Социальная работа с малообеспеченными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Семья-это один из важнейших социальных институтов, который влияет на формирование и развитие личности. Огромное влияние на личность делает семью сильным средством социализации и социальной адаптации личности к окружающей среде. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. На сегодняшний день проблемы связанные с многодетной семьёй приобретают наибольшую актуальность.

Файлы: 1 файл

реферат Мартынова.docx

— 61.82 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

 

Семья-это один из важнейших  социальных институтов, который влияет на формирование и развитие личности. Огромное влияние на личность делает семью сильным средством социализации и социальной адаптации личности к окружающей среде.  В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. На сегодняшний день проблемы связанные с многодетной семьёй приобретают наибольшую актуальность.

Так, по данным переписи 2010 года  многодетные семьи составляют 7% от общего числа семей с детьми, в то время как в 2002 году этот показатель составлял 6,6%[1].

Именно в многодетной  семье, где дети воспитываются в  тесном семейном коллективе, они с  раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Но в экономическом плане такие семьи являются наиболее уязвимыми, так как мать обычно не работает, а одному отцу, как правило, сложно обеспечить условия для нормального существования семьи.

Основной тип семьи, пополняющий  категорию малоимущего населения  – многодетная семья. На рубеже ХХ и ХХI веков в России к малоимущим относилось 75,6% супружеских пар с тремя и более детьми и 86,1% семей, состоящих из одного родителя с тремя и более детьми [2].

Кроме того наблюдается также негативное отношение к многодетным семьям со стороны общества. В связи с этим большое значение приобретают социальные службы, которые работают с различными категориями семей.

Социальные работники  выступают в качестве посредника между семьёй и обществом, и помощником в  решении возникающих проблем. Для улучшения социального положения многодетных семей государством принимаются определенные меры: льготы, пособия, компенсации.

Положением многодетных  семей, их проблемы в современных  условиях изучали многие исследователи, в том числе проблемами оказания социальной помощи многодетным семьям занимались такие авторы, как Г.И. Осадчая, Н.Н. Зырянова - исследования психологических  особенностей социализацией детей  из многодетных семей; Е.Ф. Альчидеева, А.Б. Синельников, А.И. Антонов, Т.А. Бодрова - положением многодетных семей в обществе и занимающихся исследованием психологические особенности подростков из многодетных семей; Г.Н. Дмитриев, Е.А. Караева - разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; А.И. Антонов и В. М Медков - исследованиями социальных проблем многодетной семьи; Л.Ф. Обухова, О.А. Масраева, Г. Шеляг - изучением образа жизни сельской семьи; Ф.Н. Навил - развитием личности ребенка в многодетной семье; А.М. Попов изучал работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Т.А. Бодрова, Н.А. Рыбакова - социальную работу с многодетной семьей; Д. Турбалев, О. Павленко занимались изучением оказания социальной помощи со стороны государства семьям, имеющим детей; Н.В. Панкратьева исследовала экономическое положение многодетных семей. А также Е.В. Бреева, В.А. Борисов, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехин, О.Н. Дудченко, В.В. Елизаров, В.И. Золотухина, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Г.А. Новокшонова и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Многодетная  семья как объект социальной  работы

 

1.1 Характеристика  многодетной семьи

 

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений. В соответствии с данным указом органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие "многодетная семья" определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Однако анализ иных отраслей права позволяет утверждать, что  многодетной является семья, имеющая трех и более детей.

В Кемеровской области  многодетными считаются семьи с 3 и более детьми. В 2008 году таких семей насчитывалось 103 тыс. В них воспитываются 142 тыс. детей.

Многодетная семья - семья, в  которой родились и (или) воспитываются  трое и более детей (в том числе  усыновленные, а также пасынки  и падчерицы) до достижения младшим  из них возраста 16 лет, а обучающимся  в образовательном учреждении, реализующем  общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи  не учитываются дети, находящиеся  на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых  родители лишены родительских прав или  ограничены в родительских правах.

Законодательство о государственной  поддержке многодетных семей  в основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Также государством разрабатываются различные программы, которые способствуют поддержке многодетных семей[3].

Различают три категории  многодетных семей:

     1.  Сознательная многодетность.         

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

     2.  Рождение общего ребенка при повторном браке отца или

матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей. Эти две категории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

     3.  Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный  образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный  уровень и социальный статус [4].

В настоящее время многодетные  семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.).

Многодетные семьи всех типов  имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению  со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

 

1.2 Проблемы многодетных семей

 

К сожалению, сегодня многие смотрят свысока на многодетных  родителей, считая, что несколько  детей имеют в основном  алкоголики и тунеядцы, тем не менее немалая  часть таких семей- это нормальные люди с со средним достатком. И сейчас во время демографического кризиса демографы уповают, именно на такие семьи.

Существует типология  социального риска, т.е. выделение  семей, которые в силу объективных  или субъективных причин находятся  в состоянии жизненного затруднения  и нуждаются в помощи со стороны  государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Выделяют две категории  семей социального риска:

1. Семьи, актуально нуждающиеся  в социальной защите и поддержке  в силу объективно сложившейся  трудной жизненной ситуации, препятствующей  их функционированию и развитию (семья с ребенком-инвалидом, многодетная,  неполная семья, семья вынужденных  переселенцев, малообеспеченная семья,  семья с асоциальным поведением  ее членов и т.д.).

2. Семьи, превентивно нуждающиеся  в социальной защите и поддержке  в связи с опасностью возникновения  трудноразрешимых проблем (молодая  семья, семья, ожидающая рождение  ребенка, семья с новорожденным,  семья, не способная создать  полноценные условия для развития  и воспитания детей и т.д.) [5].

Многодетные семьи относятся  к первой категории семей социального  риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются  наименее обеспеченными, с низким  среднемесячным доходом на одного  члена семьи. В структуре доходов  пособия на детей невелики. Доля  затрат на продовольственные  товары выше, а структура питания  гораздо менее разнообразная.  Дети таких семей меньше получают  фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы  и т.д., что вызывает большую  тревогу. В связи с постоянным  ростом цен отмечаются крайне  ограниченные возможности удовлетворять  потребности, дефицит в самых  необходимых предметах: обуви,  одежде, школьно-письменных принадлежностях.  Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает[6].

Многодетные семьи имеют  самый высокий уровень бедности, что подтверждает весь комплекс индикаторов  мониторинга бедности, базирующегося  на показателе располагаемых ресурсов[7] 82% этих семей попадают в число бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%.

Душевой дефицит доходов  у многодетных выше среднероссийского  уровня в 1,5 раза и составляет 44,2% от величины прожиточного минимума. В общем дефиците доходов на семьи с 3 и более детьми приходится 13,1%.

Измерение бедности многодетных  семей в координатах множественных  линий бедности – абсолютной, депривационной и субъективной[8], показало, что многодетные семьи сохраняют высокие риски бедности, независимо от метода ее измерения, особенно в том случае, если таковыми являются неполные многодетные семьи. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы ниже прожиточного минимума, испытывает лишения и является субъективно бедным) характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1-2 детьми.

2) Проблема трудоустройства  родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное  время зарплату, нерегулярны и  недостаточны пособия на детей,  возникает проблема поиска новой  работы. Часто это усугубляется  незнанием законов и информации  о тех льготах, которые положены  таким семьям. Выживание многодетной  семьи в современных условиях  возможно путем повышения собственных  доходов (личная инициатива, вторичные  заработки, работа подростков)[11].

Уязвимость членов многодетных  семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным  потенциалом и, прежде всего, дефицитом  профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 4 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессионального образования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности – у 58,5%. Вместе с тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этому показателю прослеживается и в поселенческом разрезе .

3) Жилищная проблема для  многодетных семей в настоящее  время приобрела первостепенную  важность. Жилищные условия не  отвечают нормативам по общему  правилу и не могут улучшиться  за счет муниципального жилья,  а приобретение жилья за счет  собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком .

4) Психолого-педагогические  проблемы. В благополучной многодетной  семье дети находятся в равном  положении: нет дефицита общения,  старшие заботятся о младших,  формируются, как правило, положительные  нравственные качества, такие как  чуткость, человечность, уважение к  старшим. Но вместе с тем,  дефицит времени, недостаточность  знаний по воспитанию детей  создают определенные проблемы  в таких семьях. По данным исследований  Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей  отметили свои слабые знания  в вопросах воспитания детей,  что, по ее мнению, свидетельствует  о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями[13].

Жилищные проблемы создают  трудности в соблюдении режима дня  детей. Как правило, такие семьи  не имеют возможности для автономности каждого ребенка - личного уголка, своей территории с соблюдением  границ, личных любимых игрушек, что  зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки  обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность  приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью  детей. Дети большую часть времени  проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.

Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного  отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также  ощущают негативное отношение сверстников - трудности в общении с другими  детьми, несовпадение интересов и т.д[ ].

Информация о работе Социальная работа с малообеспеченными семьями