Социальная работа с малообеспеченными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Семья-это один из важнейших социальных институтов, который влияет на формирование и развитие личности. Огромное влияние на личность делает семью сильным средством социализации и социальной адаптации личности к окружающей среде. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. На сегодняшний день проблемы связанные с многодетной семьёй приобретают наибольшую актуальность.

Файлы: 1 файл

реферат Мартынова.docx

— 61.82 Кб (Скачать файл)

Среди различных технологий социальной работы с многодетной  семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики  включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных  методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.[13]

Применительно к многодетным  семьям технология социальной диагностики  имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей[14].

Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального  диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение  результатов обследования обязательно  требуется согласие родителей или  заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как  минимум, валидными (достоверными) и  надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует  предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным  или непредсказуемым последствиям.

С социальной диагностики  состояния членов семьи должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального  работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.[16]

Социальная адаптация  занимает существенное значение в системе  технологий социальной работы с многодетными семьями. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает  объектом воздействия социальной среды  и активным субъектом, осознающим влияние  этой среды. Все виды адаптации взаимосвязаны  между собой, но доминирующим здесь  является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию[20].

Социальная адаптация - процесс  управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия  социальных институтов на личность в  ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация - это  сложнейший процесс усвоения новых  социально-экономических норм и  принципов экономических отношений  индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так  называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека[17].

Педагогическая адаптация - это приспособление к системе  образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

В последнее время особую актуальность для социальных работников приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Особое значение это имеет для многодетных семей, которые часто обладают малым воспитательным потенциалом в силу ряда объективных и субъективных причин.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают  как процесс приспособления органов  чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Итак, применение технологий социальной адаптации в социальной работе с многодетными семьями определяется основными задачами, решаемыми при  работе с указанной категорией семей. В зависимости от социального  статуса, семейного состава многодетных  семей меняются содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы.

В работе с многодетными семьями определенную позицию занимает технология социальной терапии, как  целенаправленный процесс практического  воздействия соответствующий государственных  структур, общественных организаций  и объединений на конкретные формы  проявления социальных отношений или  социальной действительности, тесно  связанный с психотерапией, в  которой используются методы воздействия  на психику.

Эти воздействия основаны на психологических теориях и  методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических  симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов. Врач-психотерапевт  работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими  нервно-психическими патологиями человека. Известны 4 основные модели психотерапии:

- психотерапия как метод  лечения, т.е. воздействие на  соматическое и психическое состояние  клиента (медицинская модель психотерапии);

- психотерапия как метод  манипулирования, носящий характер  инструмента и служащий целям  общественного контроля (социологическая  модель);

- психотерапия как метод,  приводящий в действие процесс  научения личности (психологическая  модель);

- психотерапия как комплекс  явлений, возникающих в ходе  взаимодействия между людьми (философская модель)[20].

Одним из направлений социальной терапии является семейная терапия, направленная на коррекцию психологических  стереотипов, преодоление повышенной конфликтности, неблагоприятного эмоционального климата в семьях разных категорий (в т.ч. и многодетных).

Работа с конфликтной  семьей или семьей, эмоциональный  климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названный причин.

Технологии коррекции  семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая  характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями[].

Профилактика является одним  из перспективных и важных направлений  контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Своевременная  профилактическая, предупредительная  деятельность способствует значительному  снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, "состоявшимися" девиациями.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит  в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении  социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления  отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее  значение имеет умение правильно  и гибко ориентироваться в  каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно  изучив все причины установленных  отклонений и условий, в которых они стали возможны[19].

Таким образом, под профилактикой  понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предупреждение, устранение  или нейтрализацию основных причин  и условий, вызывающих социальные  отклонения негативного характера;

- предотвращение возможных  физических, психических и социокультурных  девиаций у различных индивидов  и социальных групп;

- сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня  жизни и здоровья людей. Содействие  им в достижении поставленных  целей и раскрытии внутреннего  потенциала.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему  методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы[21 ].

Можно отметить следующие направления социальной профилактики в отношении многодетных семей: превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи; необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи[22].

Необходимо выделить в  работе с многодетными семьями два  вида услуг: поддерживающие услуги (для  семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут  справиться со своими проблемами и  им необходимо помочь).

Социальный работник является связующим звеном между многодетной  семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные органы власти, неправительственные  организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия работы родителя)[22].

Конечно, оптимальным вариантом  было бы объединение всех субъектов  социальной помощи в единую службу - координирующий орган, в котором  социальный работник выполнял бы основную роль, имея возможность проводить  разноплановую деятельность с многодетными семьями: консультирование, комплексную  диагностику, учет (банк данных таких  семей), дифференцированно определять направления помощи, привлекать дополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи, включенность семьи  в досуговые, оздоровительные и  другие мероприятия.

Таким образом, при всем своеобразии  профилактического, адаптационного, реабилитационного  и терапевтического воздействия  на социальные объекты в этих процессах есть много общего. Они нередко взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это направлено на достижение общей цели - оказание социальной помощи путем восстановления, сохранения или улучшения способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления семей социального риска, в том числе и многодетных.

Одной из успешно применяемых  технологий работы социального работника  с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.

Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций[20].

Информация о работе Социальная работа с малообеспеченными семьями