Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной политики в образовании.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть основные термины, указанные в теме курсовой;
3) показать практическую реализацию деятельности государства в образовании и преобладающие направления политики государства;
4) соответствующие выводы по данной тематике.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1: Теоретические основы социальной политики в образовании………………………………………………………………………3
1.1 Понятия социальная политика и образование. Российская система образования………………………………………………………………………3
1.2 Социальная политика в образовании………………………………………6
Глава 2: Практическая реализация социальной политики в образовании….11
2.1 Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации…….11
2.2 Приоритеты социальной политики в области образования………………12
Заключение………………………………………………………………………31
Литература………………………………………………………………………33
Выявление и решение основополагающих вопросов социальной политики в сфере образования позволит определить систему практических общественных мероприятий и государственных программ на разрешение назревших проблем отечественного образования.
Политика в области
образования своим результатом
имеет статью 43 Конституции РФ и
закон об образовании. Первым принципом,
который изложен в части 1 статьи
43 является то, что каждый гражданин
страны имеет право на образование.
Этот абстрактный принцип
Довузовские виды образования бесплатны, т. е. содержатся за государственный, муниципальный и за счет предприятий.
В части 3 статьи 43 изложен
принцип бесплатности высшего образования.
Однако уже здесь представлены ограничения,
согласно которым получить право
бесплатного высшего
В части 5 статьи определяется
форма ответственности, которая
выражается в том, что РФ устанавливает
федеральные государственные
В целом принципы, на которых выстраивается политика в области образования, дополняются законом РФ «Об образовании» от 10 января 1992 года, который конкретизирует отношения государства и частных лиц к образованию детей. Закон в своей идеологической основе отражает развитые потребности в образовании у различных слоев населения. Конституция РФ и закона «Об образовании», носят противоположный характер тем принципам, которые заложены в них. Эти документы стали живым укором несостоятельности государства следовать однажды обозначенным принципам договора между собой и гражданским обществом. Современное российское государство не выполняет договор с гражданским обществом, которое его поддержало в период революции октября 1993 года. Это характерно для любого государства, в основе которого лежит рынок, Российское государство не одиноко в этом [7].
Рынок оказывает влияние на политику в области образования в прямом и в переносном смысле, но политика государства однозначна в своем стремлении к увеличению доли частного образования, и это стремление тем больше, чем меньше сопротивление гражданского общества данной политике.
Глава 2: Практическая реализация социальной политики в образовании
2.1 Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации
2.2 Приоритеты социальной политики в области образования
I. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования. Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в современной сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда соблюдаются. Государство должно в полной мере обеспечить их выполнение, создав правовые и экономические условия для следующего: реально бесплатного полного среднего образования в пределах государственного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах предусмотренных законом; равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней; выбора образовательного учреждения и образовательных программ вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами, гарантирующими приемлемое для общества качество образовательных программ.
Доступность качественного образования означает также государственные гарантии [1, c.54]:
а) обучения на современной учебно-
б) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав и личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
в) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);
г) бесплатного пользования
Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качестве получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.
Для повышения объективности оценки результатов выпускников общего образования и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования необходимо осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в вузы с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом должен сохраниться высокий уровень требований к поступающим в вузы. С целью отбора наиболее талантливых абитуриентов в определенные категории вузов могут быть также введены дополнительные требования, в частности учитывающие результаты общероссийских и международных олимпиад. Одновременно отрабатывается и реализуется система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи необходимо ввести систему государственных минимальных социальных стандартов в образование, а также разработать и реализовать комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из малообеспеченных семей, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В числе этих мер: передача муниципальных общеобразовательных школ в ведение субъектов Федерации и придание им статуса государственных образовательных учреждений, с возможностью делегирования части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень; введение адресных целевых выплат сверх федеральных нормативов финансирования для малообеспеченных учащихся с целью расширения для них доступности дополнительных образовательных услуг и обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня, превышающего государственные образовательные стандарты; создание на региональном и муниципальном уровнях механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать дополнительное образование; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малодоходных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии, которые могут быть полностью или частично возвратными, или безвозвратными при условии отработки определенного времени по полученной специальности; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития; четкое нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; приближение суммарной величины академической и социальной стипендии к уровню прожиточного минимума; обеспечение содержания студенческих общежитий из бюджета учредителя, запрет их использования не по прямому назначению; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем [1, c.60].
Для обеспечения конституционных
гарантий на равные условия получения
общего и начального профессионального
образования, а также на конкурсной
основе среднего и высшего профессионального
образования требуется принятие
закона о предоставлении отсрочки призыва
в Вооруженные Силы выпускникам
средней (полной) общеобразовательной
школы и выпускникам
Для выяснения истинных причин оставления детьми школы необходимо детально анализировать и оценивать, в том числе и при аттестации образовательных учреждений все случаи отсева обучающихся.
Для обеспечения равных возможностей сельских школьников в получении полноценного общего образования необходимо осуществить специальные межведомственные меры по развитию сельской школы, ее модернизации, которая должна быть направлена на повышение роли школы в социальном развитии села и поселка, в подготовке трудовых ресурсов страны.
Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях - в специальных школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера, должны иметь обязательное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и молодежной среде в нынешних условиях дошло до масштабов едва ли не социального бедствия. Необходимо принять чрезвычайные государственные комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством, с привлечением к реализации этих мер всех заинтересованных ведомств. В числе этих мер [1, c.78]:
- создание сети учебно-
- создание специализированных
консультативных подростковых
- рационализация порядка и
- подготовка специальных кадров - социальных педагогов и психологов по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;
- подготовка и переподготовка
педагогических кадров, а также
проведение родительского
- введение на федеральном и
региональном уровнях
Указанные меры могут быть эффективными при устранении ряда причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи. Одна из таких причин - нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени. Социальной проблемой становится детская безнадзорность в каникулярное время. Остра необходимость увеличить педагогическое влияние на детей и подростков в период летних каникул и повысить их занятость социально полезным делом.
II. Создание условий для повышения качества общего образования. Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Улучшение школы предполагает решение ряда задач - нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Необходимо сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического образования, расширить и углубить гуманитарное образование, обеспечив формирование у учащихся адекватного представления о современном мире. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой составляющей педагогической деятельности, объединяющей общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. При этом необходимо подчеркнуть исключительную значимость семьи в решении задач воспитания и социализации подрастающего поколения. Школа должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания. В решении этих задач важнейшую роль играет взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Информация о работе Социальная политика в образовании в России