Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:57, реферат
С развитием социальной работы в России одной из серьезнейших проблем явилась поддержка особой группы лиц, страдающих психическими заболеваниями, которые на первых порах были просто исключены из круга обслуживаемых вследствие отсутствия у социальных работников специальных знаний в области психиатрии, без которых было затруднено установление контактов с обслуживаемыми лицами, оказание им профессиональной помощи.
При благоприятных
1Сотрудники в
2Координация и предоставление
различных видов материально-
3Сохранение или
4 Семейная терапия: создание благоприятной обстановки понимания обусловленных болезнью особенностей поведения пациента, возможного уменьшения его работоспособности, необходимости дальнейшего амбулаторного лечения, опосредованная работа с семьей посредством просвещения и сотрудничества с государственными органами и благотворительными учреждениями.
5Сотрудничество во всех формах групповых активаций.
6Виды реабилитации: предложения для трудотерапевтического подхода в плане будущего рабочего места, содействие в предоставлении подходящего рабочего места и, в случае необходимости, возможности переобучения, приобретение жилища или места в приюте и социально-психиатрическое просвещение будущего окружения. Оказание финансовой помощи в переходный период на основе действующего законодательства.
7Общественная работа: обеспечение контактов между больницей и средой проживания с устранением общественного предубеждения против психических больных, подготовка пациента к жизни вне стен больницы.
Приведенные основные пункты психиатрической социальной работы охватывают задачи, одни из которых напрямую связаны с профессиональной реабилитацией,
ЛИСТ 8
тогда как другие благоприятствуют профессиональной реабилитации опосредованно или могут ее обеспечить. Связь общественной и семейной проблематики в процессе реабилитации является очевидной. Как само общество может являться патогенетическим полем, так и отдельные позиции различных общественных групп (семья, социальный класс и т. д.) могут привести к специфическому заболеванию отдельного человека и к образованию определенных групп заболеваний.
Выходя за рамки рабочих полей в психиатрической больнице, можно обозначить еще одну область деятельности социальных работников в учреждениях частичной госпитализации и переходного периода, местах промышленной реабилитации и мастерские для инвалидов, амбулаториях и поликлиниках. Уже исходя из этого социальный работник, как никакая другая фигура в группе, имеет предназначение быть постоянной правомочной персоной в сопровождении пациента по всем инстанциям этого пути и гарантировать тем самым терапевтическую непрерывность процесса.
Первый контакт с пациентом у социального работника происходит сразу после его приема в клинику, когда составляется план социальной анамнезии. При этом социальный работник получает представление о школьном и профессиональном развитии пациента, о ситуации на рабочем месте в отношении технических и социальных требований, а также о проблемах в семье и т. д. После встреч с работодателем, семьей или другими близкими людьми социальный работник может расширить свои представления о социальной ситуации пациента. При этом в некоторых случаях возможно познакомить работодателя с проблемами пациента, предотвратить возможное увольнение, обеспечить заболевшему получение благоприятного рабочего места, достичь понимания ситуации со стороны коллег заболевшего.
На совещаниях группы, в которых принимает участие и пациент, вся информация должна передаваться другим членам «команды», необходимо разработать план лечения и реабилитации, который обеспечит целенаправленную деятельность всех профессиональных групп.
В дальнейшем процессе лечения задачей социального работника должно быть установление постоянного контакта с терапевтами — специалистами в области трудотерапии и терапии занятости, позднее с отделами по труду, работодателем, местами обучения и практики, которые вводят первые реабилитационные шаги, координируют и согласовывают их во времени.
Индивидуальные и групповые беседы должны обязательно сопровождать процесс лечения и реабилитации, направляться самим социальным работником или в сотрудничестве с терапевтом. При этом необходимо подчеркнуть, что социально-психиатрическая групповая работа требует специального обучения, которое предполагает осознание значения невербальных аффектов и знаний ролевого деления в группе, однако может проводиться и не психотерапевтами, если руководство группы супервизируется или гарантируется каким-либо другим образом посредством общих институциональных рамок. К социально-психиатрической социальной работе относятся наряду с прочими проблемноцентрированные группы выражения, как, например, ролевая игра (социодрама) и формы психодрамы, как творческие группы действия, в которых пациенты ищут новые роли, находят и также могут их фиксировать.
Во всех этих и в социально-терапевтических группах, таких как собрание пациентов или беседы с домашними, можно между прочим говорить о смысле реабилитационных мероприятий, о ситуации на рабочем месте и о проблемах с
ЛИСТ 9
работодателями и коллегами после возвращения на работу или, например, как в случае с социодрамой прорабатывать эти ситуации в процессе игры.
Работа с семьями больных может иметь функцию подготавливающей или обеспечивающей реабилитацию. В этих беседах может идти речь о помощи в преодолении внутрисемейных конфликтов между пациентом и его близкими. Различные виды помощи могут состоять в попытке обнаружить в типичной ситуации скрытые ролевые структуры в семье больного шизофренией, которые вследствие их паралогического обострения не могут быть решены, не позволяют всем членам семьи осознать их ошибки в поведении и привести к какому-либо изменению.
Чтобы закрепить или развить успехи терапевтического лечения также и после выписки из клиники, должна быть продолжена поэтапная реабилитация в клинике дневного и ночного пребывания. Также может быть оказана помощь в поисках новой квартиры или какого-нибудь другого места жительства.
Если пациент не может вернуться на свое прежнее место работы, а поиски работы даже с помощью социального работника остаются безуспешными, можно обратиться в отдел по труду, несмотря на все связанные с этим трудности (недостаток специального персонала; консультанты-реабилитологи не знакомы с проблемами психических больных, затянутость процесса во времени и т. д.), которые могут быть преодолены, если социальный работник стремится к действенному сотрудничеству с работниками отдела по труду и заблаговременно предоставляют им информацию о социальной и медицинской реабилитации, составленную совместно с врачом. В поиске работы может иметь решающее значение не только профессиональная работоспособность, но также должно учитываться и социально-эмоциональное состояние пациента. Сюда же относится тот факт, что будущий работодатель расположен по отношению к пациенту и, возможно, обнаружит готовность к сотрудничеству с социальным работником. Так как подобную открытость не всегда можно предположить наверняка, очень важно искать контакты с работодателями в разных профессиональных областях, чтобы узнать, где имеется положительный опыт работы с реабилитантами. Можно также создать несколько гарантированных рабочих мест, где пациенты могут работать в течение переходного периода (например, до полугода), чтобы потом устроиться на свободно выбранное место работы. Было бы желательно, если бы социальный работник по договоренности с работодателем смог организовать поэтапное течение терапии на рабочем месте:
по договоренности с пациентом
и работодателем
Не во всех случаях возможен прием на работу по вышеописанному пути. Эти пациенты могут также использовать трудотерапевтические возможности реабилитационных мастерских или специальных мастерских для инвалидов, работа в которых построена на критериях трудотерапии. Однако поэтапная реабилитация ограничена недостатком подобных учреждений.
С учетом точных знаний о болезни, особенностей работоспособности и интересов пациента на собрании лечащей группы обсуждается вопрос о возможности восстановительного обучающего образования, переобучения или других профессионально-специфических мероприятиях, в особенности для
ЛИСТ 10
пациентов юного пациента, в случае реальных перспектив необходимо провести соответствующие подготовительные мероприятия.
Так, неудачное начало учебы или работы сильно ухудшает психическое состояние реабилитанта, и с каждой неудачей шансы на реинтеграцию становятся все меньше, как правило, возникает необходимость поддерживать постоянный контакт с пациентом на основе хорошо организованного последующего ухода и работы. Во многих случаях с началом работы нарушается терапевтическая непрерывность процесса лечения. Поэтому контакт с пациентом еще до выписки его из лечебного учреждения должен быть передан социальному работнику поликлиники или отдела по вопросам здравоохранения. По-другому обстоят дела с так называемым «Социальным клубом», в работе которого участвуют социальные работники клиники или учреждений переходного этапа. Услуги последующей помощи социального работника должны быть гарантированы, чтобы обеспечить дальнейшее медикаментозное и групповое терапевтическое лечение и посредством бесед с близкими, работодателями, хозяевами квартиры и реабилитологами приостановить развитие небольших кризисных явлений. Чтобы преодолеть опасность больших кризисов, возможностей одного только социального работника может быть недостаточно, и в этом случае необходима помощь «мобильной терапевтической группы», в составе которой работают медсестра, социальный работник и врач. С целью заблаговременного распознавания кризисных состояний необходимо, чтобы социальный работник имел опыт работы в области социальной терапии, посредством развития собственной инициативы мог сохранять контакт с бывшими пациентами.
Важным вкладом в успешный и всеобъемлющий процесс терапии является предоставление социальным работником услуг по ведению хозяйства, которые оказываются самому пациенту и его семье. Сюда относится посредничество в осуществлении платежей и денежных переводов, предоставление социальной помощи, помощи в вопросах, касающихся квартиры и проживания, меры по решению профессиональных проблем и оформление пенсии.
Если на первых этапах заболевания пациента социальный работник уделяет немного внимания решению административных задач и концентрируется на оказании психосоциальной помощи, т.е. наряду с методической работой с отдельным случаем и в группе выполняет также терапевтические функции, то в период последующей помощи он должен снова на первый план выдвинуть административную деятельность, как, например, предоставление материальной помощи через использование социальных и страховых возможностей. В целом имеется в виду не только бумаготвор-ческая работа, далекая от насущных интересов клиента, или социальная работа в смысле применения правовых предписаний в вопросах помощи в отдельном случае или социально-терапевтической интервенции, но и о социально-терапевтических мероприятиях, в основе которых лежат исследования в плане общего социального диагноза.
Усиливающийся ангажемент
в административной области обращает
внимание социального работника на важнейшие
задачи внешней социальной работы, которые
не находятся в тесной взаимосвязи с пермиссивно-
ЛИСТ 11
хозяйственного обеспечения больных и пытается улучшить его через центры административной помощи, но лишь в том случае, если они выступают не как средство инфантилизации, в контексте общей терапевтической поддержки в процессе последующей социализации.
Достичь того, чтобы социальный работник осознал необходимость административных мер как важнейшей составной части социальной терапии, удается в том случае, если он уже в процессе обучения получил представление о взаимосвязях между социально-экономическим статусом и длительностью болезни, фор мой лечения и возможностями выздоровления, а также между бедностью и повышением риска душевного заболевания. Это знание позволяет еще раз разъяснить социальному работнику значение его помощи в решении хозяйственных проблем и при материальном обеспечении так, чтобы административные меры не рассматривались как своеобразная «терапия второго класса».
Важность социальной работы в психиатрических клиниках и относящихся к ним учреждениях можно представить в четырех пунктах в соответствии с поставленными задачами:
Виды деятельности, связанные с этими задачами, служат «вторичной превентации», когда она имеет целью ограничение развития начинающегося или уже имеющегося заболевания посредством ранней диагностики и своевременного лечения. Они служат «третичной превентации», если они препятствуют возникновению осложнений, являющихся следствием данного заболевания. «Первичной превентации», т. е. препятствованию развития заболевания с самого начала, социальный работник может способствовать посредством своего политического ангажемента, т. к. важнейшие причины социальной работы общественно обусловлены и могут быть решены только политически. Приведенные здесь задачи социальной работы в области психиатрии в редких случаях могут быть реализованы во всей своей совокупности одним только социальным работником. Решению этих задач противостоит соотношение, когда большому числу пациентов соответствует недостаточное количество социальных работников, а также отсутствие терапевтических цепочек, состоящих из станций по приему, переходного периода, реабилитации, клиник дневного и ночного пребывания, приютов для выписавшихся из больницы и т. д.