Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:55, курсовая работа
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в наше время в США, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, а только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказания, а также освобожденными от наказания встает очень остро. Если человек не исправиться и не адаптируется к нормальной жизни, то это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. Поэтому данная проблема занимает особое место в практике пенитенциарной и постпенитенциарной социальной работы. Это связано с тем, что она ориентирована на исправление осужденных, стимулирование их дальнейшего законопослушного поведения в условиях свободы.
Все правонарушения проверяются в полиции по следующим критериям:
IV. Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) — работа с учениками, бросившими или собирающимися бросить школу.
Этот проект работает по следующим направлениям:
Например, в комплексе PPI в северном районе Амстердама постоянно работают, исключая администрацию и технический персонал, социальный работник, два психолога, четыре ортопеда, деятельность которых сродни деятельности нашего освобожденного классного руководителя, учителя-предметники, мастера производственного обучения.
V. Проект Family First (FF) — работа с неблагополучными семьями, относительно которых органами власти решается вопрос о лишении родительских прав.
Как правило, это неполная семья, в которой мать (обычно не голландского происхождения) ведет асоциальный образ жизни. Представители власти, курирующие эту семью, принимают решение о лишении матери родительских прав и подготавливают документы. Но, прежде чем дать делу ход, предлагают матери сотрудничество с социальным работником, работающим по проекту FF. Исключение составляют критические случаи, угрожающие жизни детей. Решение работать по проекту принимается матерью добровольно. Когда местные власти, контролирующие результат (но не процесс), убеждаются, что мать способна заниматься воспитанием детей, они ликвидируют ранее подготовленные документы о лишении родительских прав.
VI. Проект Home Video Training (HVT) — работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей.
Рекомендации обратиться к специалистам HVT родители могут получить от администрации школы или от органов правопорядка. Родители могут и сами обратиться в бюро по своей инициативе. Но в любом случае работа ведется по добровольному согласию всех взрослых членов семьи. Согласно взаимной договоренности, в семью приходит социальный работник с видеокамерой. Взрослые и дети заранее подготовлены к тому, что он не намерен нарушать их обычный порядок жизни. Съемка ведется небольшими фрагментами. После съемки устраивается общий просмотр и обсуждается поведение членов семьи. При этом социальный работник концентрирует внимание членов семьи на положительных моментах общения. Работа завершается, когда члены семьи и объективные данные говорят о существенном улучшении ситуации.
VII. Проект Nieuwe Perspectieven (NP) — работа с подростками осужденными условно.
Основной контингент этого проекта — молодые люди в возрасте 14-25 лет, имеющие проблемы с органами правопорядка. В сферу внимания проекта они попадают разными путями: через полицию, направляются из школ и других учреждений. Большинство из них – выходцы из стран Азии и Африки. Работа с молодым человеком происходит следующим образом. Направление подростка в районное отделение NP производится в тот момент, когда решение об его уголовном, административном или другом виде наказания по сути уже принято и документально оформлено. Молодому человеку предлагается стать клиентом NP с тем, чтобы не усугубить ситуацию. Работа рассчитана на 4-6 месяцев. По статистике 74% подростков успешно реабилитируется в социальном отношении, 24% подростков совершают повторные правонарушения.
Социальный работник являются ключевой фигурой всех проектов. В Голландии очень высок престиж данной профессии. Почти все социальные работники бюро имеют высшее образование. Примечательно, что они работают одновременно с небольшим количеством клиентов. Это позволяет сделать работу адресной. Насколько хватает средств и специалистов, столько клиентов и задействовано в работе. Существует конкурс на участие в работе по проекту. Это, естественно, усиливает желание подростков работать в нем.
Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США зародилась следующим образом. В 70 годы в США были произведены реформы в области судопроизводства для несовершеннолетних. В 1974 году конгресс принял закон о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности, который перенес акцент с судебной ответственности несовершеннолетних, совершивших мелкие уголовные и гражданские правонарушения, на исправление их по месту жительства. Этот закон устанавливал длительность пребывания несовершеннолетних, совершивших гражданские правонарушения, в исправительных учреждениях, поощрял альтернативные меры наказания вместо тюремного заключения для подростков совершивших мелкие уголовные преступления, и призывал к созданию служб для исправления подростков на основе специальных программ. Закон также запрещал совместное пребывание в тюрьме взрослых и подростков и провозгласил профилактику в качестве приоритетной цели.
Словосочетание «осужденная
женщина» состоит из антонимов - слов трудносоединимых
в одно целое понятие. Тем не менее, оно
существует в третьем тысячелетии и даже
носит довольно распространенный характер
во всех странах. Осуждение и изоляция
человека в местах лишения свободы ставит
его в сложную жизненную ситуацию. Гендерные
особенности женщин обуславливают дополнительные
негативные последствия, связанные с трудными
обстоятельствами их жизнедеятельности
в период отбывания уголовного наказания.
Самостоятельно разрешить трудную жизненную
ситуацию, вернуться к нормальной жизни
после освобождения удается далеко немногим
из них. Отсюда следуют необратимые потери
для самой женщины, ее микросреды, семьи,
общества в целом.
Увеличение доли женщин
среди «тюремного населения» подтверждает
научные данные об их высокой уязвимости,
неумения разрешать свои проблемы некриминальным
способом, низкой защищенности и адаптивности
к новым социально-экономическим условиям
в период затянувшихся масштабных реформ.
В сложившейся ситуации осужденные матери
в значительной степени являются не только
преступниками, достойными наказания,
но и жертвами социального неблагополучия,
нуждающимися в помощи и поддержке. Вдвойне
жертвами становятся их дети, отклонения
и различные деформации в развитии которых
при отсутствии матери приобретают характер
неизбежности и часто - необратимости.
Наука убедительно доказала: заменить
ребенку мать крайне сложно, в период младенчества
и раннего детства в силу особой биопсихической
зависимости практически невозможно.
Поэтому не требует особых доказательств
актуальность и гуманистическая ценность
поиска путей разрешения либо смягчения
обозначенного противоречия.
Образование является
одним из важнейших социальных факторов.
Несмотря на отсутствие закономерных
зависимостей между ростом образованности
и сокращением преступности, пенитенциарная
статистика самых разных стран мира свидетельствует
о том, что в структуре «тюремного населения»
преобладает менее образованная часть
граждан. Очевидно, что относительно высокий
уровень образования в период социальной
и экономической нестабильности не способен
нейтрализовать действие комплекса иных
негативных факторов. Уровень образования
женщин, лишенных свободы, свидетельствует
не только о наличии профессиональной
квалификации, жизненного опыта, сформированного
сознания и ценностно-мотивационной сферы,
приоритетов в удовлетворении потребностей,
но и общей культуры, развития, информированности,
в том числе по проблемам материнства,
детства, воспитания и обучения. С этих
позиций состояние и динамика уровня образования
данной категории осужденных характеризуется
противоречивостью: средний образовательный
уровень несколько снизился, однако заметно
увеличилась численность имеющих высшее
и среднее специальное (профессиональное)
образование. Дифференциация осужденных
- матерей по этому показателю свидетельствует
о преобладании лиц, имеющих среднее и
среднее специальное (профессиональное)
образование (73%) [5]. Вместе с тем к «группе
риска» можно отнести каждую третью осужденную,
поскольку они имеют лишь начальное или
неполное среднее образование. В сочетании
с другими неблагоприятными социальными
факторами низкий уровень образования
часто выступает в качестве детерминанты,
предопределяющей криминогенный способ
разрешения трудной жизненной ситуации.
Общепризнано, что
решающим антикриминогенным фактором
для всех категорий осужденных, особенно
женщин, является семья, без которой невозможна
полная самореализация в жизни. В качестве
семьи осужденной рассматривается наличие
у нее мужа, детей и официально зарегистрированных
брачных отношений. По этому признаку
можно дифференцировать осужденных женщин
на группы: 1) состояли до осуждения в браке
(37,2%); 2) не состояли в браке на момент осуждения
(62,8%); 3) у состоявших в браке семья распалась
в период отбывания наказания (47,7%), что
значительно хуже аналогичного показателя
осужденных - мужчин; 4) сохранилась семья
менее чем у каждой пятой из незначительного
числа имевших ее до осуждения; 5) вступившие
в брак в ИУ (чуть более одного процента);
6) состоявшие до осуждения в гражданском
браке (сожительстве). При высокой латентности
гражданско-семейных отношений считается,
что их около четверти среди осужденных;
7) имеющие неполную семью (детей без мужа)
- около четырех процентов от всех осужденных,
содержащихся в женских ИК. Сравнительный
анализ приведенных с аналогичными показателями
5-10-летней давности свидетельствует о
негативных тенденциях: увеличение количества
осужденных женщин без семьи, ухудшение
из-за возраста перспектив создания семей,
высокие темпы распада семей вследствие
увеличения сроков лишения свободы, ухудшения
состояния здоровья. Каждая из выделенных
групп требует специального подхода при
организации работы по сохранению, созданию,
восстановлению семейных отношений и
социально полезных связей. Перспективы
благополучного разрешения семейной проблемы
осужденных женщин напрямую связаны с
их возрастом. Среди не состоявших в браке
и сохраняющих наибольшие шансы создать
семью доминируют группы молодых женщин
(18-19 и 20-24 года), две трети их среди 25-29-летних.
По мере увеличения возраста доля не состоявших
в браке стабилизируется на уровне пятидесяти
процентов. Наиболее прочными являются
семьи осужденных женщин в возрастной
группе 30-49 лет, вместе с тем количество
сохранившихся и распавшихся у них семей
практически равнозначно. С учетом выявленных
характеристик приоритетным направлением
социальной и воспитательной работы должна
стать разнообразная по формам и преимущественно
индивидуальная по содержанию профилактика
распадов семьи у женщин, особенно молодежного
и среднего возраста.
Показателем социальной
дезадаптации и криминогенной пораженности
женщин является незанятость общественно
полезным трудом: 70,9% осужденных до совершения
преступления не имели определенных занятий,
соответственно законного и постоянного
источника собственного существования,
материальной поддержки родственников,
средств для воспитания и развития детей.
За последние десятилетия социально-экономического
реформирования в стране группа женщин,
не имеющих до осуждения определенного
рода занятий, увеличилась почти на четверть,
безработных в 1,6 раза. 88,4% из них относятся
к возрастной группе 20-49 лет. Сопоставление
приведенных данных со средним возрастом
и количеством женщин, не состоявших до
ареста в браке, свидетельствует о высокой
социально криминогенной уязвимости конкретной
группы женщин, а также возможностях прогнозирования
профилактики женской преступности, их
социальной реабилитации. Казалось бы,
незанятость матерей на работе открывает
дополнительные возможности для саморазвития,
обучения, ухода за детьми, их воспитания,
однако очень часто незанятость женщин
в сочетании с криминальной и аморальной
склонностью актуализирует паразитические,
эгоцентристские и иждивенческие свойства,
ведет к разрушительному влиянию на детей
и даже вовлечению их в противоправную
деятельность.
Социально неблагоприятные
условия и факторы в своей совокупности
создают трудную жизненную ситуацию, а
также предпосылки для проявления криминально-значимых
свойств личности, сочетание которых и
является детерминантами преступного
поведения. Психолого-педагогические
и криминологические исследования доказывают,
что личность осужденной характеризуется
значительной деформацией содержания
ценностно-нормативной системы (потребности,
мотивы, цели, ценностные ориентации, жизненные
планы, интересы), устойчивыми психологическими
особенностями (повышенной эмоциональностью,
чувствительностью, внушаемостью, экспрессивностью,
агрессивностью, жестокостью, тревожностью)
и другими гендерными (обусловленными
половой принадлежностью) проявлениями.
Вместе с тем, Ю.М. Антонян подчеркивает,
что основной массе женщин-преступниц
в меньшей степени, чем осужденным мужчинам
«присущи асоциальные установки, у них
отсутствуют устойчивые преступные убеждения,
социально-психологическая адаптация,
хотя и нарушена, но серьезных дефектов
нет». Демонстративность поведения женщин
в сочетании со слабыми навыками произвольного
самоконтроля, отсутствием опыта некриминального
разрешения своих проблем во многом предопределяют
совершение преступления в целях самоутверждения,
которое выполняет при этом защитные функции.
Потребность в самоутверждении, часто
не регулируемая сознанием, в сочетании
с указанными криминогенными факторами
становится у потенциальных осужденных
доминирующей «навязчивой, застревающей,
существенно влияющей на весь их образ
жизни… Характерные для преступниц стойкость,
застреваемость аффективных, психотравмирующих
переживаний и высокая импульсивность
приводят к игнорированию или недостаточному
учету всех необходимых обстоятельств,
неадекватному восприятию и оценке возникающих
жизненных ситуаций, плохому прогнозированию
последствий своих поступков, дезорганизованности
и необдуманности поведения» . Осужденная
женщина более остро испытывает чувство
вины, повышенную тревожность, эмоциональную
ранимость, беспокойство за свое и будущее
детей. 85% осужденных женщин озабочены
проблемами сохранения семьи в период
отбывания наказания. Стремление изменить
сложную жизненную ситуацию своей активностью,
может служить предпосылками для исправления
путем включения ее в процесс самосовершенствования
и устранения деформаций. Вместе с тем,
научно установлено, что корни повышенной
тревожности, беспокойства, неуверенности,
страха, угроз биологическому и социальному
существованию лежат в семье. Подвергшись
разрушительному влиянию перестроечных
процессов, семья попала в сложную социальную
ситуацию и не смогла полноценно выполнять
свои основные функции: рекреационную,
психотерапевтическую (духовного убежища),
первичной социализации ребенка, воспитательную
и другие. В результате – женщины, будучи
наиболее уязвимыми для неблагоприятных
внешних социальных воздействий, не получили
необходимого эмоционального отношения,
семейного тепла, защиты, помощи, поддержки.
Семья перестала обучать женщину любви
к детям, состраданию, сочувствию, мягкости
по отношению к людям. Ее психологическое
отчуждение, дефекты семейного общения
и воспитания, различные формы насилия
создают условия для криминогенного формирования
личности женщины и в значительной степени
предопределяют последующую жизнедеятельность,
ее успешность.
Психологическая помощь,
воспитательная и социальная работа с
женщинами должны проводиться в комплексе
и вместе с тем, дифференцировано по содержанию
и методикам. Наиболее глубокое представление
о личности конкретной осужденной дает
психодиагностика. Личностные опросники,
тесты, индивидуальные беседы, анализ
жизненного пути, наблюдение и другие
методы позволяют выявить не просто особенности
осужденной, а значимые свойства, типичные
психические состояния, криминогенные
качества, личностные и социальные детерминанты
деформаций, а также преступного поведения.
Важнейшее значение для последующей работы
с осужденной матерью имеет выявление
места ребенка, семьи в мотивационно-потребностной
структуре и системе ценностей, а также
типа материнского отношения к сыну или
дочери. Важным реабилитационным направлением
работы с различными категориями осужденных,
особенно матерями является удовлетворение
биосоциальной потребности в индивидуальном
пространстве. Возможности для индивидуального
или микрогруппового содержания осужденных
к лишению свободы, а также кратковременного
уединения в нормальных условиях могут
быть созданы после введения в практику
УИС альтернативных видов наказания и
соответствующего снижения численности
«тюремного населения» в России. Поскольку
сегодня обеспечить индивидуальные или
даже микрогрупповые условия проживания
осужденных проблематично, необходимо
организовать моделирование дома, уюта,
предметно-бытового мира, элементов природы.
«Для матери с ребенком в условиях лишения
свободы весьма желательно обрести место,
которое станет моделью отсутствующего
дома. Это могут быть специально выделенные
пространства или специальные помещения,
ограниченные стенами, ширмами или другими
символами закрытого мира, который обустраивает
женщина для себя и своего ребенка».
Важным является представление
права и возможности для совместного проживания
осужденных матерей с детьми до достижения
ими трехлетнего возраста в отдельных
благоустроенных комнатах в домах ребенка
при ИУ. Такое право по решению администрации
может быть предоставлено осужденным,
имеющим необходимые материнские качества,
воспринимающих ребенка как высшую ценность,
способных и готовых строить субъект -
субъектные отношения, заботиться об удовлетворении
его основных потребностей, растить, воспитывать,
обучать, защищать. Поскольку у многих
женщин, содержащихся в местах лишения
свободы, отмечается утрата или деформация
материнских инстинктов, чувств и свойств,
необходима работа по их реанимации, восстановлению,
развитию.
Анализ практического
опыта показывает, что исправление, ресоциализация
и социальная реабилитация осужденных-женщин
и особенно матерей - дело не только чрезвычайной
общественной значимости, но и такой же
трудности. Однако его успешность во многом
предопределяет благополучие детства,
семьи и будущее общества.
2. Основные аспекты социальной работы с осужденными
Актуальность изучения американского опыта заключается в том, что объективные условия и особенности функционирования мест лишения свободы России и США сходны. Для них характерны:
1. Общее большое количество осужденных. По данным Международного центра тюремных исследований, действующего при лондонском Кингс-колледже, в настоящее время в США в заключении находится 2,3 миллиона преступников, что больше, чем в любой другой стране мира. В Америке на каждые 100 тысяч человек приходится 751 лишенный свободы. Единственной крупной промышленно развитой страной, приближающейся к этим показателям, является Россия, где на каждые 100000 человек приходится 627 заключенных. В других странах эти цифры гораздо ниже. В Англии - 151; в Германии - 88, в Японии - 63 заключенных на каждые 100000 человек.
2. Общие социально-
3. Многонациональный состав
лиц, отбывающих уголовные
Попытка обоснования социально-психологических особенностей функционирования личности и среды заключенных в тюрьмах США может способствовать, на наш взгляд, всестороннему развитию представлений об одной из самых крупных пенитенциарных систем в мире.
Обзор американской литературы показывает, что наиболее актуальными для пенитенциарной системы США являются вопросы адаптации заключенных в тюрьме, гендерные проблемы отбывания наказания, а также расовое и этническое противостояние в пенитенциарных учреждениях.
Следует отметить, что американские ученые активно изучают процесс адаптации и адаптивного поведения заключенных в местах лишения свободы. Так, Дональд Клеммер в книге «Тюремное сообщество» выделяет феномен «призонизации» (от англ. prison - тюрьма), т.е. приспособления долгосрочно лишенных свободы к подкультуре заключенных, и связывает его с идеалами и ценностями тюремной среды. Анализируя сущность феномена призонизации, Д. Клеммер не рассматривает ее как абсолютную силу, а связывает ее с тюремными нормами, правилами и ценностными ориентациями. Отсюда он делает вывод о разной приспособляемости к тюрьме и адаптации к ней. Важно, на наш взгляд, положение Д. Клеммера о том, что в зависимости от тюремных ценностей имеются и различия у заключенных в степени адаптации, приспособления к тюремной субкультуре.
Интересный факт в своем исследовании установил криминолог Г. Сайкс о том, что в тюрьме могут совпадать интересы администрации и тюремных лидеров в поддержании контроля над большей частью заключенных.
Д. Ирвин и Д. Кресси подвергали изучению причины затруднений, которые возникают при нейтрализации негативных последствий адаптации из-за влияния различных ценностных ориентаций в преступных группах на бывших своих членов в тюрьме.
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе