Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 05:08, курсовая работа
Цель данной работы изучение деятельности социального работника по работе с безработными.
Задачи:
Раскрыть понятие безработицы и ее виды.
Определить сферу деятельности социального работника в службах занятости
Рассмотреть технологию поиска работы
Введение
Глава 1. Социальная работа с безработными
1.1. Понятие безработицы и ее виды
1.2.Деятельность социального работника в оказании помощи безработным
1.3. Социально-психологические аспекты деятельности службы занятости
Глава 2. Технология поиска работы
2.1. Практические рекомендации по составлению резюме.
2.2. Правила создания собственного образа
2.3. Роль анкетных данных (резюме), стандартных анкет для поступающих на работу и собеседований при отборе
Заключение
Литература
Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт - семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства.
Для вывода из кризиса безработных
и их семей социальный работник применяет
различные виды помощи. Прежде всего,
он изучает состояние семей
Социальный работник может
содействовать безработному в поиске
работы и его трудоустройстве. Особое
внимание следует обращать на то, насколько
полно работа будет реализовывать
профессиональный потенциал человека,
на какое время она
Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.
Необходимый аспект деятельности социального работника - это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 2 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д. В соответствии с этим, деятельность социального работника направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии.
Следующим необходимым аспектом предупредительной деятельности социального работника является участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда [15.c 7].
Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.
Специалисты службы занятости также могут привлекать безработных к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной, занятости граждан, ищущих работу [1, c.109].
Социальный работник может предложить безработному также бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью:
Данный вид деятельности службы занятости – один из главных элементов активной политики занятости, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан. [1, c. 110]
Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макроуровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микроуровне - деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.
1.1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости
Для создания эффективных
условий обеспечения занятости,
решения адресных проблем безработного
и членов его семьи созданы
службы занятости, осуществляющие комплексное
регулирование вопросов трудовой сферы.
Федеральная служба занятости России
была создана в 1991 г. в соответствии
с Законом РФ «О занятости населения
в Российской Федерации» в качестве
организационно-
Центры занятости населения осуществляют следующие функции:
- содействие гражданам
в поиске подходящей работы, а
работодателям в подборе
- информирование о положении на рынке труда;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной
ориентации граждан в целях
выбора сферы деятельности (профессии),
трудоустройства,
- психологическая поддержка,
профессиональная подготовка, переподготовка
и повышение квалификации
- осуществление социальных
выплат гражданам, признанным
в установленном порядке
- организация проведения
оплачиваемых общественных
- организация временного
трудоустройства безработных
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан;
- выдача предложений для
получения работодателям
- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
3) участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости насления;
4) реализует региональные
программы, предусматривающие
5) организует и проводит
специальные мероприятия по
6) осуществляет функции получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание центра занятости населения и реализацию вложенных на него функций;
7) участвует в работе
призывных комиссий по
8) обобщает практику применения законодательства о занятости, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию;
9) формирует предложения по финансированию мероприятий по содействию
занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию центра занятости населения;
10) формирует, ведет и
использует банк данных о
11) обеспечивает в пределах
своей компетенции защиту
12) организует прием граждан,
обеспечивает своевременное и
полное рассмотрение обращений
граждан, принимает по ним
13) осуществляет иные функции,
предусмотренные федеральными
В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации – содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.
Психологическая поддержка - это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроением и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.
После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.
Психологическая поддержка приобретает особое значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверит в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
Информационная консультация прелоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти обучение и переобучение.
Профессиональное
Переход к рыночным отношениям, с одной стороны, сузил круг выбора профессии (производительный труд на фабриках, заводах и т.д.), с другой – расширил (торговля, физический труд низкой квалификации, финансовая деятельность и т.д.). Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представление о многом из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач – обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.
Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.