Для объективного научного
освещения характера процесса ресоциализации
следует определить его задачи. К ним могут
быть отнесены:
1. повышение общеобразовательного
уровня осужденных;
2. профессиональное обучение
либо повышение производственной квалификации;
3. охрана здоровья, приучение
к порядку и условиям, установленным в
учреждениях;
4. нейтрализация негативных
социально-психологических явлений, свойственных
концентрированной среде правонарушителей,
избыточного привыкания к условиям изоляции
от общества;
5. обеспечение возможности и
оказание помощи в установлении и поддержании
социально полезных связей, подготовка
к освобождению.
Это лишь приблизительный перечень
задач, объем которого на самом деле более
значителен. Он включает в себя также задачи
формирования у осужденных знания требований,
предъявляемых к членам общества, осознания
изменения социальной установки, тренировку
правопослушного поведения в условиях
обычного общежития, выявление несформированных
(неразвитых) способностей и т.д. К числу
задач процесса ресоциализации следует
отнести и осуществление лечебной деятельности,
оказание психологической и социальной
помощи осужденным в период их пребывания
в учреждениях, исполняющих наказания.
В настоящее время идея ресоциализации
преступников становится ведущей в коренной
перестройке деятельности пенитенциарных
учреждений. В этом направлении уже предприняты
определенные организационные и законодательные
инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие
социальные связи, сняты ограничения в
переписке, отменены такие взыскания,
как лишение осужденных свиданий с близкими
родственниками.
Страны Европейского содружества
уже накопили достаточный опыт ресоциализации
преступников, отбывавших наказания в
виде лишения свободы. Несмотря на национальные
и другие особенности, их опыт позволит
сэкономить время и избежать ошибок в
перестройке деятельности учреждений,
исполняющих уголовные наказания, учесть
свои местные условия и разработать, возможно,
более эффективную казахстанскую систему
ресоциализации лиц, преступивших закон
и находящихся в местах лишения свободы.
В уголовно-исполнительных
учреждениях Европы, так же и в казахстанских,
основными средствами, способствующими
ресоциализации преступников, являются
общеобразовательное и профессиональное
обучение и производительный труд. В то
же время существуют значительные различия
не только в содержании осужденных, но
и в решении других проблем, среди которых
особое место занимает социальная работа
с осужденными, требующая тщательного
изучения.
Специальным объектом внимания
служб социальной работы во всем мире
являются заключенные как одна из наименее
защищенных групп населения. Например,
в США социальная работа в отношении правонарушителей
осуществляется получившей широкое распространение
службой пробации, которая, кроме оказания
социальной помощи условно осужденным
и условно освобожденным (например, трудоустройство,
предоставление жилья, материальная поддержка)
ведет большую работу по профилактике
рецидивной преступности.
В Германии исторически сложилось
традиционное участие церкви в оказании
социальной помощи, поэтому проблемами
осужденных занимаются не только государственные
организации, но и религиозные.
Во Франции социальная работа
с осужденными, как направление социальной
политики осуществляется муниципалитетами
и ведется в основном на региональном
уровне.
В Великобритании и Финляндии
наряду с государственными социальными
структурами широко развита сеть неправительственных,
общественных структур или полугосударственных
образований, которые финансируются и
контролируются государством. В их функции
входят: разработка конкретных социальных
программ, их реализация, оказание социальной
помощи, привлечение к социальной работе
необходимых специалистов на общественных
началах и оказание помощи осужденным.
Целью социальной работы с осужденными
следует считать помощь в снижении порога
конфликтности осужденных с обществом
посредством включенности в реадаптационные
программы, трудовую деятельность, получение
общего и профессионального образования.
Социальную работу с заключенными
в пенитенциарных учреждениях зарубежных
стран осуществляют как штатные сотрудники,
так и добровольцы. Различны подходы к
определению необходимой оптимальной
численности штатных социальных работников
в пенитенциарных учреждениях. Так в Великобритании,
в каждом учреждении для молодых правонарушителей
работает группа социальных работников
численностью не менее двух человек. В
США национальный совет по преступности
и делинквентности несовершеннолетних
установил численность социальных работников
в исправительных учреждениях в пропорции
1 сотрудник на 40 правонарушителей.
Например, в Англии в первые
часы заключения в тюрьму человек получает
«Информационный пакет заключенного»,
состоящий из 15 отдельных брошюр, где изложены
выдержки из тюремных правил и подробные
разъяснения к ним. При этом особое внимание
уделяется перечню предоставляемой заключенным
социальной помощи и тому, каким образом
ее можно получить: «полезные организации»,
«социальная защита и выплаты по освобождению»,
«служба социального обеспечения».
Значительный интерес в организации
социальной работы с осужденными представляет
опыт Германии. Педагоги и социальные
работники после предварительных собеседований
и изучения потенциальных возможностей
осужденного составляют акт, на основании
которого осужденного направляют в соответствующее
исправительное учреждение.
Так в тюрьму г.Мюнстера направляются
лица для завершения среднего образования,
в тюрьму г. Варлея — желающие получить
нужную профессию и ремесло, в тюрьму г.Геллерме
направляются студенты.
В Финляндии в 1975 году была основана
Ассоциация по делам испытания и последующего
ухода для помощи в решении социальных
проблем условно освобожденных и освобожденных
заключенных. Деятельность организации
находится под контролем и руководством
Министерства юстиции. Цель деятельности
сотрудников организации состоит в разносторонней
помощи (психологическая поддержка, юридические
консультации, решение проблем с жильем,
трудоустройство) лицам, освобожденным
или условно освобожденным. Особо важной
задачей остается развитие личной ответственности
заключенных, прежде всего навыков самообслуживания,
установления контактов, привычки соблюдать
обязательства, обучение ведению счетов
и денежных расчетов.
В Дании и Голландии распространен
опыт самообслуживания заключенных, объединенных
в группы по 10-12 человек (приготовление
пищи, стирка, уборка помещения). Самообслуживание
представляет собой серьезную основу
развития личной ответственности.
По мнению западных специалистов
ресоциализации заключенных в значительной
мере способствует относительная открытость
учреждения и применение следующих мер:
1) «импорт» специалистов
и возможных услуг — приглашение
специалистов, не работающих непосредственно
в правовой системе, например для
консультаций по правовым вопросам. Подобные
мероприятия имеют то преимущество, что
заключенные встречаются с обычными гражданскими
лицами и сами могут общаться с ними как
обыкновенные граждане. Эта модель должна
также способствовать развитию самообслуживания,
когда близлежащие магазины, библиотеки
предоставляют свои товары и услуги.
2) «экспорт» услуг исправительного
учреждения в общество: например,
предоставление специалистами учреждения
консультационных услуг гражданам
близлежащей части города.
Успешность социальной адаптации,
как показывает практика и исследования,
зависит:
1. от включения освобожденного
в общественно полезный труд, обучение
(прогрессивная реадаптация);
2. установления здоровых семейных
отношений, в том числе с родителями;
3. восстановления коммуникативных
социальных связей;
4. укрепления нравственных ценностей
как факторов социального поведения.
Для освобождающихся из мест
лишения свободы необходимы дифференцированные
социальные программы. Уголовно – исполнительные
учреждения не могут подготовить осужденных
к освобождению без помощи других организаций
гражданского общества. Поэтому необходимо
способствовать тому, чтобы государственные
и общественные организации, работающие
с бывшими осужденными, устанавливали
с ними взаимоотношения еще до освобождения
и начинали планировать процесс их реинтеграции
в общество.
Не менее важным фактором успешной
социальной адаптации осужденных является
поддержание семейных и личных связей
с помощью свиданий. Во многих тюрьмах
и колониях Восточной Европы и Средней
Азии на территории тюрьмы находится группа
небольших жилых помещений, в которых
посетители могут до 72 часов жить вместе
с находящимся в заключении членом семьи.
В Канаде и некоторых пенитенциарных системах
США предоставляются аналогичные помещения,
часто в виде расположенного в пределах
периметра тюрьмы домика на колесах, окруженного
деревянным забором с целью создания обстановки
уединенности. Находящиеся в таких помещениях
заключенные должны ежедневно в определенное
время появляться для режимной проверки.
В некоторых штатах Индии для приговоренных
к большим срокам заключения, которые
доказали, что не представляют опасности,
были созданы открытые тюрьмы типа деревенских
поселений. Заключенные могут жить в этих
поселениях вместе со своими семьями в
отдельных жилищах и заниматься сельским
хозяйством или иным трудом, для членов
их семей предусмотрены школы и иные учреждения.
Самыми распространенными программами
реабилитации в местах лишения свободы
США являются:
- психиатрические услуги;
- образование (школьные и университетские
программы);
- профессиональная подготовка;
- участие в религиозных группах;
- участие в промышленном производстве
и сельскохозяйственных работах. Участие общественных
организаций в воспитательной работе
с осужденными США большого распространения
не получило, ибо в штатном расписании
сотрудников колоний и тюрем предусмотрено
достаточное число психологов, социальных
работников и капелланов (священнослужителей
учреждений). Здесь создаются и частные
тюрьмы, в основе которых - заключение
контрактов между властями штатов и частными
фирмами. При этом ставится цель максимально
снизить расходы на содержание осужденных
и сократить перелимиты штатов. Сейчас
в частных тюрьмах США содержится более
3000 осужденных105. Социальная работа
с несовершеннолетними правонарушителями
и подростками группы риска в США строится
на основе целого ряда программ: базовых
программ полиции (они, в частности, предусматривают
функционирование полицейских атлетических
клубов с целью привлечения несовершеннолетних
к полезным делам); базовых программ судов
по делам несовершеннолетних (предполагают,
главным образом, реабилитацию указанных
лиц); базовых программ школ. Последние
подразделяются на две группы: программы
для обычных и специальных школ, рассчитанные
на “трудных” и осужденных подростков.
В процессе социальной
реабилитации обычно выделяют следующие
этапы:
1) ознакомительный
этап – следование к месту
предстоящего жительства, явка в органы
внутренних дел, трудоустройство, установление
личных контактов с ближайшим социальным
окружением (около одного месяца); нередко
на этом этапе происходит вхождение бывшего
заключенного в дома ночного пребывания
или реабилитационные центры для бездомных,
взаимодействие с которыми сохраняется
и на последующем этапе реабилитации –
восстановительном;
2) восстановительный
этап - восстановление или
установление социально полезных отношений,
решение бытовых и иных жизненных проблем
(продолжительность зависит от конкретных
условий);
3) завершающий
этап (1-3 года) - закрепление
новых отношений, расширение межличностных
связей; человек занимает соответствующее
место в обществе – получает постоянную
работу, устраивает свой быт.
Постпенитенциарные центры
за рубежом .
Это специализированные
центры, в которых оказывается содействие
заключенным в социально-психологической
подготовке к правопослушному поведению,
социальной реабилитации и реадаптации.
после освобождения.
В истории развития системы
реабилитации и оказания помощи бывшим
заключенным первым законом, регламентировавшим
в Англии круг вопросов об оказании постпенитенциарной
помощи, является Акт 1862 г. "О помощи
освобожденным преступникам". В этом
акте оказание помощи было возложено на
специальное общество. В 1936 г. это общество
было преобразовано в национальную ассоциацию,
основная задача которой - подыскивать
работу для лиц, освобожденных из мест
лишения свободы, проведение воспитательных
бесед с бывшими заключенными и с членами
их семей. В 1953 г. в тюрьмах учреждена штатная
должность чиновника, который должен был
устанавливать контакт с осужденными,
оказывать помощь им после освобождения,
и специально об этом должен был докладывать
в национальную ассоциацию по оказанию
помощи бывшим заключенным. 1966 г. в Англии
была создана национальная ассоциация
по оказанию помощи осужденным и их перевоспитанию.
Ассоциация существует за счет пожертвований
благотворительных фондов и ежегодных
отчислений МВД. Она объединяет граждан
добровольцев. Ею открыты центры гостиничного
типа, которые находятся за пределами
тюрьмы и основная работа возлагается
на социальных работников. В этих центрах
проходят встречи заключенных с членами
семей.
В США для бывших заключенных
был организован Дж. Джонсом в Чикаго в
1954 г. первый ПЦ. В феврале 1959 года был организован
Центр для подготовки заключенных к условно-досрочному
освобождению в Колорадо (Colorado Pre-Parol Release
Center), в котором предлагалась специальная
программа, рассчитанная на 5 недель. В
1962 г. создан Центр Сант Леонард Хаус в
Риндзоре (Онтарио). К 1981 году существовало
уже более 100 центров. Специализированные
общественные центры Управления по обеспечению
жильем несовершеннолетних преступников
созданы в 1961 г. Задача этих центров - сгладить
переход несовершеннолетних от заключения
к жизни в обществе и уже в новых условиях
продолжить профессиональную и общеобразовательную
подготовку. Первым законом о постпенитенциарной
помощи был "Закон о постпенитенциарной
опеке" № 203 от 1950 г., который изменялся
и дополнялся с течением времени. Основной
целью закона было: обеспечить немедленную
и непосредственную помощь в плане реабилитации
тем лицам, которые полностью отбыли предусмотренное
тюремное заключение, в отношении которых
исполнение наказания было отменено, которым
было приостановлено исполнение наказание,
против которых было решено не возбуждать
уголовного дела. В законе так же определялось
понятие "реабилитационная помощь"
- это помощь в том, чтобы вышеупомянутые
лица стали полезными членами общества,
соблюдающими законы, помощь в обеспечении
их средствами к жизни, вещами или более
продолжительной помощью. В соответствии
с законом, реабилитационный период предусматривается
в пределах 6-ти месяцев с момента освобождения
лица из заключения, если такая помощь
не против его желания (этот срок можно
сократить). Законом предусматривается
так же и то, что общественные организации
могут оказывать реабилитационную помощь
бывшим заключенным. К современным общественным
организациям, оказывающим помощь такого
рода относятся Благотворительное общество
или Фонд поддержки Хардман (The Hardman Trust),
Новый мост (The New Bridge) - Англия и Уэльс. В
конце 1970-х - начале 1980-х гг. были созданы
так называемые "Дома на полпути"
(Halfway Houses), которые обеспечивали: 1) индивидуальное
и групповое консультирование; 2) консультирование
по трудоустройству; 3) социальную и восстановительную
деятельность; 4) творческую деятельность,
для тех кто не работает; 5) медицинское
и психиатрическое лечение; 6) консультирование
наркоманов и алкоголиков; 7) профессиональное
и общеобразовательное обучение; 8) предоставление
рабочего места или перевод на работу,
требующей более высокой квалификации.
Они являлись ключом к успешному возвращению
в общество.