Гарантированные права данной
категории граждан вступают в
силу при получении официального
статуса инвалида и потому
социальный работник должен
знать порядок направления граждан
на медико-социальную экспертизу,
которая, однако, часто становится
для инвалидов сложной и труд новы полнимой
процедурой.
Медико-социальная экспертиза
устанавливает причину и группу
инвалидности, степень утраты трудоспособности
граждан, определяет виды, объем
и сроки их реабилитации и
меры социальной защиты, дает рекомендации
по трудовому устройству граждан.
На медико-социальную экспертизу
направляются граждане, имеющие
признаки стойкого ограничения
жизнедеятельности и трудоспособности
и нуждающиеся в социальной
защите: при очевидном неблагоприятном
клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости
от сроков временной нетрудоспособности,
но не более 4 месяцев; при благоприятном
трудовом прогнозе в случае продолжающейся
нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных
случаях: травмы, состояния после реконструктивных
операций, туберкулез — до 12 месяцев) для
решения вопроса о продолжении лечения
или установлении группы инвалидности;
работающие инвалиды для изменения трудовой
рекомендации в случае ухудшения клинического
и трудового прогноза.
Особая роль при оказании
помощи инвалидам отводится социальному
работнику в учреждениях здравоохранения.
В задачу медико-социального
специалиста, обладающего знаниями
психофизиологических особенностей
инвалидов соответственно причине,
приведшей человека к такому
состоянию, входит определение степени
возможности его участия в трудовой деятельности,
помощи в адаптации к новым условиям, определение
режима питания и формирование соответствующего
образа жизни.
При оказании медико-социальной
помощи инвалидам социальный
работник руководствуется как запросами
самого инвалида, так и целесообразностью
и полезностью проводимых мероприятий
в конкретных условиях проживания и пребывания
пациента (в доме-интернате, в других учреждениях).
Большое значение имеет заинтересованность
самого инвалида в проведении социальных
программ.
Следует отметить, что медико-социальные
услуги удовлетворяют те потребности
инвалида, которые не находят
своего решения в реальной
действительности, в условиях экономического
кризиса и зарождающихсярыночных
отношений в нашей стране. Социальный
работник, оказывая медико-социальную
помощь, ликвидирует неудовлетворенность
этой категории населения деятельностью
органов практического здравоохранения
и тем самым создает определенное равновесие
в вопросах медицинского обеспечения.
Осуществляя уход за инвалидами,
решая в определенной степени
вопросы врачевания, социальный
работник воздействует на образ
жизни пациента, способствует его
психической реабилитации.
При патронажной работе особую
заботу социальный работник проявляет
к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно
не только поставить на учет ребенка-инвалида,
но и проанализировать социальную обстановку
в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном
уходе и наблюдении, что составляет немалые
трудности для родителей при повседневном
общении с ними, обеспечении их жизненных
потребностей (кормление, одевание, купание
и т.д.).
В обязанности социального
работника входит организация
медицинской помощи инвалидам.
Социальный работник совместно
с медицинскими работниками территориальной
поликлиники или диспансера оказывает
организационную помощь при проведении
медико-социальной реабилитации в условиях
стационара или на дому, помогает в организации
санаторно-курортного лечения, способствует
приобретению необходимых тренажеров,
средств передвижения, корригирующих
аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую
консультацию родителей больных детей.
Часто возникает необходимость обеспечить
диетическим питанием детей инвалидов,
страдающих диабетом, почечной недостаточностью
и другими заболеваниями.
Немаловажную роль в медико-социальной
помощи играют дома-интернаты,
целью которых является адаптация
инвалидов к жизни в новых
условиях, вне стен родного дома.
Здесь они обретают определенные
социальные гарантии и защищенность.
Инвалидам, проживающим в стационарных
учреждениях социального обслуживания,
предоставляются следующие виды услуг:
материально-бытовые, услуги по организации
питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические
и социально-медицинские, организация
получения образования инвалидами с учетом
их физических и умственных возможностей
и способностей, услуги, связанные с социально-трудовой
реабилитацией, правовые услуги, содействие
в организации ритуальных услуг.
Дополнительные
услуги, оказываются и специализированными
отделениями помощи на дому создаваемыми
в муниципальныхЦСО или при органах социальной
защиты населения, — это обслуживание
на дому (включает наблюдение за состоянием
здоровья, оказание экстренной помощи),
выполнение медицинских процедур (перевязок,
инъекций по назначению лечащего врача),
оказание санитарно-гигиенических услуг,
кормление ослабленных больных, проведение
санитарно-просветительской работы.
Услуги, предоставляемые отделениями
срочной социальной помощи (срочное
социальное обслуживание предусматривает
оказание разовых услуг остро нуждающимся
в социальной поддержке): обеспечение
одеждой, обувью и другими предметами
первой необходимости, оказание материальной
помощи, содействие в предоставлении временного
жилого помещения, обеспечение бесплатным
горячим питанием или продуктовыми наборами,
организация экстренной медико-психологической
помощи, содействие в трудоустройстве,
организация юридических и иных консультаций.
Услуги, предоставляемые в
полустационарных условиях (отделениях
дневного (ночного) пребывания), в том числе
для лиц без определенного места жительства:
услуги по организации питания, быта и
досуга, социально-медицинские, включение
подопечных в посильную трудовую деятельность
в соответствии с их физическими и психическими
способностями, правовые услуги.
Целью деятельностиЦСО является
осуществление социального обслуживания
инвалидов. Из этого вытекает
ряд задач, от решения которых
зависит эффективность и качественность
выполнения поставленной цели,
а именно:
- выявление и учет граждан,
нуждающихся в различных видах
социального обслуживания;
- оказание социально-бытовой,
медицинской, психологической, консультативной
и иной помощи гражданам;
- содействие в оптимизации
у граждан, обслуживаемых центром,
возможности реализации своих потребностей;
- обеспечение обслуживаемым
гражданам их прав и преимуществ,
установленных действующим законодательством;
- анализ уровня социально-бытового
обслуживания населения района,
разработка перспективных планов
развития этой сферы социальной поддержки
населения, внедрение в практику новых
видов и форм помощи в зависимости от характера
нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных
и негосударственных структур
к решению вопросов оказания социально-бытовой
помощи нуждающимся слоям населения и
координация их деятельности в этом направлении.
Эти задачи детерминируют
структурную организацию центра,
в которую помимо аппарата
входят следующие подразделения:
отделение социального обслуживания
на дому, отделение дневного пребывания,
отделение срочного социального обслуживания,
чьи характеристики представлены ниже.
Отделение социального обслуживания
на дому (ОСО). ОСО создается для
временного (до 6 месяцев) или постоянного
оказания помощи гражданам, частично утратившим
способность к самообслуживанию и нуждающимся
в посторонней поддержке, социально-бытовой
помощи в надомных условиях. Деятельность
ОСО направлена на максимально возможное
продление пребывания граждан в привычной
среде обитания и поддержания их социального,
психологического и физического статуса.
Обслуживание граждан на дому осуществляется
путем предоставления им в зависимости
от степени и характера нуждаемости социально-бытовых,
консультативных и иных услуг, входящих
в перечень гарантированных государством,
а также оказание по их желанию дополнительных
услуг, не входящих в перечень гарантированных.
ОСО создается для обслуживания
60 граждан, проживающих в сельской
местности и 120, проживающих в
домах со всеми удобствами.
Обслуживание граждан осуществляется
социальными работниками, медсестрами,
состоящими в штабе центра.
Должность социального
работника вводится из расчета
обслуживания 4 граждан сельской
местности и 8 — в благоустроенном
городском секторе Заведующий
отделения социального обслуживания
устанавливает для
социального работника
зону обслуживания периодичность
(3 раза в неделю) и
графики посещения каждого обслуживаемого
с учетом степени и характера нуждаемости
граждан в помощи, компактности
их проживания, транспортных
связей, наличияпредприятий торговли,
общественного питания и бытового
обслуживания. Должность
патронажной медсестры
вводится из расчета 1
ставка на 2отделения
социальной помощи
на дому. График
работы медсестры утверждается
заведующим отделением при условии
посещения ежедневно 3граждан
в сельской местности.
Заведующий ОСО посещает
каждого обслуживаемого не реже
1 раза в квартал.
Отделение Дневного пребывания
(ОД П)
ОДП является полустационарным
структурным подразделением центра
и обслуживания граждан, сохранивших
способность к самообслуживанию
и активному передвижению,
организации их питания,
общения и отдыха, привлечения
к посильной трудовой деятельности,
поддержания активного образа жизни.
В штат ОДП вводятся должности культорганизатора,
медсестры, инструктора по труду, заведующего,
психолога, а также младшего обслуживающего
персонала. ОДП создается для обслуживания
от 25 до 35 граждан. Продолжительность обслуживания
в отделении устанавливается исходя из
очередности граждан на обслуживание,
но не менее 2 недель. Правда необходимо
отметить, что пожилой человек, инвалид,
нуждающийся в социальной и другой помощи,
имеет возможность повторно через год
(в каждом регионе устанавливаются свой
регламент) пройти обслуживание в отделении
дневного пребывания.
В отделении дневного пребывания
выделяются помещения для кабинетов
доврачебной медицинской помощи, клубной
работы, библиотеки, лечебно-трудовых
мастерских, комнаты психологической
разгрузки, медицинских кабинетов (чаще
всего это кабинет стоматолога) и т. д.
Обслуживаемые граждане могут
при их добровольном согласии
и в соответствии с медицинскими
рекомендациями участвовать в посильной
трудовой деятельности в специально оборудованных
лечебно-трудовых мастерских или подсобных
хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется
под руководством инструктора по труду
и под наблюдением медицинского работника.
Отделение срочного социального
обслуживания (ОССО)
ОССО предназначается для
оказания престарелым гражданам
и инвалидам, остро нуждающимся
в социальной поддержке, помощи
разового или краткосрочного
характера, направленной на поддержание
их жизнедеятельности.
В штаб ОССО вводятся должности
специалиста по социальной работе,
заведующего, медицинского работника,
а также психолога и юриста.
Работниками ОССО осуществляется
выявление и учет граждан, остро
нуждающихся в натуральных и
иных видах помощи, с целью ее
последующего предоставления. ОССО должно
располагать минимальным набором лекарственных
препаратов и перевязочных средств для
оказания срочной доврачебной помощи.
Деятельность ОССО строится на сотрудничестве
с различными государственными учреждениями,
общественными, благотворительными, религиозными
организациями и объединениями, фондами,
а также отдельными гражданами.
К перечню услуг, предлагаемых
центром, относятся:
* услуги по организации питания,
быта, досуга;
* социально-медицинские услуги;
*социальные;
* социально-психологические;
* правовые услуги.
Одним из важных направлений
деятельности всех организаций
и служб, оказывающих помощь
инвалидам, является создание
условий для поддержания здоровья
и благополучия тех, кто временно
оказался в затруднительном положении
экономического или социального характера.
К таким мероприятиям можно отнести предоставление
дополнительных рабочих мест для людей
с ограниченными возможностями, организацию
для них производства на дому и т. д.
Социальная забота о трудоустройстве
и быте инвалидов невозможна без управленческих
органов. Они существуют на всех уровнях
государственного управления. В Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации имеется несколько комитетов,
которые в большей или меньшей мере занимаются
проблемами инвалидов: комитет по труду
и социальной политике, комитет по делам
ветеранов, комитет по охране здоровья,
комитет по делам женщин, семьи и молодежи.
В Совете Федерации Федерального Собрания
России также имеется комитет по социальной
политике, одной из главных функций которого
является социальная защита населения.
Составная часть этого комитета — управление
по делам инвалидов. В республиках, краях,
областях страны функционируют управления
делами инвалидов, соответствующие центральным
органам. Во всех административных округах
также действуют комиссии, отделы, управления
по делам инвалидов.
Ещё один управленческий
аспект – организаторская работа
с инвалидами. Сейчас можно услышать
или прочитать: состоялся пробег
инвалидов на колясках, открылось
выставка художественно-прикладных работ
инвалидов, прошёл фестиваль творчества
инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов
и т.д. Все эти мероприятия совершаются
не сами собой. Они – результат больших
организаторских усилий. Проведение таких
мероприятий – поле приложения труда
социальных работников. Нужно найти заинтересованных
людей, организации, помещения, спонсоров,
которые оплатили бы расходы, распространить
рекламу, организовать продажу изделий
и т.д. и т.п. Можно встретить немало
примеров продуманной организации социальной
защиты, оказания разносторонней помощи
инвалидам.