Социальная политика в образовании в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной политики в образовании.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть основные термины, указанные в теме курсовой;
3) показать практическую реализацию деятельности государства в образовании и преобладающие направления политики государства;
4) соответствующие выводы по данной тематике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1: Теоретические основы социальной политики в образовании………………………………………………………………………3
1.1 Понятия социальная политика и образование. Российская система образования………………………………………………………………………3
1.2 Социальная политика в образовании………………………………………6
Глава 2: Практическая реализация социальной политики в образовании….11
2.1 Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации…….11
2.2 Приоритеты социальной политики в области образования………………12
Заключение………………………………………………………………………31
Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая - Социальная политика в образовании.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

Выявление и решение основополагающих вопросов социальной политики в сфере образования позволит определить систему практических общественных мероприятий и государственных программ на разрешение назревших проблем отечественного образования.

Политика в области  образования своим результатом  имеет статью 43 Конституции РФ и  закон об образовании. Первым принципом, который изложен в части 1 статьи 43 является то, что каждый гражданин  страны имеет право на образование. Этот абстрактный принцип декларирует  наличие в стране образования  и каждому представляется право на него. В части второй прописывается принцип гарантий доступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднепрофессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В этом принципе гарантий и доступности говорится о довузовских видах образования и, о том, что образовательные учреждения могут быть по форме собственности государственными, муниципальными и принадлежать предприятиям [7].

Довузовские виды образования  бесплатны, т. е. содержатся за государственный, муниципальный и за счет предприятий.

В части 3 статьи 43 изложен  принцип бесплатности высшего образования. Однако уже здесь представлены ограничения, согласно которым получить право  бесплатного высшего образования  можно на конкурсной основе. Конкурс  становится способом приобретения бесплатного  высшего образования. Высшее учебное  заведение может принадлежать государству, муниципалитетам и предприятиям. В части 4 выдвигается принцип обязательности общего образования, где родители, а не государство обеспечивают получение детьми основного общего образования. Государство в абстрактных выражениях перекладывает ответственность за образование детей на их родителей или заменяющих их лиц. Государство же по родительским обязательствам ответственности не несет; оно, как выясняется в последующем, перестало нести ответственность за всю систему образования, создавая политические условия ее перехода на частнособственнические основания [7].

В части 5 статьи определяется форма ответственности, которая  выражается в том, что РФ устанавливает  федеральные государственные образовательные  стандарты и поддерживает различные  формы образования и самообразования.

В целом принципы, на которых  выстраивается политика в области  образования, дополняются законом  РФ «Об образовании» от 10 января 1992 года, который конкретизирует отношения  государства и частных лиц  к образованию детей. Закон в  своей идеологической основе отражает развитые потребности в образовании  у различных слоев населения. Конституция РФ и закона «Об образовании», носят противоположный характер тем принципам, которые заложены в них. Эти документы стали живым укором несостоятельности государства следовать однажды обозначенным принципам договора между собой и гражданским обществом. Современное российское государство не выполняет договор с гражданским обществом, которое его поддержало в период революции октября 1993 года. Это характерно для любого государства, в основе которого лежит рынок, Российское государство не одиноко в этом [7].

Рынок оказывает влияние  на политику в области образования  в прямом и в переносном смысле, но политика государства однозначна в своем стремлении к увеличению доли частного образования, и это  стремление тем больше, чем меньше сопротивление гражданского общества данной политике.

 

 

 

Глава 2: Практическая реализация социальной политики в образовании

2.1 Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
  3. Федеральная программа развития образования: Утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта 2005 г.).
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  7. Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть (Проект. С изменениями и дополнениями) /Отв. ред. В.М. Сырых. – М.: ИЦПКПС, 2003.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  10. Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" (с изм. и доп.).
  11. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.).
  12. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.).
  13. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.).
  14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., № 751.
  15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393.
  16. Примерная форма трудового договора с руководителем (директором) общеобразовательного учреждения: Утверждена приказом Минобразования России от 30 августа 2002 г. № 3190.
  17. Письмо Росборнадзора от 16.05.2005 № 01-203/08-01» О создании общероссийской системы оценки качества образования».

 

2.2 Приоритеты социальной политики в области образования

I. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования. Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в современной сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда соблюдаются. Государство должно в полной мере обеспечить их выполнение, создав правовые и экономические условия для следующего: реально бесплатного полного среднего образования в пределах государственного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах предусмотренных законом; равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней; выбора образовательного учреждения и образовательных программ вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами, гарантирующими приемлемое для общества качество образовательных программ.

Доступность качественного образования  означает также государственные  гарантии [1, c.54]:

а) обучения на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы;

б) обучения в условиях, гарантирующих  защиту прав и личности обучающегося в образовательном процессе, его  психологическую и физическую безопасность;

в) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

г) бесплатного пользования обучающихся  фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных  государственных и муниципальных  учреждений культуры.

Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качестве получаемого образования  и его соответствии государственным  образовательным стандартам.

Для повышения объективности оценки результатов выпускников общего образования и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования необходимо осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в вузы с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом должен сохраниться высокий уровень требований к поступающим в вузы. С целью отбора наиболее талантливых абитуриентов в определенные категории вузов могут быть также введены дополнительные требования, в частности учитывающие результаты общероссийских и международных олимпиад. Одновременно отрабатывается и реализуется система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи необходимо ввести систему государственных минимальных социальных стандартов в образование, а также разработать и реализовать комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из малообеспеченных семей, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В числе этих мер: передача муниципальных общеобразовательных школ в ведение субъектов Федерации и придание им статуса государственных образовательных учреждений, с возможностью делегирования части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень; введение адресных целевых выплат сверх федеральных нормативов финансирования для малообеспеченных учащихся с целью расширения для них доступности дополнительных образовательных услуг и обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня, превышающего государственные образовательные стандарты; создание на региональном и муниципальном уровнях механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать дополнительное образование; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малодоходных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии, которые могут быть полностью или частично возвратными, или безвозвратными при условии отработки определенного времени по полученной специальности; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития; четкое нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; приближение суммарной величины академической и социальной стипендии к уровню прожиточного минимума; обеспечение содержания студенческих общежитий из бюджета учредителя, запрет их использования не по прямому назначению; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем [1, c.60].

Для обеспечения конституционных  гарантий на равные условия получения  общего и начального профессионального  образования, а также на конкурсной основе среднего и высшего профессионального  образования требуется принятие закона о предоставлении отсрочки призыва  в Вооруженные Силы выпускникам  средней (полной) общеобразовательной  школы и выпускникам образовательных  учреждений начального и среднего профессионального  образования для реализации ими  права на поступление в учебные  заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования. В числе организационно-педагогических мер расширения доступности общего образования необходимо в первую очередь восстановить на современной технической основе учет детей школьного возраста и создать государственно-общественную систему обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации.

Для выяснения истинных причин оставления детьми школы необходимо детально анализировать  и оценивать, в том числе и  при аттестации образовательных  учреждений все случаи отсева обучающихся.

Для обеспечения равных возможностей сельских школьников в получении полноценного общего образования необходимо осуществить специальные межведомственные меры по развитию сельской школы, ее модернизации, которая должна быть направлена на повышение роли школы в социальном развитии села и поселка, в подготовке трудовых ресурсов страны.

Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях - в специальных школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера, должны иметь обязательное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и молодежной среде в нынешних условиях дошло до масштабов едва ли не социального бедствия. Необходимо принять чрезвычайные государственные комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством, с привлечением к реализации этих мер всех заинтересованных ведомств. В числе этих мер [1, c.78]:

- создание сети учебно-воспитательных  заведений по опыту А.С. Макаренко,  С.Т. Шацкого и первых послевоенных лет (суворовских, нахимовских, кадетских училищ и т.д.);

- создание специализированных  консультативных подростковых центров,  где подростки решали бы свои  психолого-педагогические и медико-социальные  проблемы;

- рационализация порядка и процедур  усыновления детей, развитие системы  приемных семей и детских домов  семейного типа;

- подготовка специальных кадров - социальных педагогов и психологов по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;

- подготовка и переподготовка  педагогических кадров, а также  проведение родительского всеобуча  по профилактике наркомании и  алкоголизма;

- введение на федеральном и  региональном уровнях специальных  уполномоченных по правам ребенка.

Указанные меры могут быть эффективными при устранении ряда причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи. Одна из таких причин - нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени. Социальной проблемой становится детская безнадзорность в каникулярное время. Остра необходимость увеличить педагогическое влияние на детей и подростков в период летних каникул и повысить их занятость социально полезным делом.

II. Создание условий для повышения качества общего образования. Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Улучшение школы предполагает решение ряда задач - нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Необходимо сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического образования, расширить и углубить гуманитарное образование, обеспечив формирование у учащихся адекватного представления о современном мире. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой составляющей педагогической деятельности, объединяющей общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. При этом необходимо подчеркнуть исключительную значимость семьи в решении задач воспитания и социализации подрастающего поколения. Школа должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания. В решении этих задач важнейшую роль играет взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Информация о работе Социальная политика в образовании в России