Социальная работа с малообеспеченными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Семья-это один из важнейших социальных институтов, который влияет на формирование и развитие личности. Огромное влияние на личность делает семью сильным средством социализации и социальной адаптации личности к окружающей среде. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. На сегодняшний день проблемы связанные с многодетной семьёй приобретают наибольшую актуальность.

Файлы: 1 файл

реферат Мартынова.docx

— 61.82 Кб (Скачать файл)

При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:

- доброжелательное и безоценочное отношение к клиентам;

- ориентация на нормы  и ценности клиента;

- запрет давать советы  клиенту;

- анонимность консультирования;

- включенность клиента  в процесс консультирования;

- разграничение личных  и профессиональных отношений.

Социально-психологическое  консультирование предполагает использование  своеобразных приемов и методов  работы с клиентами. К их числу  обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.[31]

Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает: "Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности"[ ].

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального  обслуживания населения, особенно социально  уязвимых категорий.

Одной из технологий социальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку данной категории семей, является социальный патронаж.

Патронаж - это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря  которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и  повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее время различают  два направления социального  патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые  осуществляют социальные службы в отношении  семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с  учетом социального и психологического состояния клиента при использовании  средств, снижающих уровень тревоги  и предоставляющих эмоциональную  поддержку, а также направлен  на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную  помощь семье, имеющей различные  проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные  педагогические возможности, а также  на ресурсы социально-педагогического  пространства.

Социальный патронаж семьи  включает следующие направления: информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и  фиксацией ситуации как неблагополучной  или опасной; прямое вмешательство  в ситуацию; заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната (патронат); контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

Таким образом, патронаж в  системе патроната и социальной работы означает:

- на уровне клиента  - его начало с момента определения  и квалификации социальной службой  жизненной ситуации клиента как  тяжелой и даже опасной для  него самого и его ближайшего  окружения;

- на уровне содержания  патронажной работы - выдвижение  тех задач, которые выходят  за рамки содержания социальной  помощи в обычном, традиционном  смысле, а потому и не включены  в работу с периодически возникающими  у людей проблемами;

- на уровне методов  патронажа - использование не  только традиционных путей оказания  помощи, по и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и  "пошаговой" помощи, включающей  формирование мотивации, развитие  отношений, применение воздействий,  которые чаще всего используются  при проблемно-ориентированном подходе  к клиенту;

- на уровне организации  - это система патроната, т.  е. особая форма организации  среды в отношениях с клиентом  и к самому клиенту, которая  при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

- на уровне границ социальной  работы - максимальное расширение  ее пространства, означающее необходимость  постоянного целенаправленного  привлечения к процессу оказания  социальной помощи и поддержки  целого ряда специалистов (по  горизонтали) и ведомств, организаций  и учреждений за пределами  социальной службы (по вертикали);

- на уровне продолжительности  работы - пролонгация процесса оказания  помощи и поддержки и выход  за рамки какого-то одного вида  и одной формы помощи (комплексный  подход).

Таковы основные характеристики технологий работы социальной работы с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства  и выбор наиболее оптимального механизма  общественного функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Серьезные демографические  проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают  необходимость особого внимания со стороны общества и государства  к положению семей с детьми.

Основные функции семьи - это преемственность и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социального института, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексом проблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.

Многодетная семья  - это  семья, имеющая в своем составе  трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приёмных.

Социальная работа с многодетной  семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.

Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально  расширить все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных  организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и взаимопомощи, семейному бизнесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php

2. Мартынова Т. Н. «Современное состояние и перспективы развития системы социальной защиты семьи» [Текст] /Т. Н. Мартынова// Кемерово, 2009

3. Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250) [Текст]

4. Феофанов К. Многодетная семья: права и льготы // 9 месяцев. - №8, 2003

5. soc-work/article/96

6. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. [Текст]  – Новосибирск: СибУПК, 2006.

7. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей . [Текст] – М.: ИД «Дашков и К», 2008. – 212 с.

8. Прокофьева Л., Куприянова Е. Кроме детей, в дефиците все…[Текст]  //Демоскоп weekly. - №373-374, 2009

9. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению: коллективная монография. – М., 1998. – 228 с. Науч. докл./ [Текст] // Московский центр Карнеги; Вып. 24

10 Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи [Текст] // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - с.31-42

11. Прокофьева Л.М. и др. Анализ социально-демографического положения многодетных семей. Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» [Текст] // http://www.demographia.ru/

12. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства ./ [Текст] // – М.: Издательский центр «Академия», 2007

13. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. ./ [Текст] // – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

14. Закон г. Москвы от 05.11.2008 №56 «О социальной поддержке многодетных семей» [Текст]

15. Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. - 2005. - № 24. - с.4-7[Текст]

16. Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 2. - с. 8-16.

17. Социальная работа: теория  и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. - 2002. – 427 с. [Текст]

18. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей . – М.: ИД «Дашков и К», 2008. – 212 с. [Текст]

19. Госпорьян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей // Социальное обеспечение. - 2004. - с.24-30.

20. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 596 с. [Текст]

21. Филатова Е.В. Теория социальной работы. – Кемерово: Издательство «Кузбассвузиздат», 2006[Текст]

22. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства . – М.: Издательский центр «Академия», 2007

23. ФЗ Кемеровской области от 14.11.2005г. №123-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области"[Текст]

24. ФЗ Кемеровской области от 08.04.2008 № 14-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей» [Текст]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная работа с малообеспеченными семьями