Социальная работа с людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

С развитием социальной работы в России одной из серьезнейших проблем явилась поддержка особой группы лиц, страдающих психическими заболеваниями, которые на первых порах были просто исключены из круга обслуживаемых вследствие отсутствия у социальных работников специальных знаний в области психиатрии, без которых было затруднено установление контактов с обслуживаемыми лицами, оказание им профессиональной помощи.

Файлы: 1 файл

теория социальной работы. docx.docx

— 96.67 Кб (Скачать файл)

    Приближение к описанной здесь практической модели достижимо, если компетентность отдельных социальных работников будет основываться не на выполнении каких-либо административных пунктов, а направлена на обычную «ротацию» пациентов в клинике (начиная с приемного покоя и до реабилитационной станции и станции длительного пребывания. Однако основным рабочим пунктом при этом должен быть только один, тот, который непосредственно готовит пациента к выписке. Очень часто персоналом станции не допускается ведущая роль социального работника, а также его влияние на структуру станции, распорядок дня и терапевтический и реабилитационный процесс. В таких ситуациях возникают ролевые конфликты как между персоналом по уходу и социальным

 

ЛИСТ 12

работником, так и между  врачом и социальным работником, которые приводят к возникновению напряженной ситуации и антитерапевтического климата на станции. Конфликты в процессе сотрудничества должны решаться на собраниях коллектива или в идеале посредством супервизии работы группы нейтральным супервизором.

    Таким образом, социальная работа в области психиатрии требует от социальных работников выполнения различных функций, начиная от традиционно-терапевтической по отношению к пациенту, его семье и т. д. и кончая представлением интересов больного в различных сферах общественной жизни, общим руководством лечебным процессом, образованием, медикаментозным лечением, а также изменением окружения и институциональной структуры. Кроме того, сотрудничество с представителями других специальностей и других учреждений и служб, координация их деятельности, создание здорового психологического климата в рабочих группах являются важными компонентами создания системы социальной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 13

2.1 Роль семьи.

 

 

 

    Роль семьи в возникновении психического заболевания и его лечении неоднозначно определяется в различных теоретических моделях. Например, биологическая модель придает значение фактору наследственности в возникновении умственного заболевания, а психологическая часто принимает во внимание лишь выборочные патогенетические расстройства родителей.

    Однако исследователи семьи, рассматривая ее как сбалансированную систему, представляют болезненные симптомы члена семьи как выражение патологии, породившей саму систему, а не лишь одного ее члена. Они пришли к выводу о необходимости привлекать семью к процессу лечения, т. к. позитивные установки и поведение семьи непосредственным образом связаны с излечением болезни. При этом семьям надо помочь научиться обращаться с психически больным и поддерживать его; уделяется большое внимание образованию и обучению подобных семей таким практическим навыкам, которые помогают снять напряжение и повысить уверенность семьи в своих силах, расширить знания ее членов о болезни и возможностях конструктивных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 14

2.2 Социальная психиатрия. Социально-медицинская реабилитация психических больных

 

 

 

    В последнее время во многих странах наблюдается развитие достаточно новой отрасли психиатрии — социальной психиатрии, которая определяется как социальная работа и социальная помощь, ориентированные на людей с душевными заболеваниями, основанные на профессиональном знании в области психиатрии, с одной стороны, и на основных понятиях и методах социальной работы с другой. Социально-психиатрическая помощь оказывается в соответствии с общей социальной ситуацией, в которой находится душевнобольной, опирается на сеть социальной помощи, а также на общие ресурсы в их ближайшем окружении. Во многих странах, например, в Северной Европе, акцент в работе смещается с крупных лечебных учреждений на местные медицинские центры и психиатрическую помощь на социальной основе.

    Одной из важнейших задач развития психиатрических служб в настоящее время является переход от чисто медицинской к биопсихосоциальной модели оказания помощи. В связи с этим все большее внимание необходимо уделять не только клиническим, но также психологическим и социальным факторам, личностным и социальным особенностям индивидуума в их взаимодействии, и, таким образом, оказывать более разностороннюю и эффективную помощь.

    Активному изучению и внедрению новых форм работы способствовало сотрудничество с канадскими специалистами  Омский регион,  который был выбран в качестве одного из «пилотных» территорий Канадско-Российской Программы по Инвалидности. Проведены модульные курсы, в том числе по следующим темам: «Социальная работа и психическое здоровье общества», «Изучение инвалидности», «Введение в универсальный дизайн» и др. Обучены более 200 специалистов: врачей-психиатров, медицинских сестер, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников и педагогов.  

    Несколько специалистов и пользователей из Омска посетили Канаду для изучения опыта на месте. Сотрудники больницы активно знакомились с новыми методиками, выезжая в Москву, Санкт-Петербург, Ставрополь, Екатеринбург и др. города.

    В последнее время наблюдаются общие тенденции в развитии психиатрии, заключающиеся в том, что акцент в работе смещается с крупных лечебных учреждений на местные медицинские центры и психиатрическую помощь на социальной основе. Тенденция развития  социальной психиатрия, которая сформировалась на стыке наук: психиатрии, социологии и социальной работы при участии общественных движений в защиту психически больных людей.

    Профессиональная социальная работа в лечебном психиатрическом учреждении является одной из составных частей социальной психиатрии в целом. Общая цель психиатрической реабилитации и социальной работы: интеграция психически больных в социальную реальность. Социальная работа по своей сути призвана адаптировать и интегрировать, помогать и защищать, поэтому внедрение ее в психиатрию является актуальной задачей. Это требует организации в психиатрических учреждениях полипрофессионально бригадного ведения больных  (врач психиатр, психолог, социальный работник)  что связано с

 

 

ЛИСТ 15

более полным представлением о задачах каждого их участвующих  в бригаде специалистов.

    Медико-социальная просвещённость в сфере здравоохранения в психиатрии имеет высокую ценность для каждого человека здоровье вообще и психического здоровья в особенности; учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку; отмечая, что отсутствие должного законодательного  пользования её в немедицинских  целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства; принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,  Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи Российской Федерации.

    Вследствие вышесказанного, проблема  реабилитации  психических больных в последние годы в России приобрела большую значимость, как в практических, так  и  научных ее аспектах. К сожалению, Россия пока не занимает достойного места в международном сотрудничестве  по  вопросам восстановительного лечения  и   реабилитации. Это связано с отсутствием в стране налаженной системы медико-социальной  реабилитации психических больных  и  соответствующего опыта в рамках этой сферы. Усугубляет положение несовершенство законодательства  и  разобщенность ведомств, имеющих отношение к восстановительному лечению  и   реабилитации, а также издержки структуры здравоохранения, экономические трудности.

    Цель исследования: разработать психообразовательную программу по реабилитации психически больного.

    Объект исследования: личность психически больного.

    Предмет изучения: особенности социально-медицинской реабилитации психически больного.

    Гипотеза исследования: внедрение в психиатрические учреждения  комплексную программу  по реабилитации, повысит уровень социальной психологической адаптации психически больного в обществе.

    Методы исследования:  метод анализа дневниковых записей  в  историях болезни и пометок  в  журнале наблюдений,   метод эмпирического исследования истории болезни,  метод включённого наблюдения, анализ письменных источников, метод анализа статистических данных.

    Цель исследования  в нашей  работе предполагает расширение опыта психосоциальной работы с данной категорией больных осуществляемой психиатрической службой Новосибирского – реабилитационного отделения психоневрологического диспансера Центрального района ГБУЗ НСО Государственной Новосибирской клинической психиатрической  больницы № 3.

   На базе психоневрологического диспансера № 3 с января  2009 г., для лиц с  психическими расстройствами был организован «Досуговый центр». В ходе арт-терапевтических занятий используются разные материалы и техники: рисование, изготовление коллажей, живопись, работа с глиной (моделирование и раскрашивание), куклатерапия. Тематический подход помогает, новым участникам включится в группу и чувствовать себя свободно в рамках заданной темы (темы задаются различные, часто абстрактные  или связанные с личными проблемами). Это обеспечивает организацию деятельности и даёт пациенту ощущение

 

ЛИСТ 16

психологического комфорта. Пациенты работают в группе индивидуально, и когда их работы готовы, арт - терапевт проводит небольшую индивидуальную беседу с каждым участникам. Посещение  занятий добровольное, но медицинский  персонал активно приглашает пациентов  на занятия и учитывает посещение  занятий.

 

    Выставочная деятельность  является неотъемлемой частью арт-терапии и для многих участников выступает стимулом для создания новых художественных работ. Участие в выставках отделения и оформление коридоров и других помещений отделения повышает  самооценку участников и позволяет им утвердиться в качестве художников.

    Группа «Досугового центра» состоит из 22 человек, из них 9 мужчин и 13 женщин, возраст от 19 до 63 лет. Пациенты  «Досугового центра» страдают  различными психическими заболеваниями; двенадцать  пациентов из группы больные  шизофренией, в том числе 6 мужчин и 6 женщин; у троих  пациентов умственная отсталость, у семи пациентов органические расстройства личности и поведения.

    По семейному статусу опрошенные распределились следующим образом: 8 человек никогда не создавали собственную семью, разведенными были 9 человек, имели свою семью 5  человек.  Детей имели 12 человек. Одинокими были 5 человека, ранее проживавшие со своими родителями, которые к настоящему времени умерли. Со своей собственной семьей (женой / мужем) проживали 6 человек, с ближайшими родственниками (родители, братья, сестры) - 7, с сожителем, сожительницей – 4 человека.

    Среди пациентов посещаемых «Досуговый  центр» на полную зависимость от семьи указали 8 человек. Такие больные, как правило, не занимаются домашним хозяйством, выполняют лишь несложные работы по дому (вымыть посуду, убрать постель); самостоятельно не распоряжаются деньгами (в том числе и своей пенсией); практически не делают покупок, не ориентируются в планировании и распределении семейного бюджета. Пациенты из этой группы обычно живут с родителями или ближайшими родственниками, не представляют своей жизни без них, страшатся будущего или безразличны к нему. Важную роль здесь играет возраст: чем моложе пациент, чем раньше у него началось заболевание, тем более зависим он от семьи, тем менее самостоятелен в решении повседневных проблем.

    Другие пациенты, 7 человек  принимали  самостоятельное решение социальных и бытовых вопросов. Наиболее благоприятными в этом смысле оказались люди, имеющие семью и детей. Несмотря на тяжесть и инвалидизирующий характер психического заболевания, они демонстрировали сформированные социально-психологические механизмы приспособления к своей болезни и устойчивые социально-бытовые навыки. Выполнение ежедневных домашних обязанностей, совместное планирование бюджета, свободный доступ к деньгам, осуществление коммунальных платежей, дорогостоящих покупок и т. д. – то есть весь комплекс социально-бытовых функций нашими информантами реализовывался без специальных ограничений (вне периодов обострения заболевания).

    Два пациента из группы, решая бытовые проблемы, прибегали к помощи социальных служб (в одном случае это было связано с помощью по дому, в другом  с вопросом защиты прав психически больных).

    Помощь родственников и друзей отметили 5 человек. Это выражалось, прежде всего, в том, что они выполняли определенный набор обязанностей (чаще всего домашних), занимая подчиненную позицию по отношению к другим членам семьи.

 

ЛИСТ 17

Мотивировали такую позицию  информанты тем, что, во-первых, они  больны (плохое самочувствие, могут  чего-то не понять, им может стать  плохо в общественном месте), во-вторых, окружающие могут заметить, что они  больны (не такие, отличные; вдруг встретятся знакомые, которые могут что-то знать  или что-то заподозрить и т. д.).

 

    Психически больным может оказаться любой человек в любой жизненный период, на любом этапе профессионального развития и карьерного роста. Независимо от факта психического заболевания люди стремятся к поддержанию социальных связей и отношений, к самореализации и саморазвитию. Информанты строили свое повествование, исходя из своего актуального социального статуса и опыта «жизни с болезнью». Большинство из них отмечали, что не только посторонние, но нередко и близкие люди меняли свое отношение к ним в связи с фактом психического заболевания. Более того, существенно менялась и самооценка информантов. Даже при сопротивлении навязываемым ярлыкам «дурачков» и "ненормальных" информанты оценивали себя с позиций своей неполноценности. Однако практически все информанты идентифицировали себя как больных только в узко медицинском плане, отстаивая свое социальное равенство с другими людьми. При этом их социальный статус, выполняемые социальные роли и поддерживаемые отношения представлялись ими как маргинальные по своей сути.

Информация о работе Социальная работа с людьми