Социальная политика Исландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Картину мира, по признаку взаимодействия государства и экономики, невозможно понять без некоторой типологизации национальных примеров взаимодействия. В экономической литературе такая типологизация связана с использованием устоявшегося термина «модель экономики».
Научный и практический интерес к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора наиболее достижимого и привлекательного образца подражания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....…………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты понятия
«Социально - экономическая модель»…………………………………………..5
Глава 2. ЭКОНОМИКА………………………………………………….……11
2.1 Общие макроэкономические показатели страны………………………….13
2.2 Валюта и Финансы…………………………………………………………..14
2.3 Банковская система………………………………………………….………16
2.4 Фондовый Рынок…………………………………………………………….19
2.5 Денежно-кредитная политика………………………………………………20
2.6 Налогово-бюджетная политика…………………………………………….21
2.7 Внешняя Торговля………………………………………………………..…22
2.8 Рыболовство…………………………………………………………………24
2.9 Сельское хозяйство………………………………………………………….25
2.10 Энергетика………………………………………………………………….27
2.11 Государственный бюджет и Ценовая Политика…………………………29
2.12 Финансовый кризис………………………………………………………..30
Глава 3. ОБЩЕСТВО…………………………………………………………32
3.1 Уровень жизни и Структура общества…………………………………….32
3.2 Здравоохранение и Социальное обеспечение…………………………......34
3.3 Религия……………………………………………………………………….36
3.4 Образование……………………………………………………………….…37
3.5 Особенности законодательства Исландии…………………………………38

Заключение.……………………………………………………………..………..40

Список Литературы…………………………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

Социально-Экономическая модель Исландии.docx

— 149.42 Кб (Скачать файл)

 

Помимо обычных государственных расходов, правительство Исландии тратит средства на содержание артистов и писателей и на субсидирование сельского хозяйства и различных промышленных отраслей.

64% расходов госбюджета Исландии  идет на социальную сферу. Доходы 

в 2002 составили 3,5 млрд. долл. США, расходы – 3,3 млрд. долл. Внешний долг составлял в 1999 размеров в 2,6 млрд. долл.40

 

Еще несколько лет назад Исландия была одной из самых дорогих стран мира, превосходя по уровню цен даже государства Северной Европы. Однако после обвала курса национальной валюты в 2009 году стоимость жизни здесь стала соответствовать среднеевропейской.41 В среднем цены на продукты питания, товары и услуги в Исландии достаточно высокие, по сравнению например с Россией, но в то же время уровень цен соответствует средней заработной плате.

 

 

 

 

 

2.12 Финансовый кризис.

 

Финансовый кризис в Исландии 2008—2009 года — экономический кризис в Исландии, который был вызван крахом трёх главных банков страны из-за трудностей в рефинансировании их краткосрочных долгов и перетекания вкладов в Великобританию. Относительно размера экономики страны, кризис 2008—2009 года в Исландии — самая большая в истории экономическая катастрофа в масштабах одного государства.42

 

Одной  из причин кризиса является роковая ошибка Центрального банка Исландии, выбравшего в начале ХХ века в качестве основной стратегии регулирования финансового рынка, жесткий контроль за инфляцией посредством манипулирования процентной ставкой банковского рефинансирования. Тактика эта хорошо знакома практически всем большим европейским государствам и заключается в следующем: с начала каждого отчетного периода определяется (с помощью финансовой модели, разумеется) величина инфляции, а затем производится корректировка кредитного процента: если реальная инфляция становится выше «целевой», процент повышается, ниже «целевой» — понижается.43

 

Финансовый кризис имел серьёзные последствия для исландской экономики: стоимость валюты страны упала относительно доллара вдвое, сделки по иностранной валюте были фактически приостановлены в течение многих недель, рыночная капитализация исландской фондовой биржи, у которой 60 % активов были акциями обанкротившихся банков - понизилась более чем на 90 %.44

 

Премьер-министр Гейр Хорде в обращении к гражданам предупредил, что страна может стать банкротом. Экономическая ситуация в стране вызвала массовое недовольство и протесты, которые привели 23 ноября 2008 года к массовым беспорядкам в Рейкьявике. Углубление кризиса подогревало дальнейшие беспорядки, что привело к 25 января 2009 года к отставке министра торговли Исландии Бьоргвина Сигурдссона, а 26 января 2009 года премьер-министр Исландии Гейр Хорде объявил о немедленной отставке всего правительства страны.

1 февраля 2009 временное правительство  возглавила Йоханна Сигурдардоттир, представительница партий социал-демократов и зеленых.

3 января 2010 парламент Исландии  принял законопроект о выплате  вкладчикам из Великобритании  и Нидерландов 3,4 млрд долларов, однако президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон наложил вето на законопроект.45 Парламент назначил на 6 марта 2010 всенародный референдум по принятию законопроекта о выплате вкладчикам компенсации. 90 % исландцев проголосовали против выплаты компенсации.46

17 февраля 2011 Парламент Исландии  одобрил выплаты по банкротству  банка Icesave, однако президент страны Олафур Рагнар Гримссон не подписал соглашение с Великобританией и Нидерландами и предоставил народу право решить этот вопрос на референдуме. 57,7 % исландцев проголосовали против выплаты компенсации.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВО

 

Исландия, как и скандинавские страны, такие как Швеция и Норвегия, является государством всеобщего благосостояния.

В его обществе существует государственная ответственность за благосостояние граждан, которая не может быть возложена ни на самого индивида, ни на частную корпорацию или местную власть. Государство предоставляет льготы и решает проблемы социального обеспечения, особенно в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, поддержания доходов посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам, общей материальной помощи и т.п. Финансирование этих расходов осуществляется государственными страховыми программами и через систему налогообложения, которая уменьшает социальное неравенство посредством перераспределения ресурсов.

 

3.1 Уровень жизни и Структура общества.

 

В стране практически нет бедных и классовое расслоение менее выражено, чем во многих других странах. Возросшее благосостояние сопровождалось повышением экономической и социальной безопасности и равноправия.

 

Средний возраст населения– 34 года. Возрастной состав: моложе 15 лет – 22,7%; 15–64 года – 65,4%; старше 65 лет – 11,9%. Ежегодный рост населения в 2003 составил 0,49%. Уровень рождаемости – 14,13 на 1000; уровень смертности – 6,95 на 1000; детская смертность – 3,5 на 1000. Средняя продолжительность жизни 79,8 лет.47

 

После обретения независимости экономика Исландии значительно упрочилась, повысился жизненный уровень населения. В этом отношении Исландия опередила другие скандинавские страны и вошла в число самых богатых стран мира. В 2001 в стране действовало 197 тыс. телефонных линий, количество мобильных телефонов превысило 248 тыс. В 2002 более 220 тыс. исландцев пользовались Интернетом.48

 

Ранее, из-за дорогой жизни в стране поездки в Исландию даже среди европейцев считались большим снобизмом. На одни сувениры в Рейкьявике легко можно было потратить ползарплаты, а средний ужин в кафе без спиртного стоил $40. Но в настоящее время, жизнь в стране подешевела.

   Впрочем, сами исландцы практически  не страдали от ценовой политики  своей страны в докризисное  время. По официальным данным, минимальная  зарплата в стране составляла $1,5 тыс. (97 тыс. исландских крон), средняя  зарплата — $4,2 тыс., а начальный  уровень пенсии — $1,7 тыс. в месяц. При желании в Исландии можно  было вообще не работать: пособие  по безработице составляет $1,5 тыс.49

 

Исландцы имеют преимущественно скандинавское происхождение, будучи главным образом потомками викингов, переселившихся на остров в раннем Средневековье. Часть населения – потомки кельтов из Ирландии и Шотландии. Исландский язык является по существу диалектом древненорвежского. Но за 1000 лет, со времен викингов,  он изменился мало в отличие от других скандинавских языков и поэтому современные исландцы легко читают древние тексты.

 

 

Рабочее движение.

Трудовые ресурсы в Исландии (как и во всех странах Северной Европы) традиционно отличаются высоким качеством, т.е. высоким уровнем образования и профессионально-квалификационной подготовки. Соответственно, стоимость рабочей силы в Скандинавии довольно высока.

 

Профсоюзы играют важную роль в экономической жизни Исландии. Первый профсоюз был организован в 1887, а Ассоциация профсоюзов – в 1916. Радикальные партии получили большую поддержку от членов профсоюзов. Ассоциация работодателей была создана в 1934.

Кооперативное движение.

В Исландии так же, как и в других скандинавских странах, сильно развито кооперативное движение, восходящее к 1882. Во всех общинах были созданы кооперативы, которые охватывали 1/5 населения.

Однако из-за экономических трудностей кооперативное движение пошло на убыль и в 1990-х годах, по существу, распалось.

 

3.2 Здравоохранение и Социальное обеспечение.

 

Исландия – государство, в котором широко действуют социальные программы. В крупных городах имеются центры здравоохранения, осуществляющие охрану материнства и детства, вакцинацию и т. д.

Мероприятия по страхованию на случай болезни и при утрате трудоспособности было приняты еще в конце 19 в., а в 1936 была утверждена расширенная программа социального страхования по болезни и от несчастных случаев, пособий по безработице, на содержание детей, лицам пожилого возраста и инвалидам. Программа распространяется на всех граждан Исландии.

 

Большое внимание уделяется здравоохранению. Показателями заботы государства о здоровье населения служат большая продолжительность жизни (76 лет для мужчин и 81 год для женщин) и очень низкая детская смертность (около 4,4 на 1000 новорожденных).50

Главным образом, огромное влияние на стимуляцию рождаемости оказали материальные дотации, предоставляемые семьям и длительные отпуска по уходу за ребенком, на которые, к слову, имеют право не только матери, но и отцы. Данные меры является составной частью сильнейшей социальной политики, что в сумме и дает такие высокие показатели. Столь удачная социальная политика Исландии имеет место во всех Скандинавских странах, занимающих ведущие места в рейтингах ООН.

 

Численность населения Исландии составляет 320 тыс. человек.51 В списке стран по численности населения она занимает 177 место.

Плотность населения Исландии составляет 3 человека на км². (191 место)

Страна разделена на 50 медицинских округов. Функционируют 25 больниц, которые оказывают медицинскую помощь, включая оперативную, на самом высоком уровне. Некогда настоящим бичом в Исландии был туберкулез, в настоящее время он практически искоренен.

Имеются два санатория и реабилитационный центр, которые раньше предназначались для больных туберкулезом, а затем были перепрофилированы. Так же в Рейкьявике имеется психиатрическая клиника.

Исландцы придумали страховку — от пожара и чумы на острове начали страховать еще в 1151 году.52

 

 

Муниципальные услуги

В общей сложности около 7 тысяч семей получили поддержку муниципальных доходов в 2010 году, это на 15,3% больше, чем в период с 2008 года. Государством было выделено много средств на семьи одиноких женщин с детьми (27,1%) больше всех нуждающихся в материальной поддержке.

В 2011 году, среди получивших материальную поддержку от государства было 11 468 лиц, или 3,6% жителей страны, из низ 3974 детей (в возрасте 17 лет и младше) или 5% всех детей Исландии.53

 

3.3 Религия.

 

   Больше 80% населения Исландии  принадлежит к евангелической  лютеранской церкви, более 4% – к  другим протестантским конфессиям (прежде всего, адвентистам седьмого дня), около 2% - к римско-католической церкви, 7% – к другим конфессиям.54

   В Исландии господствующая  евангелическая лютеранская церковь, которая поддерживается государством. Вместе с тем обеспечена свобода  вероисповедания. Исландия составляет  одну крупную епархию с резиденцией  епископа в Рейкьявике, состоящую  примерно из 300 приходов.

Решение о переходе в христианскую веру было принято в 942 году на Альтинге.

Так же на территории Исландии динамично развивается Православие.

Численность православных оценивается в 500 человек, что составляет 0,16% от численности населения страны.

 

  С недавнего времени у  лютеранства в Исландии появился  «конкурент» - новое язычество «Асатру». Это этническая религия коренного населения Исландии, Швеции, Норвегии, Дании, Англии, Германии и некоторых других европейских стран. В переводе с древнеисландского «Асатру» буквально означает «вера (тру) в богов (асов)».55

 

3.4 Образование

 

Исландия отличается высоким уровнем развития культуры благодаря давним литературным традициям, высокому стандарту образования и большому интересу всего населения страны к книгам и чтению.

   Обучение в государственных  школах обязательное и бесплатное  для всех детей в возрасте  от 6 до 15 лет. Окончившим среднюю  школу

предоставляется право продолжить четырехлетнее обучение в колледже или профессиональном училище.

В университете можно получить образование в области экономики и менеджмента, по гуманитарным наукам, к примеру, по филологии, истории и философии, политехническое образование, по естественным и общественным наукам.

Срок обучения составляет примерно от 3 до 5 лет. Кроме университетов в Исландии есть несколько небольших колледжей, дающих образование на университетском уровне. Тем не менее, по некоторым специальностям исландским студентам приходится продолжать обучение за границей. Правда, правительство выделяет для этого значительные средства. Примерно треть исландских студентов завершает образование в других странах.

В Исландии действует ряд профессиональных училищ, например, педагогическое, торговое, мореходное, художественно-ремесленное, политехническое и медицинское в Рейкьявике. В других частях страны развита сеть технических, сельскохозяйственных и музыкальных школ, а также школ домоводства. Все учебные заведения получают субсидии от федеральных и муниципальных властей. Обучение в профессиональных училищах в основном бесплатное.

 

3.5 Особенности законодательства Исландии.

 

Исландцы хранят свою культуру и законы. Так, некоторые законы, принятые древним народным собранием, действуют в Исландии до сих пор. Например, лошадь, вывезенная за пределы острова, — пусть даже для выступления на чемпионате мира по конному спорту — не может вернуться назад. Так решили исландские парламентарии в 982 году, и отменять это правило никто не собирается.

Ниже приведены примеры некоторых современных законопроектов.

 

Законопроект о курении.

В Исландии сигареты будут продаваться только в аптеках по рецепту

Курильщикам в Исландии придется регулярно обращаться к врачу, чтобы отвыкнуть от курения. Если же профилактические посещения врача не помогут, то «больному» будет выписан рецепт, по которому он может в аптеке купить сигареты, причем не по существующей в стране системе субсидий на медикаменты, а по очень высокой рыночной цене.

С такой инициативой Исландия, население которой всего 318 тыс. жителей, надеется противодействовать росту зависимости от курения среди своих жителей.

Согласно статистике, в 1991 году постоянными курильщиками было около 30% населения Исландии, сегодня – только 15% граждан.56

  

 

 

Легализация однополых браков.

 В Исландии право вступать в брак однополым парам предоставлено с 27 июня 2010 года, после того как соответствующий закон был принят 11 июня 2010 года Альтингом (исландским парламентом).В законодательство страны о браке внесено изменение, согласно которому супругами могут быть не только мужчина и женщина, но и мужчина и мужчина, а также женщина и женщина. Подпись президента Олафура Рагнара Гримссона стала не более, чем формальностью. Таким образом, Исландия стала девятой страной в мире, где законодательно уравнены права однополых пар и разнополых, в том числе в области усыновления и воспитания детей.

Информация о работе Социальная политика Исландии