Социальная политика в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Содержание работы

Введение 3
Глава I: Основы социальной политики 7
Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе 7
• Социальная стабильность. 7
• Взаимная социальная ответственность. 8
Сущность социальной политики 9
• Определение социальной политики. 10
• Социальная стратегия и ограничения. 13
Основные механизмы социальной политики 18
• Правовое обеспечение социальной политики. 19
• Финансовый механизм. Налоговые рычаги и стимулы. 19
• Административный ресурс. 21
• Политические методы. 21
Глава II: Практические аспекты социально политики 22
Эффективность социальной политики 22
• Экономическая и социальная эффективность. 22
• Группировка направлений социальной политики по эффективности. 24
Институциональная структура. Региональные аспекты 27
• Организация институтов социальной политики. 27
• Региональные аспекты социальной политики. 28
Глава III: Модели социальной политики 29
Социальная политика в зарубежных странах
• Социальная политика Швеции. 29
• Социальная политика Германии. 30
• Социальная политика Великобритании…………….…………………… 31
Социальная политика в России
• Социальная политика периода СССР...........................................................31
• Социальная политика переходного периода. 32
Приоритетные Национальные проекты как способ решения социальных проблем в России (на примере проекта «Образование») 35
Заключение 40
Библиографические источники…………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

    Основные  принципы социальной политики в Швеции были определены быстрым ростом промышленности в начале ХХ в. В это время социальная политики стала ориентироваться на всё население. В 1913 г. в Швеции было принято решение о выплате пенсий всем при наступлении определённого возраста. Достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны правительства. Данное обстоятельство обусловило следующую особенность шведской модели – её рестриктивный (ограниченный) характер. Это как личных доходов населения, так и доходов предпринимателей.

    Жёсткая налоговая система – финансовая база для различного рода трансфертных платежей и для развёртывания широкой сети высококачественных социальных услуг. Это влечёт за собой активное вмешательство государства в функционирование органов социального страхования. Вследствие этого уровень налогов в Швеции – один из самых высоких в мире.

    Социальная политика Германии. Модель общественно-экономического устройства, сложившаяся после Второй мировой войны в Западной Германии мод руководством Л. Эрхарда, стала основой так называемого немецкого экономического чуда. Эта модель получила название социального рыночного хозяйства.

    В основе немецкой концепции социально  рыночного хозяйства лежат либеральные  принципы – личная свобода, социальна  справедливость и экономическая  дееспособность. Это направление получило название ордолиберализм. Его характерной чертой является то, что он обращает особое внимание на общие институциональные условия, т.к. благодаря им осуществляется хозяйственная деятельность. Сюда относятся конституционные, правовые или организационные правила, соглашения, обычаи, нормы. С этими условиями считаются все участники хозяйственной жизни. Тем самым они способствуют упорядочению и постоянству хозяйственной деятельности. Для сохранения конкуренции должны реализовываться определённые конституционные принципы государственной экономической политики:

  • создание дееспособной, не подверженной государственному влиянию системы цен;
  • политика стабильных денег, препятствующей искажению рыночных цен в результате инфляции или дефляции;
  • свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов;
  • частная собственность как предпосылка индивидуальной свободы и координация рынка;
  • свобода заключения договоров;
  • полная ответственность, препятствующая тому, что собственники перекладывают на других риски и последствия ошибочных решений;
  • стабильность экономической политики, не допускающей роста неуверенности граждан и фирм под влиянием быстро меняющихся мер;
  • контроль монополий;
  • коррекция внешнего влияния на издержки;
  • меры против негативных социальных последствий, связанных с тем, что, например, чтобы выжить при низкой зарплате, работникам приходится увеличивать   интенсивность   использования   предложений   своей   рабочей силы;
  • меры по распределению доходов.

    Социальная политика Великобритании. Это один из наиболее ярких примеров либеральной модели социальной политики, но то же время является примером относительно всех и всяческих моделей и шаблонов. Наверное самый известный документ в истории социальной политики – отчёт Уильяма Бевериджа – задумывался как технический отчёт о состоянии системы социального страхования в Великобритании с 1911 г. Однако, он включал в себя примерный проект развития всей системы социально обеспечения послевоенные годы. Этот проект используется и по сегодняшний день. Вот его основные положения:

  • политика полной занятости и создание государственной системы медицинского обслуживания;
  • государственное вмешательство, гарантировавшее благосостояние пожилых, больных, безработных, детей;
  • бесплатная (большей частью) государственная система здравоохранения, финансируемая из общих налогов;
  • универсальная система государственного страхования;
  • государственная помощь, как подстраховка для тех, кого могла не учесть система пособий;
  • финансовое планирование, недопущение инфляции.
 

    Социальная политика в России

    Социальная политика периода СССР. Принципы социальной политики Швеции во многом схожи с принципами  социальной  политики  патернализма  в СССР. Одна из характерных черт патерналистской модели – жёсткое директивное регулирование производства, распределение и обмена социальных благ и услуг.

      Следующая черта – этатизм, огосударствление социальной сферы, её отдельных отраслей и учреждений. Прямое следствие этатизма – чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие рыночных отношений. В СССР в таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, практически полностью отсутствовали платные формы, и ресурсы для их развития  направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий.

      Ещё одна черта патерналистской модели – эгалитаризм, равенство в потреблении материальных благ и услуг. Она играла важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На её основе с СССР бала достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни.

    Следующая черта патерналистской модели –  гарантированная всеобщая занятость – была обусловлена отсутствием реального рынка труда. Однако политика всеобщей занятости столкнулась с проблемой по созданию новых рабочих мест. Слаборазвитая система переподготовки кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица.

    Следует признать, что применение патерналистской модели социальной политики к российским реалиям во многом было предопределено исторически, соответствовало особенностям российского менталитета  и в течение нескольких десятилетий давало положительные результаты.

 

    Социальная политика переходного периода. Успех экономических реформ в значительной степени зависит от того, какой контингент населения ощутит их положительное влияние (рост доходов и уровня благосостояния) уже в краткосрочный перспективе. Для российского общества, после многолетнего доминирования государственной системы социального обеспечения, наиболее актуальной оказалась проблема определения стратегии переходного периода при крайне неблагоприятных внешних условиях.  

    В России выделилось несколько особенностей перехода к рынку, которые следовало рассматривать как вызов социальной политике. Первая из них заключалась в том, что смена социально-экономической системы России повлекла за собой структурную перестройку её народного хозяйства. По экспертным оценкам, к началу реформ Е. Гайдара в России доля «излишне» производимого ВВП страны, которая не была бы востребована в нормальной рыночной экономике, достигала 40%.

    Вторая  особенность была связанна с перераспределением функций по проведению социальной политики между участниками системы социального партнёрства (государством, работодателями, профсоюзами и др.) Основные изменения здесь сводились к следующему:

  1. собственно социальная политика государства в процессе перехода к рынку и на этапе укрепления рыночных отношений предусматривала уменьшение количества категорий и численности групп населения, чья социальная защита осуществляется за счёт средств республиканского бюджета;
  2. сузился перечень постоянных социальных гарантий, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета;
  3. появились новые виды социальной защиты отдельных категорий граждан, прежде всего безработных, формально отсутствующие в плановой экономике;
  4. повысилась роль региональных бюджетов в финансировании мероприятий по социальной защите населения, что позволяло в случае профицита регионального бюджета расширять перечень социальных льгот и абсолютные размеры выплат (обеспечения) по ним в зависимости от состояния экономики регионов по сравнению с установленным государством минимумом;
  5. повысилась доля платных услуг в структуре социальных услуг населению, при этом часть из них (прежде всего медицинские) стала оплачиваться из средств социального страхования;
  6. сформировалась финансовая инфраструктура социального страхования – государственные внебюджетные формы (Пенсионный фонд, Фонд социального и медицинского страхования, существовавший в 1992–2000 гг., Фонд занятости), средства которых не консолидируются в государственном бюджете;
  7. повысилась необходимость при наличии некоторого базисного минимума социальных гарантий учитывать различия в требованиях к уровню социальной защищённости проживающих в разных регионах в условиях дифференциации их природных, социально-экономических и этнокультурных характеристик.

    Принципиальным  моментом переходного периода является создание такой экономической среды, в которой возможности роста  личных доходов членов общества по различным источникам практически  не ограниченны.

    Успешное  поведение экономической реформы, в конечном счете, зависит от того, какой ответ даётся обществом на вопрос, готово ли оно отказаться от традиционно бесплатного социального обеспечения всех без исключения своих членов, осуществляемого на крайне низком уровне, если трудоспособные работающие граждане получать вместо этого возможность заработать средства для оплаты соответствующих социально-культурных услуг, отвечающих мировым стандартам, отчисляя при помощи налогового механизма часть своих доходов на социальную защиту уязвимых слоёв населения?

    Модель  социальной политики на начальных этапах перехода к рынку носит во много  уникальный, эклектичный характер. Он определяется необходимостью «обвального» решения некоторых экономических и социальных проблем (что касается последних, то целесообразно говорить о программном подходе к их решению), а также постепенностью перехода к новой модели социальной политики.

Приоритетные  Национальные проекты  как способ решения  социальных проблем  в России (на примере проекта «Образование»)

    Для преодоления экономических и социальных кризисов в России были разработаны и введены в действия Приоритетные Национальные проекты: «Доступное и комфортное жильё», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК».

    Исходя  из того, что образование – важнейшее  звено в воспроизводстве трудовых ресурсов, интеллекта и духовного потенциала стран, я хотела бы подробнее рассмотреть именно этот проект.

    Цели его – продвижение ориентиров государственной образовательной политики; содействие становлению институтов гражданского общества; становление современного менеджмента в системе образования; поддержка инициативной, способной, талантливой молодёжи.

    Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасностью государства становится всё более очевидной. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперёд – это и есть первоочередная задача Приоритетного Национального проекта «Образование». Вот перечень мероприятий, проводимых в рамках проекта за декабрь 2007 г.:

  • 100 млн руб. направлено на информатизацию процесса обучения в Югре;
  • в Карелии награждены 35 представителей талантливой молодёжи;
  • в Новосибирскую область поступила очередная партия школьных автобусов;
  • в школы Курской области поступило новое учебное оборудование;
  • школы Республики Хакасия получили десять кабинетов русского языка;
  • 11 школьников Республики Ингушетия получили федеральные премии;
  • в Свердловской области награждены 155 представителей талантливой молодежи;
  • кировские школы получили учебное оборудование на 3,5 млн рублей;
  • в рамках нацпроекта «Образование» более 20 белгородцев получили по 60 тыс. рублей.

     Что касается нашего ВУЗа, то он активно внедряет инновационные  образовательные программы. В рамках проекта осуществляются:

  • переход на уровневую систему обучения;
  • разработка новых магистерских программ;
  • модернизация учебных аудиторий и лабораторий, оснащённых современным учебно-научным оборудованием;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • разработка программ инновационного типа и внедрение их в учебный процесс;
  • интеграция действующих учебно-научных центров.

    На первый взгляд проект «Образование» не имеет существенных недостатков. Однако здесь хотелось бы проанализировать результаты опросов россиян.

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, насколько россияне информированы о Приоритетном Национальном проекте «Образование», его направлениях, как оценивают темпы его реализации за время, прошедшее с момента его запуска. Наиболее известные опрошенным направления проекта «Образования» – это:

  1. поощрение лучших учителей (60%);
  2. подключение школ к Интернету, компьютеризация классов (59%);
  3. оснащение школ учебными наглядными пособиями, оборудованием (45%);
  4. предоставление денежных выплат талантливой молодёжи (44%);
  5. стимулирование вузов и школ, внедряющих новые образовательные программы (42%);
  6. приобретение школьных автобусов для сельской местности (38%);
  7. дополнительное   ежемесячное   вознаграждение   за   классное    руководство (23%);
  8. создание федеральных университетов в Южном и Сибирском округах (15%);
  9. разработка и размещение в открытом доступе информационных образовательных ресурсов (14%);
  10. создание бизнес-школ в Московском регионе и Санкт-Петербурге (12%);
  11. организация обучения на подготовительных отделениях ВУЗов лиц, отслуживших не менее трёх лет по контракту в   Вооружённых Силах  РФ (8%);
  12. создание в воинских частях учебных центров начального профобразования для военнослужащих срочной службы (7%).

Информация о работе Социальная политика в России и зарубежных странах