Социальная работа с людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

С развитием социальной работы в России одной из серьезнейших проблем явилась поддержка особой группы лиц, страдающих психическими заболеваниями, которые на первых порах были просто исключены из круга обслуживаемых вследствие отсутствия у социальных работников специальных знаний в области психиатрии, без которых было затруднено установление контактов с обслуживаемыми лицами, оказание им профессиональной помощи.

Файлы: 1 файл

теория социальной работы. docx.docx

— 96.67 Кб (Скачать файл)

    Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

С другой стороны, отклоняющееся  поведение является одним из путей  адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные  от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений  окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения  физического окружения - все это  может привести к необходимости  принятия новых норм и адаптации  к ним членов общества.

    Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и последующего принятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы и называют новые. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств.

    Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения

 

ЛИСТ 32

членами социальных групп  поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

    Появление новых норм можно проиллюстрировать на примере упадка патриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены семьи работали по дому или в поле все вместе, под отцовским надзором, очень легко было поддерживать мужское доминирование в семейных отношениях. Более того, только сила и мудрость отца придавали семье крепость и жизнеспособность. Но изменение технологии, развитие общества привели к перемещению места работы отца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог постоянно надзирать за семейными делами. Дальнейшие изменения D обществе привели к тому, что и часть женщин стала работать в стороне от семьи и от мужа. Процесс отделения женщин от семьи оказался достаточно сложным. В XIX в. впервые начал осуществляться переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные организации. Первая реакция общества была осуждающей, такое поведение женщин признавалось отклоняющимся. Однако в результате длительной борьбы женщины практически завоевали себе право на социальные статусы, прежде считавшиеся мужскими, т.е. такое поведение перестало считаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи претерпели значительные изменения.

    Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основана началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны и самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета и нормы этикета наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играют деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 33

Заключение

 

 

 

    В заключении можно сделать вывод, что опыт работы с тематическими группами показывает, что в силу более значительной структурированности занятий действия членов группы имеют менее спонтанный характер, а их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений.

    Взаимоотношения членов группы друг с другом и арт-терапевтом более жестко регламентированы, что не дает достаточной возможности для отреагирования членами группы неосознаваемых, латентных потребностей и переживаний. Тем не менее, сочетание студийного и некоторыми элементами тематического подхода расширяет возможности работы с пациентами и привносит в нее дополнительные факторы лечебно-реабилитационного воздействия. Ниже дается краткая характеристика медицинских учреждений и особенностей проводимой в них арт-терапевтической работы.

    В настоящее время во всем мире лечебно – профилактическая помощь психическим больным оказывается преимущественно в стационарных и диспансерных  условиях. Известно, что эффективность лечения этих больных в большом мире обеспечивают  обучение принципам управления заболеванием. Несмотря на широкую распространенность, сложившуюся организационную систему и достаточную методологическую оснащенность, в области обучения психических больных  существует ряд нерешенных проблем. Среди них социальные работники отмечают, прежде всего, низкую эффективность обучения в отношении формирования мотивации психических больных на изменение образа жизни. В ходе проведения нами на базе ГБУЗ НСО Государственной Новосибирской клинической больницы № 3  психодиагностического исследования, также были выявлены личностные особенности психических больных, которые свидетельствуют о том, что больные возлагают неадекватно высокие надежды в основном на медикаментозные средства и полностью перекладывают ответственность за результаты лечения на врачей. Такая позиция по отношению к своему заболеванию мало способствует достижению результатов  и затрудняет профилактику осложнений.

    Вследствие вышесказанного, мы считаем, актуальным разработку программы реабилитации, которая будет основываться на интегрированном подходе медицинской программы обучения самоконтроля заболеванию и социально – психологической программы помощи психическим  больным, это позволит приблизиться к биопсихосоциальной модели медицины и может оказать действенную помощь пациентам с хроническими соматическими заболеваниями.

    Данный подход обосновывает работу специалиста по социальной работе в медицинских учреждениях, делает возможным осуществление качественной медико-социальной работы как одной из отраслей и профессиональных компетенций специалиста по социальной работе.

    Зарубежный опыт показывает, что не менее важную роль в изменении общественного отношения к лицам, страдающим психическими расстройствами, сыграли и общественные организации так называемых «потребителей психиатрической помощи» (ассоциации психически больных и их родственников, семей больных шизофренией и т. п.), превратившиеся в последние десятилетия в

 

ЛИСТ 34

мощное, влиятельное и  эффективное движение в психиатрии. «Деятельность этих объединений  направлена на защиту интересов и  прав психически больных, их социальную поддержку, обращение внимания общества к нуждам психиатрии, психически больных  и членов их семей, изменение устоявшегося стереотипа о психически больных, преодоление  стигматизации в психиатрии». На практике оказывается, что родственники «способны помочь себе, они могут обучить друг друга, использовать опыт товарищей по несчастью и, наконец, предоставить в распоряжение специалистов-психиатров свои знания об «обратной стороне» шизофрении, о которой те мало знают».

    Очевидно, что общество, в котором царят средневековые предрассудки, мифы, первобытный страх перед Другим, не может считаться цивилизованным, гуманным. И только в условиях толерантности и просвещения гуманистические ценности и добродетели будут реализовываться в реальном поведении людей естественным образом.

    Психиатрия, по сравнению с другими медицинскими специальностями, всегда привлекала особое общественное внимание. Сложился миф о неизлечимости психических заболеваний, опасности психически больных, полной непредсказуемости их поведения. Люди выделяют особую группу индивидов, называемых «сумасшедшими», «помешанными», «полоумными», «чокнутыми», от которых окружающим следовало бы держаться подальше. Страдают от такого отношения не только сами больные, но и их родственники. Это проявляется в социальной изоляции семьи больного, в различных видах дискриминации, ущемлении прав и интересов психически больного, в чувстве неловкости у родных и близких перед окружающими за то, что член их семьи страдает психическим заболеванием, в стремлении скрыть сам факт наличия в семье психически больного. Такие притеснения называются стигматизацией.

    Очевидно, что подобное отношение окружающих к психически больному человеку приводит к развитию у него комплекса неполноценности, ущербности и к усугублению симптомов заболевания. Часто случается, что душевнобольные попадают в тюрьму. Причинами могут быть бродяжничество, токсикомания или какие‑то действия, совершаемые, как правило, в момент приступа или обострения болезни. К сожалению, общество до сих пор рассматривает тюрьму как самое надёжное место для изоляции шизофреников. Однако в тюремной больнице им не могут предоставить необходимого лечения, и состояние больных продолжает ухудшаться. Наказание оказывается двойным: кроме самого факта заключения, им достаётся от жестокого обращения с ними других заключённых, что приводит к окончательной потере социальных контактов и ещё большей изолированности. В нечеловеческих условиях, гонимые обществом, униженные и вынужденные прятаться от посторонних глаз, эти несчастные нередко предпочитают жизни – самоубийство.

    Проблема стигматизации оказывается весьма серьёзной, требующей комплексного исследования, поскольку важно выработать надёжные методы её решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 35

Список используемой литературы

 

 

 

  1. Соц. работа учебное пособие под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. Москва,2008.
  2. Бронин С.Я. Малая психиатрия большого города. М., 1998.
  3. Гурович И.Я. Взаимодействие общемедицинской и психиатрической помощи и стигма психиатрических расстройств//Рус. мед. Журн. 2001 Т.9.№25.
  4. Гурович И.Я. Психическое здоровье населения и психическая помощь в России. М. : Госсельхозиздат, 1952.
  5. Гуляевская Н.В., к.с.н., доцент, Одарченко Е.М., к.м.н., Дорофеева О.В.
  6. Иванов Н.Г. Аномальный субъект преступления: проблемы уголовной ответственности. М.: 1998.
  7. Иванюшкин  А.Я. Биоэтика и психиатрия // Вопросы философии, 1994, № 3
  8. А.И. Кравченко Соц. работа учебник Москва 2008.
  9. В.И. Курбатов Соц. работа учебное пособие Москва, 2007
  10. Соц. работа. Теория и организация. Пособие для студентов вузов 2-е издание Минск «Тетра Системс»2007
  11. Кабанов М., Ломаченков А., Коцкобинский А., Бурковский Г., Юрьев А. Уменьшение стигматизации и дискриминации в отношении психически больных.
  12. Кениг К. Когда нужен психотерапевт…: Пер. с нем., 1998
  13. Коновалова Л.В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. М., 1998.
  14. Основы соц. работы учебник. Третье издание, исправленное и дополненное. Москва ИНФРА-М 2007.
  15. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
  16. М.В. Фирсов; Е.Г. Студенова. Теория соц. работы 3-е издание Москва Академический проект 2007.
  17. Франкл Виктор. Психотерапия на практике: Пер. с нем. М., 2001.
  18. Е.И. Холостова. Соц. работа учебное пособие 6-е издание Москва, 2008.
  19. Финзен Асмус. Психоз и стигма: Пер. с нем. М., 2001.
  20. Ястребов В.С. Психическое здоровье населения накануне третьего тысячелетия // Психиатрия и психофарматерапия. 2001. Т.2. №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 36

Содержание

 

 

   Введение -  лист 3-4

1 Практика социальной  работы и проблемы клиентов  с заболеваниями психики –  лист 5-7

2 Задачи социальной работы  в профессиональной реабилитации  психических больных – лист 8-13

2.1 Роль семьи – лист 14

2.2 Социальная психиатрия. Социально-медицинская реабилитация  психических больных – лист 15-19

3 Социальный контроль и отклоняющееся поведение – лист 20

3.1 Социальный контроль  – лист 21-23

3.2 Отклоняющееся (девиантное) поведение – лист 24-33

   Заключение – лист 34-35

   Список используемой литературы – лист 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ 2

                                                                                 


Информация о работе Социальная работа с людьми