Социальная политика в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Содержание работы

Введение 3
Глава I: Основы социальной политики 7
Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе 7
• Социальная стабильность. 7
• Взаимная социальная ответственность. 8
Сущность социальной политики 9
• Определение социальной политики. 10
• Социальная стратегия и ограничения. 13
Основные механизмы социальной политики 18
• Правовое обеспечение социальной политики. 19
• Финансовый механизм. Налоговые рычаги и стимулы. 19
• Административный ресурс. 21
• Политические методы. 21
Глава II: Практические аспекты социально политики 22
Эффективность социальной политики 22
• Экономическая и социальная эффективность. 22
• Группировка направлений социальной политики по эффективности. 24
Институциональная структура. Региональные аспекты 27
• Организация институтов социальной политики. 27
• Региональные аспекты социальной политики. 28
Глава III: Модели социальной политики 29
Социальная политика в зарубежных странах
• Социальная политика Швеции. 29
• Социальная политика Германии. 30
• Социальная политика Великобритании…………….…………………… 31
Социальная политика в России
• Социальная политика периода СССР...........................................................31
• Социальная политика переходного периода. 32
Приоритетные Национальные проекты как способ решения социальных проблем в России (на примере проекта «Образование») 35
Заключение 40
Библиографические источники…………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

    Социальную  ответственность домохозяйств перед обществом разделяют на формальную и неформальную. Формальная заключается в соблюдении налогового законодательства. Уклонение членов домохозяйства от уплаты налогов приводит к сокращению доходов бюджета и сужает возможности финансирования его социальных расходов. Неформальная ответственность проявляется в создании комфортных условий проживания и реализации своих способностей всеми членами домохозяйств, а также в активной экономической деятельности домохозяйств.

    Социальная  ответственность негосударственных структур (профсоюзные организации, политические партии и общественные движения) сводится к законодательно разрешённой политической и общественной деятельности по защите интересов отдельных групп населения; контролю за соблюдениям действующего законодательства.

Сущность  социальной политики

    Социальная  политика – своеобразный инструмент, позволяющий поддерживать экономически слабых индивидуумов, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан, сохранять её культурные и экономические ценности.

    В реальности вычленить в чистом виде какую-либо из составляющих политики государства  невозможно. В обществе нет строгого разделения на социальные и экономические вопросы. Любое экономическое решение, например сокращение бюджетных расходов, является одновременно и социальным по своим последствиям, т.к. его реализация неизбежно отразится на доходах населения и уровне его социальной защищённости.  Техническая политика является в то же время и социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрение новых технологических процессов в конечном счёте влияют на рынок труда и потребительский рынок, а следовательно, и на уровень жизни населения.

    В свою очередь, любое решение из области  социальной политики относится к  экономическим решениям. Так, при высокой инфляции регулярные компенсационные выплаты населению, необеспеченные неинфляционными источниками финансирования, непосредственно воздействуют на состояние государственных финансов, а значит, на макроэкономическую ситуацию и возможность проведения экономической политики.

    При всей важности проводимой государством социальной политики она по своей  природе не самостоятельна и если она реальна, а не декларативна, то базируется на ресурсах, соответствующих  достигнутому уровню экономического развития страны.

    Определение социальной политики. В последние несколько лет в отечественной науке представление о том, что же такое социальная политика, претерпели изменения. Ранее социальная политика трактовалась как система организационных мер, направленных на конкретные преобразования в социальной сфере. Согласно новому взгляду, социальная политика – это политика, обращённая к социуму; набор мероприятий, позволяющих населению адаптироваться к происходящим процессам. Естественно, что в обществах с разным уровнем развития, разным политическим строем сформировались разные подходы и требования к социальной политики. Для современной России вопрос о характере и содержании социальной политики ещё далеко не решён, а сама социальная политика находится в стадии формирования.

    Итак, что же такое социальная политика. В различных источниках даётся множество определений. Вот одно из них, из учебника С.Н. Смирнова. 

    Социальная  политика представляет совокупность принимаемых  органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышения уровня и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

    В содержательном отношении социальную политику целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах. Сегодня социальная политика – это и теоретическая доктрина, разрабатываемая ведущими специалистами в области социальных наук; это и учебная дисциплина, преподаваемая в большинстве университетов Западной Европы и США; это и направление и концепция внутренней политической деятельности государства.

    Социальная  политика имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Это связанно с социальной востребованностью и привязанностью к социальным проблемам. В этом смысле социальная политика выполняет определённую дипломатическую функцию. Так, внешняя сторона носит декларативный характер. Внутренняя – отвечает за реальное решение социальных вопросов.

    Таким образом, в широком смысле социальная политика:

  • одно из направлений государственной политики;
  • определяется характером государственного устройства, целями государства;
  • формируется в контексте социальной структуры общества;
  • государственная социальная доктрина или концепция социального развития;
  • неразрывно связанна экономической политикой, зависит от неё;
  • состоит из системы мер распределения ресурсов в интересах общества;
  • делится на декларируемую и реальную;
  • имеет целью обеспечение социальной стабильности.

    В поле прикладных решений социальная политика в широком смысле охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение их товарами, жильём, услугами, рабочими местами и т.п.

    Социальная  политика в узком смысле есть не что иное, как перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием налоговой и бюджетной систем.

    Существует  ещё и гуманитарный подход к определению социальной политики. При этом термин «социальная политика» сводится к формированию сознания людей и нравственных установок социума в целом.

    Субъекты, объекты и подходы к социальной политике. К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, профсоюзные и иные общественные организации, структуры, влияющие на разработку и реализацию государственной социальной политики. Субъекты социальной политики разделяются на резидентных, т.е. тех, чья деятельность на территории страны на постоянной основе определена её конституцией и другими законодательными актами, и нерезидентных, международных.

    Объектом социальной политики является население страны, граждане, домохозяйства, не способные в силу определённых причин обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов.

    Существующие  модели социальной политики в целом  реализуют два основных подхода: государственный патернализм и либеральный подход.

    Государственный патернализм ориентирован на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех форм отношений в обществе и недопущение возникновения альтернативных видов этих отношений. Данный подход предполагает принятие государством полной ответственности за доходы граждан и их социальное обеспечение. Все расходы финансируются из государственного бюджета. Государство жёстко контролирует меру потребления трудоспособных членов общества, устанавливая размеры оплаты труда вне зависимости от экономических показателей предприятий. Одновременно государство планирует объёмы производства, распределяя по производителям необходимые для этого ресурсы, устанавливает цены, вне зависимости от уровня товарного наполнения соответствующих рынков. Социальная политика по модели государственного патернализма проводилась в СССР.

    Либеральный подход базируется на постулате о  разделении членов общества на экономически сильных и слабых. Обязанность  общества – забота о слабых и  создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных. Слабые в праве рассчитывать на социальную поддержку. Государство устанавливает правила доступа граждан (домохозяйств) к системам и видам социальной поддержки, их размеры.

    Общее между двумя подходами к социальной политике заключается в том, что в случае возникновения экстремальных ситуаций по природным или техногенным причинам помощь из государственного бюджета оказывается всем вне зависимости от уровня их доходов.

    Социальная стратегия и ограничения. Под ней следует понимать совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения. Ответственность за социальную стратегию возлагается обществом на органы власти. На этом уровне обеспечивается конкретизация целей социальной стратегии и определяется возможность их практической реализации за счёт принятых законодательных документов, а также обеспечения мероприятий по достижению этих целей источниками финансирования.

    Цели  социальной стратегии распределяются по определённым временным интервалам с учётом их реальной обеспеченности ресурсами. Результаты разработки социальной стратегии облекаются в форму правительственных документов. Разработка социальной стратегии и её направлений – исходный момент проведения социальной политики. На последующих стадиях происходит уточнение её предметного поля, существующих ограничений и выбор механизмов для реализации.

    Предметное  поле (отраслевая структура) определяет проведение социальной политики по включённым в социальную стратегию направлениям. В этой структуре выделяют четыре сектора жизни общества, на которые направлена социальная политика:

  • демография (воспроизводство населения, миграции);
  • труд (рынок труда, занятость, условия труда, подготовка кадров);
  • доходы населения (заработная плата, пенсии, социальные пособия);
  • социальная инфраструктура (жильё, школы, учреждения здравоохранения и культуры).

    Структура предметного поля может изменяться с течением времени. Например, в период социально-экономических кризисов приоритетными являются системы социальной поддержки населения, в то время как стабильная экономика выступает одним из факторов системных социальных решений (трудовой сферы, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения). Таким образом, предметное поле социальной политики охватывает всё население страны. Работа в установленном предметном поле требует от субъектов социальной политики решения двух основных задач:

    1. формирования законодательной и нормативной базы в отдельных секторах предметного поля;
    2. определение размеров бюджета, необходимого для проведения социальной политики в целом  и в отдельных секторах её предметного поля.

    Под бюджетной социальной политикой следует понимать совокупность финансовых средств, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть направлены на реализацию целей социальной политики в течение определённого календарного периода.

    Лишь  ограниченное количество управленческих решений являются социальными, и  увеличивать его неоправданно с  экономической и социальной точек  зрения. Это легко объяснить на примере пенсионного обеспечения  граждан. Решения о разовых индексациях  или абсолютных увеличениях размеров государственных пенсий, безусловно, относятся к социальным решениям. Частота принятия таких решений определяется двумя факторами – во-первых, ростом потребительских цен и, во-вторых, состоянием бюджета пенсионной системы. Однако сами эти решения не влияют на данные факторы.

    Иными словами, чисто социальные решения  не создают предпосылок для системных  изменений в социальной сфере  и, в конечном счёте – для роста  социального эффекта. Если общество хочет добиться подобных изменений, то основными в предметном поле социальной политики должны стать не собственно социальные решения, а структурные, финансовые и институциональные преобразования, создающие предпосылки для получения социального эффекта в средне- или долгосрочной перспективе. Однако эффект от социальных решений может быть нестабильным. Так, в России в 1990-е гг. увеличение размеров пенсий быстро «съедалось» высокой инфляцией. При росте среднего размера пенсий его отношение к величине прожиточного минимума снизилось.

    Проводя социальную политику, необходимо учитывать имеющиеся объективные ограничения. Их наличие не позволяет достичь заявленных целей социальной стратегии одновременно или в полном объёме. Ограничения в социальной политике можно разделить на две группы: экономические и политические. Первые сводятся к тому, что нельзя увеличить расходы на реализацию отдельных направлений социальной стратегии без соответствующего роста их социального обеспечения. Например, нельзя повысить величину пенсий, не повышая тарифов страховых отчислений.

    Происхождение политических ограничений обусловлено  тем, что основная часть общества оказывается неготова принять предлагаемые социальные изменения. Объективные причины этого обусловлены существованием принципиально отличных друг от друга источниками формирования бюджета домохозяйств:

Информация о работе Социальная политика в России и зарубежных странах