Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Сложившиеся в ходе трансформации российской экономики хозяйственные отношения вызвали изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Выбрать стратегии успешной экономической деятельности смогла лишь небольшая часть граждан, остальные оказались неспособными адаптироваться к новым условиям. К числу наиболее уязвимых категорий населения относятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Введение: ……………………………………………………………... 3
Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 6
1.1. Причины, приводящие к инвалидности………………………… 6
1.2. Основные направления поддержки и работы с семьями с детьми- инвалидами 12
1.3. Социальная защита детей-инвалидов 17
Глава II. Социальная реабилитация детей-инвалидов. 20
2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. 20
2.2. Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды. 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Российский Государственный социальный Университет
Филиал в Г. Наро-Фоминск
Курсовая работа
По дисциплине: “Теория Социальной работы”.
На тему: “Социальная работа с семьями имеющими детей-инвалидов.”
Выполнил: Студент 3 курса
Заочного отделения:
Дмитренко Владимир Александрович
Специальность:
“Социальная работа” подпись
Принял:
Доцент, Кандидат Фил. Наук: Медведева Галина
Павловна
Наро-Фоминск 2011г.
Введение: ……………………………………………………………... 3
Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 6
1.1. Причины, приводящие к инвалидности………………………… 6
1.2. Основные направления поддержки и работы с семьями с детьми- инвалидами 12
1.3. Социальная защита детей-инвалидов 17
Глава II. Социальная реабилитация детей-инвалидов. 20
2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. 20
2.2. Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды. 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Актуальность темы исследования. Сложившиеся
в ходе трансформации российской экономики
хозяйственные отношения вызвали изменение
устоявшихся моделей социально-экономического
поведения населения страны. Выбрать стратегии
успешной экономической деятельности
смогла лишь небольшая часть граждан,
остальные оказались неспособными адаптироваться
к новым условиям. К числу наиболее уязвимых
категорий населения относятся семьи,
воспитывающие детей-инвалидов.
За последние двадцать лет численность
детей-инвалидов в России увеличилась
в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами
и, согласно прогнозам, уже в ближайшие
десять лет число их достигнет 1,2 - 1,5 млн.
Стремительные темпы увеличения численности
этой категории населения ведут к самым
неблагоприятным социально-экономическим
последствиям. Необходимость ухода за
детьми-инвалидами осложняет процессы
социально-экономической адаптации семей,
прежде всего в силу того, что родители
вынуждены оставлять работу. В то же время
возрастание числа неработающих родителей,
имеющих детей-инвалидов, приводит к сокращению
трудового потенциала страны.
В последние годы были предприняты значительные
усилия по совершенствованию законодательных
норм, регулирующих положение детей-инвалидов,
что позволило добиться определенных
позитивных результатов. Вместе с тем,
социальная поддержка семей, воспитывающих
детей-инвалидов, пока еще остается недостаточной.
Немаловажное значение имеет тот факт,
что в социальном обеспечении не учитываются
показатели дифференциации семей по социально-демографическим
характеристикам, нет разделения детей
по группам инвалидности. В результате
значительная доля семей, имеющих детей-инвалидов
с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности,
остается менее защищенной.
Необходимо искать новые подходы к решению
проблемы социальной защиты этой категории
граждан, для чего следует изучить механизмы
социально-экономической адаптации семей
с детьми-инвалидами.
Семья с ребёнком-инвалидом -- это прежде всего семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное -- специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.
Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи 1.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
- охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;
-раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
При написании курсовой мной были использованы как общенаучные методы познания (метод анализа и синтеза, исторический метод), так и частнонаучные (конкретно-социологический).
Объектом исследования данной курсовой работы является проблемы семей с детьми инвалидами.
Предметом -является основные направления социальной работы с семьями имеющими детей инвалидов
В настоящее время проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
В данной курсовой работе
были использованы работы- Антонова А.И,
Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И.,Холостова Е.И
и др. В которых рассматриваются проблемы
семей имеющих детей с ограниченными возможностями,
основные направления семей с детьми-инвалидами,
система социальной помощи семье имеющей
ребенка с ограниченными возможностями.
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид -- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
«Ограничение жизнедеятельности -- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», -- поясняется в этом законе.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».
Из выше сказанного вытекает, что из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптация 2.
Социальная дезадаптация -- нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов -- в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.
Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.
Проведя исследования, узнал, что в развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. -- дети и подростки. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7 % -- мальчики, 42,3 % -- девочки). Согласно государственному докладу 2000 г. «О положении детей в Российской Федерации» самая многочисленная группа -- дети 10--14 лет (47,1 %), вторая по численности -- дети 5 -- 9 лет (29,4 %) и дети в возраста когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
Инвалиды детства в РФ составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет -- 55,6 %.
В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу действий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. имеющим ограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное место уделяется профилактике здоровья, начиная с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983-- 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днем инвалидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.
Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского -- «беспомощный». В настоящее время постепенно утверждается противоположная точка зрения: инвалид -- человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества. Этому способствовало политическое движение во всем мире за независимость людей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемляются, ограничиваются. В России также возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества 3.
Такой подход необходимо учитывать при организации социальной работы, которая должна быть направлена на самоопределение человека с ограниченными возможностями (ОВ) и стремление самому управлять своими жизненными ситуациями. С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы присваивается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). С каждым годом, в структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) -- это умственная отсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, другие органические повреждения центральной и периферической нервной системы). За последнее время, по данным государственного доклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации», отмечается рост врожденных уродств и заболеваний внутренних органов (до 20 %), заболеваний опорно-двигательного аппарата (9--10 %), нарушений зрения и слуха (17 %).
У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций.
Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-психического развития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебрального паралича); задержка умственного развития, которая в 30 --40 % случаев в последующем приводит к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы.
Ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию осложнений беременности и родов, не вынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатии и т.д., являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества, в том числе соли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физические излучения; вредные воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода. С 1997 -- 2009 годов доля женщин, занятых на работе с вредными и тяжелыми условиями труда, не уменьшилась, а постоянно растет.
На первом
месте по тяжелому травматизму у детей
в крупном городе, мегаполисе типа Москвы
стоит, конечно же, дорожно-транспортные
происшествия. Их причиной может быть
и грубое и невнимательное поведение водителей
на дороге и неосторожное поведение пешеходов.
Вспомню случай, когда оба эти фактора
сошлись вместе и, в результате, школьник,
учащийся нашей школы получил серьезные
травмы.
Мальчик начал переходить улицу особенно
не разглядывая, есть машины или их нет,
а водитель не обратил внимание на знаки
"осторожно, дети" продолжал движение
и в какой то момент их пути пересеклись.
В результате у мальчика тяжелый перелом
бедра, сотрясение головного мозга; он
длительно лечился в больнице.
Неполноценное питание беременной, высокое употребление жиров животного происхождения, недостаток кальция и ряда витаминов (фолиевой кислоты, тиамина, рибофлавина) приводит к рождению детей с малой массой тела.
Огромное значение для нормального вынашивания беременности и рождения здорового ребенка имеет нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение.
Отмечается рост наследственной и врожденной патологии. Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 тыс. таких детей (по: «Проблемы семьи и детства в современной России» -- растет детский травматизм, высок уровень заболеваемости родителей, особенно матерей 4. В настоящее время проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
Информация о работе Социальная работа с семьями имеющими детей-инвалидов