Социальная политика в образовании в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной политики в образовании.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть основные термины, указанные в теме курсовой;
3) показать практическую реализацию деятельности государства в образовании и преобладающие направления политики государства;
4) соответствующие выводы по данной тематике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1: Теоретические основы социальной политики в образовании………………………………………………………………………3
1.1 Понятия социальная политика и образование. Российская система образования………………………………………………………………………3
1.2 Социальная политика в образовании………………………………………6
Глава 2: Практическая реализация социальной политики в образовании….11
2.1 Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации…….11
2.2 Приоритеты социальной политики в области образования………………12
Заключение………………………………………………………………………31
Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая - Социальная политика в образовании.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

Необходимыми условиями достижения нового, современного качества общего образования являются [1, c.85]:

- законодательное закрепление  продолжительности школьного образования,  включая продолжительность обучения  на каждой его ступени: введение  рамочного государственного стандарта  общего образования и вариативного  базисного учебного плана, позволяющего  учитывать особенности регионов  и возможности образовательных  учреждений;

- оптимизация учебной, психологической  и физической нагрузки, создание  в образовательных учреждениях  условий для сохранения и укрепления  здоровья обучающихся, в том  числе за счет [1, c.85]:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использование эффективных методов  обучения;

в) увеличение количества часов и повышение качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния  здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха обучающихся;

- личностная ориентированность,  дифференциация и индивидуализация  образования при обеспечении  государственных образовательных  стандартов - на основе многообразия  образовательных учреждений и  вариативности образовательных  программ;

- введение профильного обучения  в старшей школе, отработка  гибкой системы профилей и  кооперации старшей ступени школы  с учреждениями начального, среднего  и высшего профессионального  образования;

- усиление роли дисциплин, обеспечивающих  успешную социализацию учащихся  и их включение в трудовые  отношения - социально-гуманитарный  цикл (экономика, право и др.), всеобщая  компьютерная грамотность, русский,  родной и иностранные языки,  профессиональная ориентация и  предпрофессиональная подготовка: обеспечение знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка; введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;

- отработка различных механизмов  преобразования основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования, создание образовательных и социокультурных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организация системы «школьных автобусов», развитие дистанционного образования и др.);

- нормативно-правовое обеспечение  развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;

- расширение возможностей получения  бесплатного дополнительного образования,  а также государственной поддержки  школ для одаренных детей;

- создание эффективной государственно-общественной  системы экспертизы и контроля  качества учебной литературы; государственная  поддержка учебного книгоиздания  и школьных библиотек как центров  информационной культуры;

- государственная поддержка образовательных  учреждений, ведущих инновационную  деятельность, как опорных площадок  процесса модернизации образования.

Основная цель общего среднего образования - подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

III. Создание условий для повышения качества профессионального образования. Государство должно вернуться в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными заведениями, независимо от форм собственности. Необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. Система профессионального образования пока недостаточно сориентирована как на федеральный, так и на территориальные рынки труда, а также на перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий [1, c.78]. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций, в соответствие с этими потребностями необходимо выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда в федеральном и территориальном разрезе, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения и комментироваться в государственных СМИ.

Развитие связей между профессиональным образованием и сферой труда невозможно также без создания эффективной  системы трудоустройства выпускников, в том числе путем развития целевой контрактной подготовки. Необходимо формирование у всех выпускников  вузов, техникумов и ПТУ умений поиска и подбора работы, включая и  создание рабочих мест, открытие собственного дела. Наряду с созданием независимой  от органов управления образованием и образовательных учреждений государственно-общественной системы аттестации оценки качества образования необходимо уже в  ближайшие годы предусмотреть ряд  мер, в частности [1, c.92]: а) переаттестация всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента: б) переаттестация и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов. К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием субъектов Федерации. В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.

В условиях становления экономики  знаний настоятельно необходимо обеспечить укрепление и развитие российской высшей школы и как ведущего звена  системы профессионального образования, определяющего ее качественный уровень, и как важнейшей сферы подготовки специалистов, выполнения научных исследований и разработок, определяющих кадровый и технологический уровень народного  хозяйства. На основе практического  решения этой задачи должно быть обеспечено освоение и опережающее развитие новых направлений подготовки кадров и выполнения научных исследований, отвечающих перспективным тенденциям научно-технологического прогресса, роста  производительных сил страны. Главное  внимание необходимо уделить укреплению ведущих вузов, создание на их основе федеральных научно-образовательных  центров, реализующих общенациональные задачи. В системе профессионального образования опережающее развитие должны получить начальное и среднее профессиональное образование, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для создания современной учебно-методической и информационной базы обучения, издания учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ. При наличии необходимых условий возможно преобразование отдельных средних профессиональных учебных заведений в высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку бакалавров, а также их включение в состав профильных вузов. 
Нуждается в серьезном преобразовании система управления профессиональным образованием. Необходимо качественное изменение во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития профессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования следует разделить их на два уровня - федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень.

Необходимыми условиями достижения нового качества профессионального  образования являются [1, c.93]:

- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, информационных агентств, служб занятости; приближение профессионального образования к потребностям территорий и региональным рынкам труда;

- повышение эффективности рынка  профессионального образования,  устранение его разделения и слабой информированности потребителей;

- устранение несоответствия и излишнего дублирования в подготовке кадров, оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования: переход к конкурентным и контрактным механизмам финансирования учреждений профессионального образования: полная реализация положений Закона РФ "Об образовании" об автономии учебных заведений;

- радикальное улучшение материально-технической  базы профессиональных учебных  заведений, дающих фундаментальное  и инженерно-техническое образование;

- активное использование технологий  «открытого образования»; информатизация  образования и оптимизация методов  обучения, расширение веса тех  из них, которые формируют практические  навыки анализа информации и  самообучения, увеличение роли самостоятельной  работы студентов;

          - углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями; 
          - повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и механизма непрерывного обновления содержания профессионального образования: интеграция университетской, академической и отраслевой науки;

- принятие президентской программы  «Университеты России», а также  осуществление государственной  поддержки ведущих научных школ  с определением порядка и форм  такой поддержки;

- формирование условий для непрерывного  профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных  уровней профессионального образования  и создание эффективной системы  дополнительного профессионального  образования; 

- нормативно-правовое обеспечение  активного участия работодателей  и других социальных партнеров  в решении проблем профессионального  образования, в том числе: в  выработке его стандартов, в формировании  заказа учреждениям профессионального  образования, в контрактной подготовке  кадров и проведении кадровой  политики на уровне субъектов  Федерации;

- реформирование системы военного  образования, организация общепрофессиональной подготовки офицеров по специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профиля преимущественно на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования: создание межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса.

Для стимулирования научно-исследовательской  деятельности преподавателей высшей школы  необходимо расширить масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том  числе - в форме грантов на конкурсной основе.

Основная цель профессионального  образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1, c.95].

Задача коренного улучшения  системы профессионального образования, качества подготовки специалистов имеет  фундаментальное значение для будущего страны. Она требует совместных усилий академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

IV. Формирование эффективных экономических отношений в образовании. В целях формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо [1, c.113]:

- введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования, с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

- осуществление бюджетного финансирования  учреждений (организаций) высшего  и в перспективе среднего профессионального  образования на базе нормативов, отражающих характер образовательных  программ и уровень подготовки  абитуриентов, показанный на государственных  испытаниях;

- создание системы государственного  образовательного кредитования, субсидирования  граждан для получения профессионального  образования с целью обеспечения  государственных приоритетов и  поддержки студентов из малообеспеченных  семей и отдаленных территорий;

- выделение средств на развитие  образования в бюджетах всех  уровней, включающих средства  на приобретение оборудования  и информационно-вычислительной  техники, развитие библиотек и  информационных ресурсов, а также  централизованные средства на  повышение квалификации преподавателей;

Информация о работе Социальная политика в образовании в России