Социальная политика в образовании в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной политики в образовании.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть основные термины, указанные в теме курсовой;
3) показать практическую реализацию деятельности государства в образовании и преобладающие направления политики государства;
4) соответствующие выводы по данной тематике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1: Теоретические основы социальной политики в образовании………………………………………………………………………3
1.1 Понятия социальная политика и образование. Российская система образования………………………………………………………………………3
1.2 Социальная политика в образовании………………………………………6
Глава 2: Практическая реализация социальной политики в образовании….11
2.1 Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации…….11
2.2 Приоритеты социальной политики в области образования………………12
Заключение………………………………………………………………………31
Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая - Социальная политика в образовании.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1: Теоретические основы социальной политики в образовании………………………………………………………………………3

1.1 Понятия социальная политика и образование. Российская система образования………………………………………………………………………3

1.2 Социальная политика в образовании………………………………………6

Глава 2: Практическая реализация социальной политики в образовании….11

2.1 Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации…….11

2.2 Приоритеты социальной политики в области образования………………12

Заключение………………………………………………………………………31

Литература………………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Образование является важной и неотъемлемой сферой человеческой деятельности. Образование входит в  поле зрения политики государства, так  как является фактором социально-экономического прогресса. Человек как субъект  прогресса должен соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

Основная и самая важная задача социальной политики в образовании в настоящее время – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Все вышесказанное раскрывает нам актуальность данной темы курсовой работы «Социальная политика в образовании в России».

Объект: социальная политика государства.

Предмет: образование, как сфера деятельности социальной политики государства.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной политики в образовании.

Задачи:

  1. изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
  2. рассмотреть основные термины, указанные в теме курсовой;
  3. показать практическую реализацию деятельности государства в образовании и преобладающие направления политики государства; 
  4. соответствующие выводы по данной тематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические основы социальной политики в образовании

    1. Понятия социальная политика и образование. Российская система образования

Социальная политика — многогранный процесс и структурно сложное явление. Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу, систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых [20]:

- отрасли социальной сферы  (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный  сектор и т.д.);

- рынок труда, занятости,  безработицы;

- социальное партнерство;

- социальная защита;

- оплата и охрана труда;

- социальное страхование;

- пенсионная система и  др.

Проводя социальную политику необходимо в равной степени учитывать  все её области, а не уделять всё внимание одному какому-либо направлению. Учет её многоликих объектов и предмета — гарант результативности и действенности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере [20].

Основные направления  социальной политики [20]:

1) создание условий для  трудовой активности, регулирование  занятости, совершенствование трудовых  качеств работников. В данном  случае объектом является все  экономически активное население;

2) прямая поддержка доходов  через систему социального обеспечения.  В данном случае объектом являются  наиболее нуждающиеся, экономически  незащищенные слои населения;

3) развитие личности, поддержание  здоровья, повышение культурного  уровня, предоставление  услуг через  систему социальной инфраструктуры.  В данном случае объектом являются  все слои населения.

Таким образом, из вышеизложенного можно выделить следующие задачи социальной политики [4, c.31]:

1. Стабилизация жизненного  уровня населения и недопущение  массовой бедности;

2. Ослабление дифференциации  доходов различных слоев населения;

3. Поддержание стабильным  уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных  мер и индексации доходов;

4. Сдерживание роста массовой  безработицы и материальная поддержка  безработных, подготовка кадров  такого качества и в таком  количестве, которое соответствует  потребностям общественного производства;

5. Развитие отраслей социальной  сферы – образования, здравоохранения,  культуры, искусства и т.п.

Решая эти задачи, социальная политика выполняет ряд функций

[4, с.32]:

1. это обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности;

2. обеспечение политической устойчивости власти, суть в том чтобы распределить реальное участие социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса, в противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования;

3. обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел;

4. налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения;

5. обеспечение общества и государства необходимым и достаточным уровнем экологической безопасности;

6. обеспечение общества и государства необходимым и достаточным уровнем социальной защищённости.

В большинстве  стран социальная политика реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются [4, c. 34]:

1) программы социального страхования;

2) программы государственной  помощи.

Таким образом, социально-справедливым необходимо признать государство в котором:

- работой обеспечены все  желающие;

- в полной мере осуществляется  социальное обеспечение инвалидов,  детей без родителей;

- свободный доступ всех  граждан к образованию, здравоохранению.

В данной курсовой работе затронута  такая сфера социальной политики как образование, значит, нам надо раскрыть содержание этого понятия. И так, что же такое образование?

Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями [20].

Также образование можно  определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению  считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных  быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

Право на образование в  настоящее время подтверждено национальными  и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о  защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году [20].

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

- воспитание;

- социализация;

- подготовка квалифицированных специалистов;

- приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

Образование в Российской Федерации — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней [20].

В Российской Федерации с  учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы  осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении —  в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната.

В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных  форм получения образования [20].

1.2 Социальная  политика в образовании

Выделение образования в  качестве дифференцированного направления  социальной политики диктуется целым  рядом обстоятельств. Во-первых, образование представляет собой такую область жизнедеятельности общества, в которой преобладает нерыночный способ координации деятельности (нерыночный тип обмена деятельностью). Во-вторых, равновесие между спросом и предложением на блага образования осуществляется в основном государством, органами местного самоуправления и добровольными общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и на основе бюджетно-финансовой политики. Это означает, что образование является общественным благом, объектом общественной собственности, важнейшей отраслью общественного сектора.

Различия между благами  частными и благами общественными  связаны с выделением двух основных свойств общественного блага  — неконкурентности и неисключаемости [15, c.26]. Неконкурентность общественного блага предполагает, что оно неделимо, не может быть реализовано частным образом, неизбирательно и потребляется совместно. Неконкурентность, как полагают, означает, что потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребление другого или других. Неисключаемость общественного блага, в свою очередь, означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления другого (других) [15, c.36].

Следовательно, согласно теории общественного сектора, наличие  таких критериев, как конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость, позволяет провести границу между чисто частным и чисто общественным благами [10, c.50].

Одно из основных свойств  образования — неисключаемость — можно вывести из специфики общественных благ. Неисключаемость образования предопределяет характер его использования как объекта общественной собственности. Если бы образование представляло собой частное благо, то вместо неисключаемости оно обладало бы свойством исключаемости и являлось бы отчуждаемым, как различные объекты частной собственности. Это, однако, противоречит практике, и многие сторонники теории интеллектуального капитала признают тезис о неотчуждаемости знаний

[10, c.52].

Свойство неисключаемости означает, что блага образования являются, с одной стороны, достоянием всех, а с другой — достоянием каждого.

Рассмотрение образования  с позиций общественного блага  позволяет выделить и другое его фундаментальное свойство - неконкурентность. Сущность этого состоит в том, что каждый человек изначально, как представитель рода человеческого, выступает со-собственником принадлежащих всему обществу знания. Люди относятся к знанию как к тому, что им принадлежит, ибо блага образования используются в трудовой и общественной деятельности. В этом смысле отношение каждого человека к образованию как к общему условию своей жизнедеятельности входит в структуру общей собственности [10, c.50].

Поэтому индивидуальное и  коллективное потребление благ образования, использование его свойств является способом действительной его реализации. Важно разработать политические инструменты, чтобы никто не смог помешать человеку использовать достижения знания — их потребление является основой его трудовой и общественной деятельности, социальной и политической активности.

Учет фундаментальных характеристик образования должен помочь превратить политику в этой сфере в одно из главнейших и приоритетных направлений всей социальной политики российского государства.

Важнейшей задачей политики в сфере образования является анализ и использование всех наличных материальных средств, интеллектуальных и организационных усилий, направленных на обеспечение высокого социального  качества общественного развития.

Поэтому в разработке важнейших  моментов этой политики необходимо, прежде всего, соотнести общественное назначение образования с политическими  инструментами, экономическими средствами и организационными ресурсами его реализации. Здесь, прежде всего, речь должна идти о распределении образовательных благ — это одновременно и способ их предоставления, и способ их производства.

Информация о работе Социальная политика в образовании в России