Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:55, курсовая работа
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в наше время в США, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, а только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказания, а также освобожденными от наказания встает очень остро. Если человек не исправиться и не адаптируется к нормальной жизни, то это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. Поэтому данная проблема занимает особое место в практике пенитенциарной и постпенитенциарной социальной работы. Это связано с тем, что она ориентирована на исправление осужденных, стимулирование их дальнейшего законопослушного поведения в условиях свободы.
1.1Социальная работа в пенитенциарных учреждениях
Деятельность социального работника, собственно, заключается в выполнении решения суда, касающегося каждого его подопечного, количество которых доходит до 20-25. В основном эта работа предполагает встречи с предписанной частотой в неделю, месяц, на которых обсуждаются вопросы трудоустройства, проживания, взаимоотношений с ближайшим социальным окружением (родственниками, соседями). Эти встречи не исключают сбора информации из независимых источников - от работодателей, соседей и т.п. Уровень рецидива среди условно освобожденных сильно варьирует. Распространенным критерием при этом является пересмотр приговора, осуществляемый судом. Заседание и решение суда основываются (если не происходит повторного ареста) на рапорте социального работника, курировавшего клиента. В рапорте перечисляются все нарушенные им условия. Социальный работник во многом использует аудиовизуальную диагностику с присущим ей арсеналом средств. Основные параметры подопечного, на которые при этом он обращает внимание, - выраженность ориентации на сотрудничество, социальная адаптивность и.агрессивные проявления. Главное для социального работника - не столько точность диагностики тех или иных проявлений, сколько поиск путей их преодоления для выполнения судебных предписаний, то есть выстраивание продуктивного общения с клиентом, который в большей или меньшей степени оказался в этой роли не по свой воле. Этот опыт нуждается в пристальном внимании и осмыслении с целью поиска путей его применения в отечественной пенитенциарной системе и работе уголовно-исполнительных инспекций.
В Соединенных Штатах распространено несколько программ, призванных служить альтернативой тюремному заключению. В последние годы все чаще применяется частичное лишение свободы. Оно предполагает возможность работать и учиться вне мест заключения, в этом активно помогает осужденному социальный работник.
Социальным работникам принадлежит важней роль и исправлении осужденных и возвращении их в общество. Основная цель исполнения наказания в исправительных учреждениях США - подготовить каждого осужденного к тому, чтобы он принял на себя ответственность за свое дальнейшее поведение и мог сообразовывать поведение с требованиями закона, и содействовать ему в этом. На этот принцип в основном и опирается социальная работа в пенитенциарных учреждениях. Типичные задачи, которые социальные работники выполняют в исправительных учреждениях, включают; прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификацию осужденного, наблюдение, разработку исправительных мер и подготовку к освобождению. Социальный работник должен уметь рассматривать клиента как часть общественной системы, которая одновременно и создает трудности, и помогает найти путь их преодоления. Социальные работники уделяют особое внимание контактам с работодателями, учителями, членами семьи - со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках се решения, а также придают большое значение взаимной координации, что особенно важно в условиях исправительной системы, где сосредоточены представители различных специальностей, а проблемы клиентов порождены множеством причин и требуют комплексного подхода. Отмечается также умение социальных работников использовать возможности общин и знание, куда следует обращаться в случае необходимости. Большую ценность представляет и методика работы с клиентами, дающая социальным работникам уникальную возможность иметь дело с самыми разными людьми, попадающими в исправительное учреждение.
Находят эффективное применение присущие социальным работникам навыки работы с клиентом или группой клиентов. Установление обратной связи, опросы, обобщение, сопоставление и интерпретация данных, урегулирование конфликтов, вмешательство и кризисные ситуации, формулирование целей, умение говорить с людьми, прогнозирование поведения - все эти методы применимы в работе с обитателями мест заключения.
Большая опасность для социальной работы в исправительной системе таится в «приклеивании» клиентам ярлыков. Такой ярлык может сыграть отрицательную роль при определении режима содержаний в тюрьме, классификации преступника и освобождении. Внимание социального работника должно сосредоточиваться преимущественно на описании поведения и тщательном обосновании сделанных им выводов.
Важным вопросом в деятельности социальных работников в США является то, что на них лежит обязанность:
- оповещать общественность о
проблемах в области
- стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории сограждан;
- участвовать в программах, относящихся
к жертвам и свидетелям
В некоторых штатах действуют программы исправления несовершеннолетних по месту жительства при участии общественности и организации специальных служб на базе приемных домов, приютов, домов семейного типа путем оказания помощи на дому, создания специальных медицинских служб, круглосуточной помощи, добровольных обществ, действующих в кризисные моменты, просветительской деятельности, специальной подготовки, мер условного осуждения и любых других видов помощи профилактического или воспитательного характера. Эти программы финансируются государством, и в них непосредственно принимают участие социальные работники. Распространение получают также небольшие по размерам учреждения семейного типа как с традиционными» так и с новаторскими программами исправления, ничуть не напоминающими методы перевоспитания подростков в тюрьмах и подобных профессиональных школах. В результате этого крупные исправительные учреждения во многих штатах в последнее время были закрыты или функционируют не в полную силу. Участие социальных работников в программах воспитания в исправительных учреждениях для несовершеннолетних основывается на двенадцати различных подходах к профилактике преступлений несовершеннолетних. Каждый из них базируется на определенной посылке относительно причины преступности и предусматривает исправление преступного поведения с учетом специфической причины.
Функции социального работника в рамках исправительных учреждений включают в себя также защиту и представление интересов осужденного в его отношениях с членами семьи, социальными органами, сотрудниками образовательных учреждений и возможными работодателями. Социальный работник может также многое сделать для создания более здоровой среды в самих исправительных учреждениях. Социальный работник должен всеми возможными средствами облегчать подростку жизнь в этот наиболее сложный для него период и не дать ему ожесточиться и огрубеть.
Подводя итоги анализа литературы, посвященной тюремной системе и состоянию социальной работы США, можно отметить, что в настоящий момент тюрьмы США сталкиваются с теми же проблемами, что и российская пенитенциарная система - перенаполнение, сложности с трудоустройством в исправительных учреждениях и т. п. Поэтому некоторые достижения социальной работы в исправительных учреждениях США можно позаимствовать и внедрить в отечественную пенитенциарную систему (например, программы по работе с осужденными насильниками и наркоманами), конечно с учетом специфики ИУ России. Интересен опыт США и в организации самой службы социальной работы: социальные работники есть и в суде, и в исправительном учреждении, и в службах пробации, а это позволяет работать с осужденным более качественно и прослеживать изменения в структуре его личности на протяжении допенитенциарного и постпенитенциарного периодов.
1.2 Опыт социальной работы с
несовершеннолетними
Работа с несовершеннолетними осужденными является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей относят к «группе риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками в странах Запада и США является ее превентивный характер. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия .
Голландия считается одной из самых благополучных стран Западной Европы. И все же, несмотря на то, что уровень жизни в Голландии очень высок, здесь существуют проблемы подростковой и молодежной преступности, бродяжничества и вандализма. Правонарушения молодежи в этой стране связаны, в основном, с некоренным населением. Социальная работа с трудными детьми и подростками осуществляется по нескольким программам (проектам).
I. Проект Thuislozen Team (TT) — работа с бездомной молодежью, с бродяжничеством подростков.
Этот проект был внедрен в 1992 году. В различных городах Голландии созданы специальные бюро, занимающиеся этой деятельностью Бюро ТТ в Роттердаме имеет в штате четырех социальных работников, которые ведут одновременно работу с 28 подростками. При этом они привлекают других специалистов, например наркологов-психологов.
Основной контингент проекта — молодые люди в возрасте до 25 лет, не имеющие в течение трех месяцев постоянного места жительства, не совершивших преступлений, но замеченные органами правопорядка. Специалисты этой службы не предпринимают каких-либо насильственных способов привлечения бездомных подростков в систему своей работы: вызовов по повесткам, принудительных приводов. В бюро ТТ приходят только те подростки, которые на самом деле хотят изменить свою жизнь, кто готов принять помощь и одновременно взять на себя ответственность за реализацию своих жизненных планов. Как пишут источник.
II. Проект Yoorkoming Thuisloosheid (VT) — работа по предовращению побегов из интернатов, а также конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками.
Следует отметить, что работа по данному проекту тесно пересекается с проектом ТТ, поскольку 70% всех бродяг — бывшие воспитанники интернатов. В Голландии существуют разные виды интернатов, некоторые из них напоминают наши, российские. Они также созданы органами образования или социальной защиты населения, в них постоянно проживают 100, 200 и более воспитанников. Дети, проживающие в них, посещают обычную городскую школу .
Есть интернаты, созданные по инициативе негосударственных благотворительных организаций или отдельных лиц и при поддержке государственных и местных органов власти. В таких, как правило, проживает от 8 до 12 воспитанников. Они скорее напоминают молодежное общежитие. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которую он устраивают по своему усмотрению, сам делают ремонт и уборку. Имеют право принимать гостей. Гарантом порядка и дисциплины является угроза исключения подростка из проекта VT, что означает для каждого потерю жизненных перспектив. В таком интернате имеются бытовые помещения, ребята учатся вести хозяйство, рассчитывать бюджет, состоящий из скромного социального пособия, есть помещения, где проводятся различные занятия адаптационно-обучающего характера, тренинги, организуется совместный досуг.
III. Проект Halt — работа с подростками, допустившими мелкие кражи или акты вандализма.
Данным проектом охвачено 79% территории Голландии. Суть этого проекта заключается в том, что подростку, совершившему правонарушение, предлагается возместить материальный или моральный ущерб собственным трудом. Он может отказаться, но в этом случае будет иметь дело с местными органами правопорядка. Судимость в Голландии, как известно, имеет серьезные социальные последствия, так как в этом случае возникают сложности при поступлении в высшее учебное заведение и на работу .
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе