Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:57, реферат
С развитием социальной работы в России одной из серьезнейших проблем явилась поддержка особой группы лиц, страдающих психическими заболеваниями, которые на первых порах были просто исключены из круга обслуживаемых вследствие отсутствия у социальных работников специальных знаний в области психиатрии, без которых было затруднено установление контактов с обслуживаемыми лицами, оказание им профессиональной помощи.
Введение
С развитием
социальной работы в России
одной из серьезнейших проблем
явилась поддержка особой
Однако психически больные относятся к наиболее незащищенным, нуждающимся группам населения.
В различных
публикациях по психиатрии
Рабочие поля
социальных работников в
На Руси с
давних пор известно особое
внимание и помощь «бедным,
дряхлым, хворым, неимущим», юродивым,
среди которых было немало
лиц с психическими
В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании», который является основополагающим при организации социальной работы с душевнобольными. В Законе освещаются права больных, обязанности и права лиц, предоставляющих психиатрическую помощь. Однако до сих пор многие вопросы, связанные с имущественными, профессиональными, семейными проблемами пациентов, приходится решать врачам психоневрологического диспансера, отрываясь от клинической лечебной работы, тогда как эти функции мог бы выполнять социальный работник, имеющий специальные знания в области психиатрии.
В США и во многих европейских странах, в том числе и в России, более 70 лет назад уже велась социально – попечительская работа в психиатрических учреждениях, но особое внимание уделялось психиатрической социальной работе вне их; и в этом случае тем более удивительно, что во многих психиатрических заведениях и по сей день все осталось лишь на уровне требований.
Первое начало
общей социальной работе в
больнице, что частично проявлялось
в секуляризации функций
В 1900 году в берлинской Charite также наблюдались первые шаги по организации попечительского ухода. Начавшееся в это время сближение попечительства с врачебной деятельностью имеет развитие и по сей день. Однако с этим связано проявление недостаточного внимания к социальной работе (например, в Германии), что подчеркивалось многими учеными:
ЛИСТ 3
больничное попечительство развивалось, особенно в Германии, обособленно в
институте больницы, и это постепенно приводило к возникновению опасности отдаления его от социальной работы и определению все большего тяготения его к специальной области медицины, или, говоря другими словами, приобщения его к медиционализирующему процессу больничных профессий. Это развитие четко прослеживалось до самого 1960 года, когда образование социальных работников в Германии было унифицировано. До этого все получившие образование в области социальной работы в здравоохранении должны были первым дипломом иметь диплом медицинской сестры. (В Англии и в США социальные работники в психиатрии должны иметь специальное образование.). Вместе с этим первым дипломом в социальную работу приносились не только специальные медицинские знания, но также и отношение к врачу как человеку помогающему или как к исполнительной инстанции врачебных преписаний в новой области.
Психиатрическое
больничное попечительство, более
чем попечительство в других
медицинских областях, уделяло внимание
последующей (послебольничной)
Другая система была предложена в 1920 году Венденбургом. Эта система попечительства отводила социальную работу в подчинение отделам здравоохранения и только во вторичной связи с больницами. Преимущество этой системы заключалось в возможностях большего аппарата, а недостаток состоял в бедности коммуникативного потока и отсутствии права на лечение для врачей в государственных службах здоровья. Существенно позднее развилась Вислохерская система, которая должна была представить синтез преимуществ обеих систем больничную попечительскую службу с отделом здравоохранения. Обе системы получили в дальнейшем распространение. Их превентивные, терапевтические и реабилитационные возможности, однако, достаточно ограничены.
На самом деле
социальному работнику
Вплоть до сегодняшнего
дня у социального работника
невозможно отнять его роли
«попечителя бедных» со всеми
присущими этому функциями.
В данной работе я хотела бы рассмотреть умение социальных работников работать с определенной сферой людей, умение рассматривать их проблемы.
ЛИСТ 4
1 Практика социальной работы и проблемы клиентов с заболеваниями психики
В последние
годы предпринимались попытки
определить психическое
Есть некоторые трудности, которые непосредственно касаются социальной работы:
Во многих странах
в настоящее время ощущается
недостаток социальных
ЛИСТ 5
Неправильный автостереотип
здравоохранения имеет две причины:
а) работа в системе здравоохранения воспринимается социальными
работниками как «
«профессиональная помощь»;
б) институты системы
авторитарными, что по мнению социальных работников, парализует их
собственную инициативу (это усугубляет еще и «надменностью врачей»).
Если социальный работник социально-психиатрической службы должен действовать в случае принудительного помещения в психиатрическое лечебное учреждение как исполнительный орган полиции и правопорядка, то «отношения повинности» между социальным работником и пациентом проявляются особенно отчетливо. Вследствие этого уже не приходится ожидать установления партнерских и доверительных отношений между социальным работником и пациентом в ходе дальнейшей реабилитации и последующей помощи.
Во время реабилитационного
процесса психиатрических
Однако зависимость социального работника от врача очень велика. Если социальный работник пытается работать по методу социальной работы со случаем или социальной работы с группой, то тут же через употребление таких понятий, как социальный диагноз и терапия возникают отношения соперничества с врачом, который видит в этом ущемление своих профессиональных (статусных) интересов. Поэтому совместная работа в рамках одной «команды» может быть затруднена. Социальные работники, не желающие идти на риск, ориентируются в таком случае на естественнонаучное функциональное мышление психиатра, впрочем, и пациенты, находящиеся под влиянием соматических медицинских понятий о болезни, ожидают от социального работника того же самого.
Социальный работник может также предполагать беспрепятственное сотрудничество с медицинскими сотрудниками и управлением больницы, если даже он работает не по социально-терапевтической методике, а занимается исключительно регулированием финансовых вопросов пациентов, заботится об их одежде, работает с их семьями, ведет соответствующие картотеки и регистрации.
Ограничение этими видами деятельности стесняет социальных работников в их практике. Их услуги больше представлены беспрепятственному функциони
ЛИСТ 6
рованию института и в интересах его экономии, чем в интересах самого пациента. Все это наряду с перегруженностью задачами, требующими лишь административно-схематического решения, препятствует углубленному изучению проблематики отдельного случая. В рамках подобной практики уже не предоставляется возможным говорить об индивидуальности отдельного случая как объекта социальной работы, о диагностике причин и о концепции общих мероприятий, как того требует необходимость научного обоснования и теоретического образования в социальной работе.
Все названные недостатки профессиональной социальной работы в психиатрии (сужение компетенций, зависимость от врачей и управление, ограничение представления социальном работнике как «попечителе бедных» и т. д.) обусловливают нежелание выпускников высших школ социальной работы идти работать в психиатрию.
ЛИСТ 7
2 Задачи социальной работы
в профессиональной
Описанные трудности, возникающие в процессе сотрудничества социальных работников с медицинским персоналом, касаются прежде всего социальных работников в больших психиатрических клиниках и в отделах здравоохранения. Социальные работники в новых социально-психиатрических учреждениях могут рассчитывать на то, что врачи также признают значение окружающего мира на генезис, терапию и реабилитацию психических больных. Эти и другие познания социально-психиатрических исследований внесли свой вклад в то, что в некоторых психиатрических учреждениях отказываются от кустодиального и манипулятивного стиля лечения больных и заменяют его на социально-интегративный. Терапевтические сотрудники и пациенты работают совместно в одной «терапевтической общности». В процессе подобного сотрудничества должно произойти распределение ролей, но функции отдельных профессиональных групп не разграничиваются.