Социальная политика в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Содержание работы

Введение 3
Глава I: Основы социальной политики 7
Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе 7
• Социальная стабильность. 7
• Взаимная социальная ответственность. 8
Сущность социальной политики 9
• Определение социальной политики. 10
• Социальная стратегия и ограничения. 13
Основные механизмы социальной политики 18
• Правовое обеспечение социальной политики. 19
• Финансовый механизм. Налоговые рычаги и стимулы. 19
• Административный ресурс. 21
• Политические методы. 21
Глава II: Практические аспекты социально политики 22
Эффективность социальной политики 22
• Экономическая и социальная эффективность. 22
• Группировка направлений социальной политики по эффективности. 24
Институциональная структура. Региональные аспекты 27
• Организация институтов социальной политики. 27
• Региональные аспекты социальной политики. 28
Глава III: Модели социальной политики 29
Социальная политика в зарубежных странах
• Социальная политика Швеции. 29
• Социальная политика Германии. 30
• Социальная политика Великобритании…………….…………………… 31
Социальная политика в России
• Социальная политика периода СССР...........................................................31
• Социальная политика переходного периода. 32
Приоритетные Национальные проекты как способ решения социальных проблем в России (на примере проекта «Образование») 35
Заключение 40
Библиографические источники…………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 
Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Российский  Государственный аграрный университет  – 

МСХА  им. К.А. Тимирязева

кафедра политэкономии 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Социальная политика в России и в зарубежных странах»  

 
 
 
                                             Выполнила

                                             студентка I курса

                                             гуманитарно-педагогического 

                                             факультета группы №107

                                             Скоробогатченко Анна

                                             Александровна

                                             Руководитель:

                                             Кучкин Владимир Георгиевич 
 
 
 

Москва

2008

Содержание

Введение

    Происходящие  в России фундаментальные общественно-политические преобразования, форсированный переход  к рыночным отношениям без должного государственного регулирования привели к глубоким экономическим и социальным потрясениям, наложившим негативный отпечаток на все стороны жизни российского общества.

    Нет общества без проблем, однако, каковы они – вот показатель. Если в США – это проблема дискриминации мужчин в армии, то в России - безработица, неконтролируемая миграция и другие последствия социальных и экономических реформ.

    Как показывает исторический опыт, при  осуществлении радикальных экономических  преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований.

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие  наиболее важные проблемы стоят в  настоящее время перед нашей страной, по оценкам россиян.

    Наиболее  значимыми для страны проблемами респондентам представляются:

  1. рост цен, инфляция (30%);
  2. преступность (29%);
  3. экономическая ситуация (27%);
  4. жилищная проблема (25%);
  5. безработица (21%);
  6. проблемы в здравоохранении (13%)
  7. положение с пенсиями (14%);
  8. терроризм (7%);
  9. система образования (5%);
  10. налоги (4%);
  11. оборона (4%);
  12. внешняя политика (4%).

      Трудно  найти тему, более «политизированную», чем социальная политика. И это  понятно: любые решения, прямо или косвенно отражающиеся на уровне жизни населения, являются объектом критического внимания со стороны различных его категорий. По своему количеству публикации в прессе, где используется термин «социальная политика», занимают лидирующие позиции.

      Между тем далеко не всегда содержание таких публикаций является квалифицированным. Многие авторы ограничивают область социальной политики мероприятиями, проводимыми в социальной сфере. Десятилетия планового социально-экономического развития укоренили представление о государстве как монопольном субъекте социальной политики, притупили интересы многих граждан бывшего СССР к возможностям вариативного решения социальных вопросов, партнёрского и конкурентного участия в проведении социальной политики.

    Общество, в котором мы живём крайне неоднородно, гетерогенно. В России доля детей и молодёжи в возрасте до 20 лет в общей численности населения страны составляет 26%; доля граждан в возрасте от 20 до 60 лет, т.е. тех, кто в большинстве своём имеет возможность работать и содержать себя и свою семью – 55% и, наконец, лиц старше 60 лет, т.е. нижнего предела пенсионного возраста для мужчин – 19%, в том числе тех, кто уже достиг 80-летнего рубежа, – всего 1%.

    Но  члены общества различаются не только по демографическим, но и по экономическим параметрам, прежде всего по уровню получаемых доходов. В статистике принято разделять граждан на группы по интервальным значениям среднедушевых доходов. Так в России 7,9% населения имеют среднедушевые доходы 1000 руб. в месяц, в то время как 28,6% – больше 4,5 тыс. руб. При этом ещё в 2002 г. среднедушевые доходы более 27% россиян были ниже величины прожиточного минимума.

    О степени дифференциации по уровню денежных доходов позволяет судить также  и показатель их распределения между  равночисленными группами населения. Как правило, всё население по величине доходов разделяется на 10 (децили) или 5 (квинтили) групп. В 2002 г. на долю нижнего квинтиля приходилось 5,6% всех денежных доходов, а верхнего – 45,8%, т.е. разрыв составлял более 8 раз.

    Таким образом, и по демографическим и  по экономическим показателям в  обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной  поддержке. Виды этой поддержки зависят  от конкретной жизненной ситуации, в которой оказался тот или  иной член общества. Так, безработным необходимо платить пособия по безработице, повышать их конкурентоспособность на рынке труда, в том числе и за счёт их профессиональной подготовки. Лица, достигшие пенсионного возраста, вправе претендовать на получение государственных пенсий. Инвалиды нуждаются в комплексе медицинских услуг. Малообеспеченные претендуют на пособия по нуждаемости. И это список можно продолжить.

    Но  есть и другие группы населения, на которые любое общество в лице государственных структур управления обращает самое пристальное внимание. Это – те, кому доверено выполнять функции по обслуживанию и защите интересов общества. К ним относятся работники силовых структур, органов управления, других учреждений и организаций, которые финансируются из государственного бюджета. Общество определяет меру оценки труда таких работников, устанавливая их заработную плату и различные виды льгот.

    В конечном счете, цель рассмотренных  мер государственной поддержки  населения заключаются в удовлетворении потребностей членов общества, которое по самому набору потребностей является гомогенной, однородной структурой.

    На  самом деле вне зависимости от демографических, экономических, социальных различий все члены общества нуждаются  в еде, жилье, медицинском обслуживании, удовлетворении культурных потребностей. Другое дело, что масштаб этих потребностей очень сильно варьируется, равно как и возможности их удовлетворения.   

    Повышение качества жизни граждан  России – ключевой вопрос государственной  политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

    Последнее десятилетие XX века стало периодом демодернизации страны и социального упадка. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат.

    Вот почему вопросы социальной политики стали одними из наиболее значимых. В решении социальных проблем Россия пытается как найти свои методы, так и перенять опыт зарубежных стран. Однако, исходя из особенностей развития нашей страны, переходного состояния, а может отчасти и менталитета наших граждан, не всегда он приемлем для России.

    Мне кажется, что нашей стране нужно  найти свой, альтернативный путь развития и следовать ему, также анализируя и используя опыт зарубежных стран. 

Глава I: Теоретические основы

Социальные  приоритеты и социальная ответственность  в обществе

    Социальная стабильность. Общество в лице органов управления определяет приоритеты социального развития. Основным из них является сохранение социальной стабильности, т.е. возможности реализации принятых в установленном законодательством порядке решений без разрушения самого общества и управляющих им систем.

    Выделяют  две модели поддержания социальной стабильности – силовая и экономическая.

    Силовая модель исходит из того, что значительная часть населения отвергает принимаемые  решения и для их выполнения необходимы жёсткие силовые меры: использование  сил охраны правопорядка, введение цезуры, физическое или пространственное устранение. Силовая модель не требует серьёзной аналитической работы.

    Экономическая модель базируется на учёте интересов  различных групп населения и  оценке возможных последствий принимаемых  социально-экономических решений для этих групп. Основная задача властных структур – предотвращения таких ситуаций, когда масштабы нарушения интересов каких-либо групп населения приводят к необходимости реализации силовой модели. Властные структуры постоянно должны находить компромиссы между интересами разных групп общества.

    Такая стабильность невозможна без создания систем экономического стимулирования трёх групп населения, относящихся  к среднему классу, а также социальной поддержке низкодоходных граждан. Общество стремится к рациональному распределению доходов для достижения, с одной стороны, целей социальной поддержки экономически слабых граждан и, с другой стороны, целей развития общества в целом, обеспечиваемого в основном экономически сильными его членами.

    В интересах общества сделать так, чтобы возможно большее число  домохозяйств были экономически самостоятельными и не претендовали на участие в  системах социальной поддержки.

    Взаимная социальная ответственность. Основная социальная функция государства – определения долгосрочных целей социального развития общества, а также конкретные решения в области социальной защиты населения и определения минимального уровня социальных гарантий с учётом реальных экономических возможностей государства. Принимаемые законодателями решения разделяются на две группы: действующие относительно продолжительный период времени законы и нормативные материалы и устанавливающие конкретные размеры выплат социального характера, масштабы бесплатно оказываемых населению социальных услуг и т.п.

    В стабильных экономиках, где среднегодовая  величина инфляции не превышает 3-5%, изменение  размеров социальных выплат населению  осуществляется раз в 5-7 лет. Примером является прежний СССР.

    В переходных экономиках с высокими темпами  инфляции данные корректировки осуществляются 1-2 раза в полугодие. Так было в России на начальном этапе экономических реформ. В течение 1992-1997 гг. МРОТ повысился в 435 раз.

    Законодательная власть несёт также ответственность  за финансовое обеспечение принятых социальных обязательств, утверждая социальные расходы государственного бюджета и иных источников финансовых ресурсов, внебюджетных фондов: пенсионный, социального страхования, медицинского страхования.

    Исполнительная  власть занимается поиском реальных возможностей для обеспечения законодательно утверждённых мероприятий в области социального развития. Ею конкретизируется порядок выплат, подготавливаются нормативные материалы для обеспечения социальной защиты граждан.

    На  более низких уровня административно-территориального управления органы законодательной и исполнительной власти принимают решения по социальному развитию конкретных регионов.

    Социальная  ответственность  предприятий (работодателей) в большинстве случаев носит вынужденный, пассивный характер, поскольку определяется она государством. Предприятия должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки работников (МРОТ, обязательное страхование – пенсионное, медицинское, социальное, от  несчастных  случаев на производстве т.д.).

Информация о работе Социальная политика в России и зарубежных странах