Социальная работа с семьями имеющими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Сложившиеся в ходе трансформации российской экономики хозяйственные отношения вызвали изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Выбрать стратегии успешной экономической деятельности смогла лишь небольшая часть граждан, остальные оказались неспособными адаптироваться к новым условиям. К числу наиболее уязвимых категорий населения относятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Содержание работы

Введение: ……………………………………………………………... 3
Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 6
1.1. Причины, приводящие к инвалидности………………………… 6
1.2. Основные направления поддержки и работы с семьями с детьми- инвалидами 12
1.3. Социальная защита детей-инвалидов 17
Глава II. Социальная реабилитация детей-инвалидов. 20
2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. 20
2.2. Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды. 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Социальная работа с семьями имеющими детей–инвалидов.rtf.doc

— 272.35 Кб (Скачать файл)

Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении и неизлечимости болезни у ребёнка.

Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотят понять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а, с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводиться кропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.

Все услуги должны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении -- забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида 13.

 

Заключение

 

Данная курсовая посвящена изучению вопросов, связанных с специфическим положением  в семье ребёнка-инвалида,  которое обусловлено его болезнью. В данной курсовой мною были  описаны проблемы и причины семей имеющих детей с ограниченными способностями, социальную защиту и реабилитацию, а так же основные задачи семейного воспитания. В настоящее время, наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.   

Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы:

·      обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения играет семья;

·      можно  предупредить  вторичные дефекты у детей с нарушениями развития.

 ·     главное   адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно.              

Делая вывод, можно сказать, что в настоящее время особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. К началу 2009 года в системе органов социальной защиты населения РФ действовало приблизительно  420 специализированных реабилитационных центров и 706 отделений реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи. В рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров реабилитации детей с ограниченными возможностями получили необходимое реабилитационное оборудование и автотранспорт.

          Всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок -- инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.

Кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.

Проведенный анализ выявил скрытые резервы и доказал реальную возможность совершенствования существующей системы социальной работы с семьями имеющих детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, можно сказать, что проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

Список использованной литературы.

  1. Антонов А. И. Семья -- какая она и куда движется // Семья в России. -- 1999.-№ 1-2.-С. 30-53.
  2. Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.
  3. Завет преподобного Серафима христианским супругам, родителям и детям. -- СПб., 1997.
  4. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. -- 1997. -- №2.-- С. 78 --90.
  5. Конституция РФ. -- М., 1993.
  6. Материалы IX съезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей -- проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра. -- 2001. -- № 3 -- С. 2 --4.
  7. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. -- М., 2002.
  8. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. -- Калуга, 1997.
  9. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3.
  10. О положении семей в Российской Федерации 1994--1996 гг. -- М., 1998.
  11. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. -- М., 2002.
  12. Организация работы детской поликлиники с семьями группы социального риска: Методические рекомендации. -- М., 1987.
  13. Основы социальной работы. -- М., 1998.
  14. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. -- М., 1992.
  15. Российская энциклопедия социальной работы. -- М., 1997. -- Т. 2.
  16. Семья в новых социально-экономических условиях: Материалы научно-практической конференции. -- Н.Новгород, 1998.
  17. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.Холостовой. - М., 1997.
  18. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. -- М., 1992.
  19. Социальная работа. -- Ростов н/Д, 2000.
  20. Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997.
  21. Теория и методика социальной работы. -- М., 1994. -- Ч. 1,2.
  22. Феминология, семьеведение. -- М., 1997.

 

1 Антонов А. И. Семья -- какая она и куда движется // Семья в России. -- 1999.-№ 1-2.-С. 30-53.

2 Российская энциклопедия социальной работы. -- М., 1997. -- Т. 2.

3 Основы социальной работы. -- М., 1998. с. 109

4 Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000. с. 65

5 Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. -- М., 1992.

6 Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. -- М., 2002. с.115

7 Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. -- М., 2002. с. 99-105

8 О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. -- Калуга, 1997. с. 45-48.

9 Основы социальной работы. -- М., 1998. с. 66.

10 Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3. с. 60-65

11 Антонов А. И. Семья -- какая она и куда движется // Семья в России. -- 1999.-№ 1-2.-С. 30-53.

12 Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997

13 Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.

 

 


Информация о работе Социальная работа с семьями имеющими детей-инвалидов