Социальная работа с людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

С развитием социальной работы в России одной из серьезнейших проблем явилась поддержка особой группы лиц, страдающих психическими заболеваниями, которые на первых порах были просто исключены из круга обслуживаемых вследствие отсутствия у социальных работников специальных знаний в области психиатрии, без которых было затруднено установление контактов с обслуживаемыми лицами, оказание им профессиональной помощи.

Файлы: 1 файл

теория социальной работы. docx.docx

— 96.67 Кб (Скачать файл)

 Введение

 

 

    С развитием  социальной работы в России  одной из серьезнейших проблем  явилась поддержка особой группы  лиц, страдающих психическими  заболеваниями, которые на первых порах были просто исключены из круга обслуживаемых вследствие отсутствия у социальных работников специальных знаний в области психиатрии, без которых было затруднено установление контактов с обслуживаемыми лицами, оказание им профессиональной помощи.

    Однако психически  больные относятся к наиболее  незащищенным, нуждающимся группам  населения.

    В различных  публикациях по психиатрии обосновывается  необходимость участия социальных  работников в профилактике, терапии  и реабилитации психических заболеваний.

    Рабочие поля  социальных работников в психиатрии  – психиатрические клиники и  специальные учреждения, имеющие своей задачей профилактику и терапию, как, например, амбулатории, приюты переходного периода, клиники дневного и ночного пребывания, реабилитационные мастерские.

    На Руси с  давних пор известно особое  внимание и помощь «бедным,  дряхлым, хворым, неимущим», юродивым, среди которых было немало  лиц с психическими расстройствами, слабоумием и другими психическими  заболеваниями. Работа с ними  на государственном уровне определялась  Указами русских князей и царей,  проводилась церковью и в рамках  общественной благотворительности.  В советский период социальная  помощь состояла преимущественно  в расширении сети домов –  интернатов, где пациентам оказывалась  социально – бытовая, материальная  и медицинская помощь.

    В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании», который является основополагающим при организации социальной работы с душевнобольными. В Законе освещаются права больных, обязанности и права лиц, предоставляющих психиатрическую помощь. Однако до сих пор многие вопросы, связанные с имущественными, профессиональными, семейными проблемами пациентов, приходится решать врачам психоневрологического диспансера, отрываясь от клинической лечебной работы, тогда как эти функции мог бы выполнять социальный работник, имеющий специальные знания в области психиатрии.

    В США и во многих европейских странах, в том числе и в России, более 70 лет назад уже велась социально – попечительская работа в психиатрических учреждениях, но особое внимание уделялось психиатрической социальной работе вне их; и в этом случае тем более удивительно, что во многих психиатрических заведениях и по сей день все осталось лишь на уровне требований.

    Первое начало  общей социальной работе в  больнице, что частично проявлялось  в секуляризации функций больничного  священника, было положено в Англии  в конце XIX в. (1895 г. в Royal Free Hospital в Лондоне). Следующая попытка была предпринята R. Carbot в Бостоне (1905) и имела распространение через больницы в семьи больных.

    В 1900 году в  берлинской Charite также наблюдались первые шаги по организации попечительского ухода. Начавшееся в это время сближение попечительства с врачебной деятельностью имеет развитие и по сей день. Однако с этим связано проявление недостаточного внимания к социальной работе (например, в Германии), что подчеркивалось многими учеными:

 

ЛИСТ 3

больничное попечительство развивалось, особенно в Германии, обособленно в

институте больницы, и это  постепенно приводило к возникновению  опасности отдаления его от социальной работы и определению все большего тяготения его к специальной  области медицины, или, говоря другими словами, приобщения его к медиционализирующему процессу больничных профессий. Это развитие четко прослеживалось до самого 1960 года, когда образование социальных работников в Германии было унифицировано. До этого все получившие образование в области социальной работы в здравоохранении должны были первым дипломом иметь диплом медицинской сестры. (В Англии и в США социальные работники в психиатрии должны иметь специальное образование.). Вместе с этим первым дипломом в социальную работу приносились не только специальные медицинские знания, но также и отношение к врачу как человеку помогающему или как к исполнительной инстанции врачебных преписаний в новой области.

    Психиатрическое  больничное попечительство, более  чем попечительство  в других  медицинских областях, уделяло внимание  последующей (послебольничной) помощи, прежде всего семья больных.  Первые шаги были также сделаны  в конце XIX в. Систематическое попечительство в здравоохранении, однако, получило свое развитие, например в Германии, только в 1908 г. (оно было названо по имени ученого «системой Колба»). Основным требованием этой системы было проведение превентивных и реабилитационных социально – попечительских мероприятий относительно психических больных исключительно социальными работниками и консультационными пунктами собственно клиник и стационаров. В общих чертах это походило на работу в поликлиниках.

    Другая система  была предложена в 1920 году Венденбургом. Эта система попечительства отводила социальную работу в подчинение отделам здравоохранения и только во вторичной связи с больницами. Преимущество этой системы заключалось в возможностях большего аппарата, а недостаток состоял в бедности коммуникативного потока и отсутствии права на лечение для врачей в государственных службах здоровья. Существенно позднее развилась Вислохерская система, которая должна была представить синтез преимуществ обеих систем больничную попечительскую службу с отделом здравоохранения. Обе системы получили в дальнейшем распространение. Их превентивные, терапевтические и реабилитационные возможности, однако, достаточно ограничены.

    На самом деле  социальному работнику предоставляется  возможность эффективно сотрудничать  в «лечащей команде» одной из психиатрических клиник. И эта возможность определяется еще и имеджем его профессиональной группы, который сложился у членов обычных команд и у пациентов или у выздоравливающих в период реабилитации. Отчуждение же социального работника происходит именно вследствие его функции как инстанции  порядка и контроля.

    Вплоть до сегодняшнего  дня у социального работника  невозможно отнять его роли  «попечителя бедных» со всеми  присущими этому функциями. Это  представление традиционно. Вследствие  этой роли очень легко возникает   пасторское отношение к пациенту, которое приводит к тому, что  нуждающийся в помощи человек  «деградирует до объекта», что способствует его инфантилизации в духовном и социальном плане.

    В данной работе я хотела бы рассмотреть умение социальных работников работать с определенной сферой людей, умение рассматривать их проблемы.

 

ЛИСТ 4

1 Практика социальной работы и проблемы клиентов с заболеваниями психики

 

 

 

    В последние  годы предпринимались попытки  определить психическое здоровье  с помощью более конкретных  критериев, чем просто отсутствие  психического заболевания. При  этом термин «психическое здоровье»  обычно использовался как синоним  понятия «нормальность». Задача  определения психического здоровья, или нормы, является сложной  и противоречивой, т.к. с этим понятием связаны личностные и культурные ценности. В «Энциклопедии социальной работы» приводятся четыре направления в имеющихся дефинициях психического здоровья:

  1. Нормальность как здоровье. Нормальность определяется как отсутствие видимых симптомов заболевания. Эта точка зрения наиболее соответствует современной психиатрической практике, которая в значительной степени полагается на диагностическую классификацию психических расстройств;
  2. Нормальность как утопия. Люди считаются способными к идеальному или оптимальному функционированию, и самым главным в человеческой «нормальности» считается самоактуализация. Эта позиция находит выражение в психоаналитических и других теориях развития, которые описывают идеальные состояния и основные ступени, существенные для их достижения;
  3. Нормальность как заурядность, нечто среднее. Нормальным считается тот индивид, чье поведение близко к среднему, если исходить из данных об относительно большом числе субъектов. Наложение кривой средних значений на эти данные показывает центральную точку, которая считается нормой, и две параллельные, которые рассматриваются как отклонение. Степень соответствия норме у любого индивида можно определить по низшей точке на кривой его поведения. Это определение вызывает сомнения у исследователей, предпочитающих более индивидуальный подход к оценке личности;
  4. Нормальность как система взаимодействия. Это самая релятивистская из всех позиций. Она рассматривает нормальность не как функцию одного лишь индивида, в контексте окружающей его среды, в разные момента времени, и следовательно, как изменяющийся феномен. Эта точка зрения наиболее отдалена от медицинской модели.

    Есть некоторые трудности, которые непосредственно касаются социальной работы:

  1. Малочисленность и незанятость мест социальных работников в психиатрических клиниках и в отделах здравоохранения.

    Во многих странах  в настоящее время ощущается  недостаток социальных работников  в психиатрии, впрочем, как и  во всей системе здравоохранения.  Еще в 1971 г. Институт Демоскопии  Аленбах (ФРГ) провел исследование  причин падения интереса у  практикантов и уже работающих  социальных работников к работе  в отделах здравоохранения или  в «Социальной службе больниц»:

  • Молодые социальные работники находят работу в отделах здравоохранения непривлекательной, потому что этой службе присущи

 

 

 

ЛИСТ 5

  • также «господствующие функции контроля в смысле управления через вмешательство»;
  • Имидж социального работника в системе здравоохранения приходит в противоречие с профессионально-ролевыми перспективами социального работника.

          Неправильный автостереотип социального  работника в системе  

          здравоохранения имеет две причины:

         а) работа в системе здравоохранения воспринимается социальными   

          работниками как «второстепенная  (помогающая) работа», а не как  

         «профессиональная помощь»;

          б) институты системы здравоохранения  считаются консервативными и  

          авторитарными, что по мнению  социальных работников, парализует  их 

          собственную инициативу (это усугубляет  еще и «надменностью врачей»).

  1. Искаженное представление о социальном работнике только как  попечителе бедных и инстанции порядка.

    Если социальный  работник социально-психиатрической службы должен действовать в случае принудительного помещения в психиатрическое лечебное учреждение как исполнительный орган полиции и правопорядка, то «отношения повинности» между социальным работником и пациентом проявляются особенно отчетливо. Вследствие этого уже не приходится ожидать установления партнерских и доверительных отношений между социальным работником и пациентом в ходе дальнейшей реабилитации и последующей помощи.

  1. Роль социального работника как своеобразной «врачебной вспомогательной силы»

    Во время реабилитационного  процесса психиатрических больных  может возникнуть своеобразный  парадокс, когда непрофессионал  в данной области дает указания  профессионалу. Под неспециалистом  понимается психиатр, ведущая роль  которого в «лечащей команде»  непререкаема, и только там, где  требование обосновано определенной квалификацией. В дальнейшем психиатр должен делить эту ведущую позицию с педагогами, психологами, социальными работниками, трудотерапевтами и медсестрами, т.к. без их вклада не может осуществиться социальная психиатрия.

 Однако зависимость социального работника от врача очень велика. Если социальный работник пытается работать по методу социальной работы со случаем или социальной работы с группой, то тут же через употребление таких понятий, как социальный диагноз и терапия возникают отношения соперничества с врачом, который видит в этом ущемление своих профессиональных (статусных) интересов. Поэтому совместная работа в рамках одной «команды» может быть затруднена. Социальные работники, не желающие идти на риск, ориентируются в таком случае на естественнонаучное функциональное мышление психиатра, впрочем, и пациенты, находящиеся под влиянием соматических медицинских понятий о болезни, ожидают от социального работника того же самого.

Социальный работник может  также предполагать беспрепятственное  сотрудничество с медицинскими сотрудниками и управлением больницы, если даже он работает не по социально-терапевтической  методике, а занимается исключительно  регулированием финансовых вопросов пациентов, заботится об их одежде, работает с их семьями, ведет соответствующие картотеки и регистрации.

Ограничение этими видами деятельности стесняет социальных работников в их практике. Их услуги больше представлены беспрепятственному функциони

 

 

ЛИСТ 6

рованию института и в  интересах его экономии, чем в  интересах самого пациента. Все это  наряду с перегруженностью задачами, требующими лишь административно-схематического решения, препятствует углубленному изучению проблематики отдельного случая. В рамках подобной практики уже не предоставляется возможным говорить об индивидуальности отдельного случая как объекта социальной работы, о диагностике причин и о концепции общих мероприятий, как того требует необходимость научного обоснования и теоретического образования в социальной работе.

    Все названные недостатки профессиональной социальной работы в психиатрии (сужение компетенций, зависимость от врачей и управление, ограничение представления социальном работнике как «попечителе бедных» и т. д.) обусловливают нежелание выпускников высших школ социальной работы идти работать в психиатрию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 7

2 Задачи социальной работы  в профессиональной реабилитации  психических больных

 

 

 

    Описанные трудности, возникающие в процессе сотрудничества социальных работников с медицинским персоналом, касаются прежде всего социальных работников в больших психиатрических клиниках и в отделах здравоохранения. Социальные работники в новых социально-психиатрических учреждениях могут рассчитывать на то, что врачи также признают значение окружающего мира на генезис, терапию и реабилитацию психических больных. Эти и другие познания социально-психиатрических исследований внесли свой вклад в то, что в некоторых психиатрических учреждениях отказываются от кустодиального и манипулятивного стиля лечения больных и заменяют его на социально-интегративный. Терапевтические сотрудники и пациенты работают совместно в одной «терапевтической общности». В процессе подобного сотрудничества должно произойти распределение ролей, но функции отдельных профессиональных групп не разграничиваются.

Информация о работе Социальная работа с людьми