В Москве полностью решены
все вопросы, связанные с протезированием
и обеспечением инвалидов креслами-колясками.
Если учесть все расходы,
связанные с оказанием социальной
поддержки нуждающимся категориям
населения, включая инвалидов,
то в 1995 г. из городского
бюджета на эти цели был
направлен 1 трлн. рублей. Это существенная
добавка к государственным пособиям.
Казалось бы, огромные суммы, затрачиваемые
на оказание социальной помощи нуждающимся
москвичам, должны обеспечить власти.
Однако данные социологических исследований
говорят о противоположноммнении. В июле
1995 г. Институт социологических и маркетинговых
исследований провел опрос 1207 жителей
столицы по теме «Практическая реализация
городскими и муниципальными структурами
управления социальных программ».
Согласно данным исследования,
лишь 6,6% опрошенныхинвалидов ощутили
социальную поддержку, 93,4% сказали,
что их она не коснулась. Бесплатное
питание, обслуживание на дому получили
только 8,8% инвалидов, а 91,2% дали ответ,
что эти мероприятия их не коснулись. Санаторно-курортное
лечение получили 9,2% неработающих пенсионеров
и инвалидов, а 90,8% его не получили.
Объяснение
этому найти легко. Когда большие
суммы делят на столь же
большое количество пенсионеров
и инвалидов, нуждающихся в
социальной поддержке, то персонально
каждому достается не так уж
и много.
Финансовая
социальная поддержка, вне всякого
сомнения, нужна. Но только тем, кто сам
не в состоянии заработать себе на жизнь.
Для того, кто, несмотря на увечье или слабое
здоровье, способен удовлетворить свои
насущные потребности, нужны не столько
денежные пособия, сколько возможность
получить работу. Но в этом направлении
правительство Москвы делает не много.
Можно говорить даже об ущемлении прав
престарелых и инвалидов. Количество работающих
инвалидов в Москве с каждым годом сокращается.
Следовательно, с каждым годом увеличивается
число тех, кому нужна денежная помощь.
А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность
социальной политикой правительства столицы.
К новым
формам обслуживания престарелых,
одиноких, инвалидов относятся так
называемые поезда милосердия. Комплексная
бригада формируется из числа
работников социальной защиты, врачей
различного профиля. Они оказывают медико-социальную
помощь преимущественно людям, проживающим
на отдаленных разъездах, небольших станциях,
вдали от крупных городов или районных
центров. Помощь оказывается медицинского,
социального, бытового, социально-психологического
и другого характера. Одновременно оказывается
и материальная помощь (продукты питания,
промышленные товары, домашние аптечки
с медикаментами и др.).
Основные
сферы жизнедеятельности человека
— труд и быт. Здоровый человек
приспосабливается к среде. Инвалидам
же надо помочь в адаптации: чтобы они
свободно могли дотянуться до станка и
выполнять на нем производственные операции;
могли сами, без посторонней помощи выехать
из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры,
преодолев при этом и подъемы, и спуски,
и переходы, и лестницы, и пороги, и многие
другие препятствия. Необходимо, чтобы
они чувствовали себя на равных со здоровыми
людьми и на работе, и дома, и в общественных
местах. Это и называется социальной помощью
инвалидам, людям престарелого возраста
— всем тем, кто неполноценен физически
или психически.
Выводы
по второй главе: Анализ специальной
литературы и документов, обобщающих
опыт работы учреждений социальной
защиты позволяет нам сделать
вывод, что в Москве и других регионах
России накоплен большой опыт работы с
инвалидами. Основными документами, которыми
руководствуются цетры социального обслуживания,
социально-реабилитацуионные центры являются
федеральные и региональные программы:
-
- «Разработка
и производство технических средств реабилитации
для обеспечения инвалидов»;
- «Дети
России»;
-«Дети-инвалиды;
- Программа
профессиональной реабилитации
и содействия занятости инвалидов.
В учреждениях
социальной защиты используются
различные формы работы, направленные
на социальное, социально-психологическое
и физическое состояние инвалидов:
Заключение.
В Российской
Федерации в конце XX в начале ХХI
века, как и во всём мире, наблюдался
рост числа инвалидов. С 1994 по 2001 годы
детская инвалидность в России выросла
на 45%. Среди причин, способствующих возникновению
инвалидности, основными являются ухудшение
экологической обстановки, неблагоприятные
условия труда женщин, что сказывается
на детской инвалидности, рост травматизма,
отсутствие нормальных условий труда
и культуры здорового образа жизни, высокий
уровень заболеваемости.
Социальная
поддержка и реабилитация инвалидов,
- процесс сложный, противоречивый.
Он включает взаимодействие общества,
семьи, личности родителей и
ребенка-инвалида. Ряд исследователей,
анализируя политическую, экономическую,
социальную ситуацию, сложившуюся в обществе,
рассматривают ее влияние на современное
состояние инвалида и их семьи. Трансформация
общества в той или иной мере затронула
все слои населения. Инвалид и его семья,
нуждается в постоянном повышенном внимании
и защите со стороны общества. Многие авторы
неоднократно указывали на необходимость
научного изучения инвалидов и инвалидности
и на научную разработку коррекционных
мер, предлагаемых для реализации им конкретной
помощи.
В целях
их социальной защиты принимаются
законы, выделяются средства на
организацию лечения, реабилитации,
образования и досуга, предпринимаются
меры по безбарьерному доступу
в различные структуры и обеспечению
информацией. Для людей с ограниченными
возможностями здоровья предусматриваются
дополнительное питание, летний отдых
и т.п. Однако любых усилий государства
будет недостаточно, если не проводить
целенаправленную социальную работу с
самими инвалидами и их семьями, имея в
виду возможную активизацию их жизнедеятельности
и обеспечение посильной интеграции в
общество.
Организация
комплексной социальной, психосоциальной
и медико-социальной работы с
людьми с ограниченными возможностями
здоровья прежде всего зависит
от того, в каком возрасте получена
инвалидность. Разные возрастные периоды
обусловливают специфику инвалидов и
соответственно во многом определяют
направления и средства деятельности
по их активизации.
Для
того чтобы помочь взрослому
инвалиду, используются все методы
социальной, медико-социальной и психологической
работы, в которые лишь вносится некоторая
специфика. Методики активной социальной
работы с инвалидом и его семьей вплотную
смыкаются с понятием социальной реабилитации,
которая представляет собой систему и
процесс восстановления способности к
самостоятельной общественной и семейно-бытовой
деятельности . Социальная реабилитация
включает в себя социально-средовую ориентацию
и социально-бытовую адаптацию. Эти две
составляющие, по сути, обобщают все необходимое
в работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой
адаптации используются информирование
и консультирование инвалида и его семьи;
адаптационное обучение; формирование
у инвалида навыков самообслуживания,
обеспечения персональной сохранности,
социальных навыков; выделение технических
средств реабилитации и обучение пользованию
ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.
Мероприятия
по социально-средовой ориентации
включают социально-психологическую
реабилитацию, психодиагностику и
обследование личности инвалида,
психологическую коррекцию и психотерапию,
психопрофилактическую и психогигиеническую
работу, психологические тренинги, привлечение
инвалидов к участию в группах взаимоподдержки,
клубах общения, оказание экстренной (по
телефону) психологической и медико-психологической
помощи. Сюда также могут быть отнесены
формирование социальной независимости,
навыков общения, проведения досуга и
отдыха, занятия физкультурой и спортом,
предоставление помощи в решении личных
проблем, социально-психологический патронат
семьи.
Учитывая
проблемы с которыми сталкиваются учреждения
социальной защиты считаем необходимым
в условиях становления службы медико-социальной
реабилитации, социальной помощи, социально-психологической
поддержки инвалидов на федеральном, региональном
и местном уровнях следующее:
1. Усовершенствовать
систему повышения квалификации
социальных работников, медиков
и социальных психологов, службы
медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов, ЦСО,
социально-психологических центров
организовав в федеральных научно-практических
центрах базы для повышения квалификации
социальных работников, социальных медиков
и социальных психологов.
2. Регулярно
проводить научно-практические семинары
и конференции по социальным,
медико-социальным и психологическим
проблемам экспертизы и реабилитации.
3. Усовершенствовать
систему научно-методического консультирования
социальных, медико-социальных и
психологов практиков. Ввести
общественную должность главного
психолога на всех уровнях
службы социальной защиты и
реабилитации.
4. Усовершенствовать
информационное, методическое и техническое
обеспечение деятельности социальных,
медико-социальных работников и психологов
в подведомственных учреждениях.
5. Усовершенствовать
нормативные вопросы деятельности
социальных, медико-социальных работников
и психологов в реабилитационных, экспертных
учреждениях, центрах социальной помощи,
социально-психологической помощи (нормативы
нагрузки, оплата труда и т.п.).
6. Пересмотреть
штатные нормативы учреждений
социальной защиты и реабилитации
инвалидов, социальной, медико-социальной
и психологической службы в учреждениях
социального обслуживания и реабилитации.
7. Стимулировать
становление и развитие социальной,
медико-социальной и психологической
службы в подведомственных учреждениях
в регионах.
8. Сформировать
координационный совет психологов, социальных
и медико-социальных работников для обеспечения
деятельности социальной, медико-социальной
и психологической службы экспертизы
и реабилитации инвалидов.