Социальная политика в образовании в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной политики в образовании.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть основные термины, указанные в теме курсовой;
3) показать практическую реализацию деятельности государства в образовании и преобладающие направления политики государства;
4) соответствующие выводы по данной тематике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1: Теоретические основы социальной политики в образовании………………………………………………………………………3
1.1 Понятия социальная политика и образование. Российская система образования………………………………………………………………………3
1.2 Социальная политика в образовании………………………………………6
Глава 2: Практическая реализация социальной политики в образовании….11
2.1 Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации…….11
2.2 Приоритеты социальной политики в области образования………………12
Заключение………………………………………………………………………31
Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая - Социальная политика в образовании.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

- достижение прозрачности межбюджетных  отношений в сфере образования,  изменение системы финансирования  из центра расходов дотационных  регионов на нужды образования;

- нормативно-правовое обеспечение  экономической самостоятельности,  в том числе на основе увеличения  разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

- последовательная реализация  принципа экономической автономии  учебных заведений, включая свободу  ценообразования и распоряжение собственными средствами, обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

- создание условий для привлечения  дополнительных средств в учреждения  образования: широкое использование  льгот, в том числе налоговых,  на частные вложения в образование; 

- сосредоточение переподготовки  высвобождающегося и незанятого  населения в учреждениях начального  и среднего профессионального  образования;

- создание на базе образовательных  учреждений (особенно в сельской  местности) культурно-образовательных,  учебно-производственных, детских медико-оздоровительных  центров; 

- разработка и принятие комплекса  мер по обновлению материально-технической  базы системы образования; 

- поддержка профильного учебного  производства на базе образовательных  учреждений;

- предоставление возможности использовать  средства Федеральной программы  развития образования для финансирования  программ развития всех типов  и видов государственных и  муниципальных образовательных  учреждений, направленность этой  программы строго на цели развития  образования.

Система образования должна быть ориентирована  не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

V.Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом. Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики. Решение этой задачи предполагает существенные изменения в оплате труда педагогических и управленческих работников образования, в системе педагогического образования и повышения квалификации работников образования.

Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического  корпуса, соответствующего запросам современной  жизни, - первостепенная задача, необходимое условие модернизации системы образования России.

Для преодоления негативных тенденций  в кадровом обеспечении образования  повышения социального статуса  и профессионализма педагогических работников, мер их государственной  поддержки должна быть разработана  и реализована федеральная межведомственная программа "Педагогические кадры России", включающая в себя три основных направления [1, c.119]:

1) повышение статуса педагогического работника. Все педагогические работники должны иметь право на:

- свободное получение профессиональной  информации, связанной с образованием;

- предоставление субсидий для  приобретения персонального компьютера  и пользования Интернетом;

- свободное создание профессиональных  педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) и  их участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений  образовательной политики;

- бесплатное пользование фондами  государственных библиотек, льготное  посещение музейных и клубных  государственных и муниципальных  учреждений культуры и бесплатное  их посещение с группой детей;

- льготное первоочередное обеспечение  жилой площадью в пределах социальных норм, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;

- получение льготных путевок  в санаторно-курортные и оздоровительные  учреждения с полной или частичной  оплатой проезда (для работников  образования, имеющих тяжелые  и хронические заболевания).

2) усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования: переход на оплату труда работников общего образования на уровень субъектов Федерации: при этом за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда; повышение в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума, доведение к 2004 году средней заработной платы учителя до уровня средней по промышленности; переход на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли; введение целевых надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности; принятие закона об отсрочке призыва в ряды Вооруженных Сил для выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах; создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников; создание отраслевой системы медицинского и социального страхования работников образования на современной страховой основе; формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья; закрепление нормативно-правовыми актами РФ льгот педагогических работников в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности [1, c.121].

3) Повышение профессионализма педагогических  кадров:

- преодоление ситуации, при которой  сегодняшние педагогические учебные  заведения готовят учителя для  школы вчерашнего дня; разработка  и экспериментальная апробация  нескольких моделей всестороннего  реформирования системы подготовки  педагогических кадров - ее организации,  структуры, содержания, принципов  взаимосвязи с образовательной  практикой и инновационными процессами  в образовании; увеличение объема  и повышение качества подготовки  педагогических кадров для системы  начального и среднего профессионального  образования; 

Крупной задачей для преодоления  серьезного отставания педагогического  образования и педагогической науки  от реальных потребностей образовательной  деятельности является всестороннее реформирование системы научно-методического обеспечения  образования и глубокое, качественное обновление педагогической науки, предусматривающее прежде всего [1, c.123]:

а) кардинальную перестройку организации  педагогической науки, преодоление  разрыва, а также неоправданного дублирования ведомственных институтов и научных учреждений Российской академии образования, оторванности тех и других от запросов современной образовательной практики;

б) возрождение практико-ориентированных  научных школ и построение принципиально  новых моделей научно-практических проектов, выводящих педагогическую науку на передний край изучения закономерностей  развития человека, образовательной  деятельности, тенденций изменения  образовательных и педагогических систем, распространения образовательных  инноваций;

в) целевое финансирование перспективных  научно-практических исследований и  социально-образовательных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важную роль в развитии образования должно играть общество: предприятия, семьи, местное самоуправление, общественные организации. Это будет обеспечиваться двумя факторами. Во-первых, доходы семей и предприятий (и прямо зависящие от них возможности местных бюджетов) позволят существенно увеличить платежеспособный спрос на образование, в первую очередь - профессиональное, и расширить поддержку образовательных организаций, как в форме бюджетного финансирования, так и в виде спонсорской помощи. Во-вторых, формирование механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает возможными и эффективными различные формы общественной поддержки и контроля.

В целом образование будет более  ориентировано на рынок труда  и требования социально-экономического развития страны.

Стартовым этапом для реализации всего, что изложено ранее, должна стать разработка механизмов модернизации образования и обновления в целом. Доступность, качество и эффективность - ключевые слова социальной политики в образовании в России.

За время, прошедшее с  момента принятия Федерального закона "Об утверждении Федеральной программы  развития образования", в системе  российского образования, ее финансовом обеспечении произошли существенные изменения. Начата реализация большого числа средне- и долгосрочных широкомасштабных экспериментов по отработке элементов  модернизации российского образования  по различным его уровням.

          В 2001 - 2003 гг. Правительством Российской  Федерации был утвержден ряд  федеральных целевых программ  в области образования. К этому  следует добавить и еще одно  обстоятельство, характерное для  настоящего этапа развития российского  образования, - все большую интеграцию  в мировое образовательное пространство [8, c.56]. В 2000 г. Россия, как и большинство стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, подписала соглашения по реализации программы "Образование для всех". В 2003 г. Россия принята в число европейских стран - участников Болонского процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Атаян А.Т. Перспективы: вопросы образования. - Париж: ЮНЕСКО, 1991.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: «Питер», 2004.
  3. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2000.
  4. Социальная политика, под ред. Н. А. Волгина. – М., 2008
  5. И. П. Денисова. Социальная политика. – М., 2009
  6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1999.
  7. Коммуникация и образование. Сборник статей. — Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004
  8. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. - Москва, ЭКМОС, 2000
  9. Мухудадаев М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. — Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004
  10. Пруель Н.А. Образование как общественное благо: воспроизводство, распределение и потребление.
  11. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учеб. пособие. Под ред. В.М. Сырых. – М.: Академия труда и социальных отношений, 2000.
  12. Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х - начало 90-х гг.). - Омск, 1995.
  13. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2007 г.
  14. Холостова Е.И. Социальная политика Москва, «ИНФРА-М», 2001.
  15. Якобсон Л.И., Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997.
  16. http://www.budgetrf.ru
  17. http://nsportal.ru
  18. http://www.mon.gov.ru
  19. http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_33/Main.htm
  20. http://www.fcpk.ru/
  21. http://ru.wikipedia.org
  22. http://www.isras.ru

 


Информация о работе Социальная политика в образовании в России