам товаров и услуг применяются различные ставки НДС.
В Исландии существуют девять налоговых ведомств, каждое из которых управляется начальником налогового департамента. В Исландии одна из самых высоких налоговых ставок. Так ставка налога на добавленную стоимость - 24,5 %. 24
Ставки налога на прибыль в Исландии:
37,2 % — для частного предпринимателя
26 % — для партнёрства. Сами партнёры освобождаются от дальнейшего налогообложения в Исландии;
18 % — для компании и филиала. Выплачиваемая акционерам прибыль подлежит дополнительному налогообложению по ставке 15 %.
Базой для удержания
Эти налоги удерживаются каждый месяц например с зарплаты или других доходов.
По этим данным можно сказать, что в стране действует довольно либеральное налоговое законодательство. В связи с этим в Исландии довольно благоприятные условия для развития бизнеса.
2.7 Внешняя Tорговля.
Для внешней торговли до
недавних пор был характерен
отрицательный баланс, поскольку
Исландия не обладала
В настоящее время эту тенденцию удалось переломить. Стоимость экспорта достигла 2,3 млрд. долл. США, а импорта – 2,1 млрд. долл. США.26
Экономика Исландии сильно зависит от экспорта. Морская продукция составляет большую часть экспортируемых товаров и поэтому состояние экономики является весьма чувствительным к мировым ценам на рыбную продукцию.
Другие важные товары, идущие на экспорт это алюминий, железо-кремниевые сплавы, диатомит (осадочная горная порода), механическое и электронное оборудование для рыбной промышленности, нефтепродукты, программное обеспечение, шерстяные изделия и текстиль, продукты сельского хозяйства и т.д. Цемент является одной из важнейших импортных продукций Исландии. Также Исландия экспортирует лошадей в Европу и Америку.
Относительная либеральная торговая политика Исландии усилилась за счет присоединения к Европейской экономической зоне в 1993 году.
Большая часть экспорта Исландии направлена на Европейский Союз (ЕС) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Норвегию, Данию, США, Японию. В 2005 году стоимость экспорта Исландии составила
$ 3215000000. 27 Большинство сельскохозяйственной продукции импортируется по высоким тарифам. Импорт некоторых продуктов, например таких, как сырое мясо сильно ограничен по фито-санитарным соображениям.28
Основные партнеры Исландии по экспорту: Германия (18%), Великобритания (17,5%), Нидерланды (11%), США (11%), Испания (5%), Дания (5%), Португалия (4%), Норвегия (4%).
Основные партнеры по импорту : Норвегия 9%, Бразилия 8.7%,
Нидерланды 8.5%, US 8.1%, Германия 7.5%, Дания 7%, Китай 6%, Финляндия 5.4%, Швеция 5.2%, Великобритания 5.1%
В 2005 товарооборот Исландии с Россией составил 55 млн долларов. В исландском экспорте преобладают рыба и рыбопродукты, промышленная продукция. 29 В российском экспорте - нефть, нефтепродукты, металл, пиломатериалы. Среди перспективных отраслей сотрудничества специалисты называют геотермальную энергетику, разработку программного обеспечения, туризм. В настоящее время ведутся переговоры между «Русским алюминием» и правительством Исландии относительно инвестирования в исландскую алюминиевую промышленность.30
2.8 Рыболовство
До Второй мировой войны основу экономики Исландии составляли рыболовство и сельское хозяйство. После войны возросло значение рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности, которые дают около 75% поступлений от экспорта.31 И хотя в этих отраслях занята небольшая часть населения (около 12 %), они во многом определяют характер экономической жизни страны.
Главную роль играет ловля трески и сельди.
Но в последние годы уловы этой рыбы уменьшились в связи с общим сокращением рыбных ресурсов в северной части Атлантического океана. Второе место по значению теперь занимает мойва, третье место - сайда.
В среднем улов сельди, трески, мойвы и сайды составляет 1,6 млн. тонн в год, а всех видов рыб - 2 млн. тонн в год.
С середины 19 в. до
1970-х годов коммерческий
В течение ряда лет Россия
и Исландия не могли
2.9 Сельское хозяйство.
До начала 20 века Исландия была в основном сельскохозяйственной страной, но по необходимости сельское хозяйство всегда было ограничено в объеме. Обрабатываемые пространства оценивались только в 1% всей территории страны. Активный сезон роста - всего лишь 4 - 5 месяцев. Фермерство ориентировано на культивацию травы и животноводстве.
Овцеводство всегда было самой важной отраслью животноводства: в Исландии насчитывается около 460 тысяч овец
(что почти в два раза превышает число жителей страны - 320 тыс.человек)33 Несколько десятилетий назад разница была намного больше.
Летом овцы пасутся на пастбищах в горах, а осенью их собирают в загонах, сортируют по меткам владельцев и проводят частичный забой. Такая система складывалась в течение многих веков. На исландских фермах содержатся и многие другие виды животных.
Насчитывается около 73 тыс. голов крупного рогатого скота и 350 тыс. голов домашней птицы. На исландских фермах разводят коз, свиней, черно-бурых лисиц и норок. Характерно наличие большого поголовья лошадей местной породы - исландских пони (их насчитывается около 79 тысяч), которые широко используются для конного туризма. Наиболее важная продукция ферм - сено. Значительные успехи были достигнуты в развитии парникового хозяйства на базе использования термальных источников. Основную часть парниковой продукции составляют помидоры и огурцы, производят также другие овощи, цветы, бананы и виноград. Государство оказывает поддержку сельскому хозяйству, выделяя субсидии и ограничивая импорт продовольствия.
Обрабатывающая промышленность.
В Исландии практически отсутствует
горнодобывающая промышленность, лишь
в небольших масштабах ведется разработка
месторождений бурого угля, пемзы и исландского
шпата ( разновидность минерала ).
Промышленность в Исландии
стала быстро развиваться лишь
после Второй мировой войны, и
в настоящее время в ней
занята примерно треть
Привлекаемые экологически чистой энергией гидроэлектростанций и геотермических электростанций по конкурентно способным ценам иностранные инвесторы разрабатывают проекты, включающие большее производство алюминия и переработку магния.
Первоочередным направлением в промышленности Исландии является развитие производства вoдoрoднoгo тoпливa - возможного заменителя бензина в XXI веке, который не будет загрязнять окружающую среду.
2.10 Энергетика.
Исландия обладает большими
запасами гидроэнергии. Потенциальная
выработка гидроэнергии
Около 70% энергии в Исландии
производится из местных
В 2009 году Исландия вышла на первое место в мире по выработке электроэнергии гидроэлектростанциями на душу населения. Произошло это за счет ввода в эксплуатацию в этой островной стране вулканов гидроэлектростанции "Каурахньюкар" мощностью 690 МВт. ГЭС построена в 2003-2009 годах, основной ее задачей является энергоснабжение алюминиевого завода компании Alcoa мощностью 346 тыс. тонн в год. Стоимость строительства ГЭС составила $1,5 млрд.38
Свыше половины потребностей
Исландии в энергии
В конце ХХ в. потребление энергии в Исландии ежегодно увеличивалось в среднем на 7%.39 Примерно половина вырабатываемой энергии потреблялась энергоемкими отраслями промышленности. Треть энергопотребления удовлетворялась за счет импортного топлива. Даже при более высоком уровне развития энергетики страны рыбопромысловый флот останется главным потребителем импортной нефти.
2.11 Государственный бюджет и Ценовая Политика.
Основные источники государственных доходов – налоги, таможенные пошлины и прочие платежи. Государство получает значительные доходы от коммерческих предприятий, которыми оно распоряжается, например от почтовой, телефонной и телеграфной связи, каботажного судоходства, а также ряда монополий (продажа алкогольных напитков и табачных изделий).