Социальная работа в пенитенциарной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в наше время в США, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, а только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказания, а также освобожденными от наказания встает очень остро. Если человек не исправиться и не адаптируется к нормальной жизни, то это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. Поэтому данная проблема занимает особое место в практике пенитенциарной и постпенитенциарной социальной работы. Это связано с тем, что она ориентирована на исправление осужденных, стимулирование их дальнейшего законопослушного поведения в условиях свободы.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая!.docx

— 78.69 Кб (Скачать файл)

Для объективного научного освещения характера процесса ресоциализации следует определить его задачи. К ним могут быть отнесены:

1.     повышение общеобразовательного уровня осужденных;

2.     профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации;

3.     охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях;

4.     нейтрализация негативных социально-психологических явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, избыточного привыкания к условиям изоляции от общества;

5.     обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению.

Это лишь приблизительный перечень задач, объем которого на самом деле более значителен. Он включает в себя также задачи формирования у осужденных знания требований, предъявляемых к членам общества, осознания изменения социальной установки, тренировку правопослушного поведения в условиях обычного общежития, выявление несформированных (неразвитых) способностей и т.д. К числу задач процесса ресоциализации следует отнести и осуществление лечебной деятельности, оказание психологической и социальной помощи осужденным в период их пребывания в учреждениях, исполняющих наказания.

В настоящее время идея ресоциализации преступников становится ведущей в коренной перестройке деятельности пенитенциарных учреждений. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменены такие взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками.

Страны Европейского содружества уже накопили достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания в виде лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия и разработать, возможно, более эффективную казахстанскую систему ресоциализации лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы.

В уголовно-исполнительных учреждениях Европы, так же и в казахстанских, основными средствами, способствующими ресоциализации преступников, являются общеобразовательное и профессиональное обучение и производительный труд. В то же время существуют значительные различия не только в содержании осужденных, но и в решении других проблем, среди которых особое место занимает социальная работа с осужденными, требующая тщательного изучения.

Специальным объектом внимания служб социальной работы во всем мире являются заключенные как одна из наименее защищенных групп населения. Например, в США социальная работа в отношении правонарушителей осуществляется получившей широкое распространение службой пробации, которая, кроме оказания социальной помощи условно осужденным и условно освобожденным (например, трудоустройство, предоставление жилья, материальная поддержка) ведет большую работу по профилактике рецидивной преступности.

В Германии исторически сложилось традиционное участие церкви в оказании социальной помощи, поэтому проблемами осужденных занимаются не только государственные организации, но и религиозные.

Во Франции социальная работа с осужденными, как направление социальной политики осуществляется муниципалитетами и ведется в основном на региональном уровне.

В Великобритании и Финляндии наряду с государственными социальными структурами широко развита сеть неправительственных, общественных структур или полугосударственных образований, которые финансируются и контролируются государством. В их функции входят: разработка конкретных социальных программ, их реализация, оказание социальной помощи, привлечение к социальной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным.

Целью социальной работы с осужденными следует считать помощь в снижении порога конфликтности осужденных с обществом посредством включенности в реадаптационные программы, трудовую деятельность, получение общего и профессионального образования.

Социальную работу с заключенными в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран осуществляют как штатные сотрудники, так и добровольцы. Различны подходы к определению необходимой оптимальной численности штатных социальных работников в пенитенциарных учреждениях. Так в Великобритании, в каждом учреждении для молодых правонарушителей работает группа социальных работников численностью не менее двух человек. В США национальный совет по преступности и делинквентности несовершеннолетних установил численность социальных работников в исправительных учреждениях в пропорции 1 сотрудник на 40 правонарушителей.

Например, в Англии в первые часы заключения в тюрьму человек получает «Информационный пакет заключенного», состоящий из 15 отдельных брошюр, где изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним. При этом особое внимание уделяется перечню предоставляемой заключенным социальной помощи и тому, каким образом ее можно получить: «полезные организации», «социальная защита и выплаты по освобождению», «служба социального обеспечения».

Значительный интерес в организации социальной работы с осужденными представляет опыт Германии. Педагоги и социальные работники после предварительных собеседований и изучения потенциальных возможностей осужденного составляют акт, на основании которого осужденного направляют в соответствующее исправительное учреждение.

Так в тюрьму г.Мюнстера направляются лица для завершения среднего образования, в тюрьму г. Варлея — желающие получить нужную профессию и ремесло, в тюрьму г.Геллерме направляются студенты.

В Финляндии в 1975 году была основана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем условно освобожденных и освобожденных заключенных. Деятельность организации находится под контролем и руководством Министерства юстиции. Цель деятельности сотрудников организации состоит в разносторонней помощи (психологическая поддержка, юридические консультации, решение проблем с жильем, трудоустройство) лицам, освобожденным или условно освобожденным. Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов и денежных расчетов.

В Дании и Голландии распространен опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10-12 человек (приготовление пищи, стирка, уборка помещения). Самообслуживание представляет собой серьезную основу развития личной ответственности.

По мнению западных специалистов ресоциализации заключенных в значительной мере способствует относительная открытость учреждения и применение следующих мер:

1) «импорт» специалистов  и возможных услуг — приглашение  специалистов, не работающих непосредственно  в правовой системе, например для консультаций по правовым вопросам. Подобные мероприятия имеют то преимущество, что заключенные встречаются с обычными гражданскими лицами и сами могут общаться с ними как обыкновенные граждане. Эта модель должна также способствовать развитию самообслуживания, когда близлежащие магазины, библиотеки предоставляют свои товары и услуги.

2) «экспорт» услуг исправительного  учреждения в общество: например, предоставление специалистами учреждения  консультационных услуг гражданам  близлежащей части города.

Успешность социальной адаптации, как показывает практика и исследования, зависит:

1.     от включения освобожденного в общественно полезный труд, обучение (прогрессивная реадаптация);

2.     установления здоровых семейных отношений, в том числе с родителями;

3.     восстановления коммуникативных социальных связей;

4.     укрепления нравственных ценностей как факторов социального поведения.

Для освобождающихся из мест лишения свободы необходимы дифференцированные социальные программы. Уголовно – исполнительные учреждения не могут подготовить осужденных к освобождению без помощи других организаций гражданского общества. Поэтому необходимо способствовать тому, чтобы государственные и общественные организации, работающие с бывшими осужденными, устанавливали с ними взаимоотношения еще до освобождения и начинали планировать процесс их реинтеграции в общество.

Не менее важным фактором успешной социальной адаптации осужденных является поддержание семейных и личных связей с помощью свиданий. Во многих тюрьмах и колониях Восточной Европы и Средней Азии на территории тюрьмы находится группа небольших жилых помещений, в которых посетители могут до 72 часов жить вместе с находящимся в заключении членом семьи. В Канаде и некоторых пенитенциарных системах США предоставляются аналогичные помещения, часто в виде расположенного в пределах периметра тюрьмы домика на колесах, окруженного деревянным забором с целью создания обстановки уединенности. Находящиеся в таких помещениях заключенные должны ежедневно в определенное время появляться для режимной проверки. В некоторых штатах Индии для приговоренных к большим срокам заключения, которые доказали, что не представляют опасности, были созданы открытые тюрьмы типа деревенских поселений. Заключенные могут жить в этих поселениях вместе со своими семьями в отдельных жилищах и заниматься сельским хозяйством или иным трудом, для членов их семей предусмотрены школы и иные учреждения.

 

Самыми распространенными программами реабилитации в местах лишения свободы США являются: 
 
- психиатрические услуги; 
 
- образование (школьные и университетские программы); 
 
- профессиональная подготовка; 
 
- участие в религиозных группах; 
 
- участие в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах. Участие общественных организаций в воспитательной работе с осужденными США большого распространения не получило, ибо в штатном расписании сотрудников колоний и тюрем предусмотрено достаточное число психологов, социальных работников и капелланов (священнослужителей учреждений). Здесь создаются и частные тюрьмы, в основе которых - заключение контрактов между властями штатов и частными фирмами. При этом ставится цель максимально снизить расходы на содержание осужденных и сократить перелимиты штатов. Сейчас в частных тюрьмах США содержится более 3000 осужденных105. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками группы риска в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции (они, в частности, предусматривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних к полезным делам); базовых программ судов по делам несовершеннолетних (предполагают, главным образом, реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для обычных и специальных школ, рассчитанные на “трудных” и осужденных подростков.

В процессе социальной реабилитации обычно выделяют следующие этапы: 
 
1) ознакомительный этап – следование к месту предстоящего жительства, явка в органы внутренних дел, трудоустройство, установление личных контактов с ближайшим социальным окружением (около одного месяца); нередко на этом этапе происходит вхождение бывшего заключенного в дома ночного пребывания или реабилитационные центры для бездомных, взаимодействие с которыми сохраняется и на последующем этапе реабилитации – восстановительном;  
 
2) восстановительный этап - восстановление или установление социально полезных отношений, решение бытовых и иных жизненных проблем (продолжительность зависит от конкретных условий); 
 
3) завершающий этап (1-3 года) - закрепление новых отношений, расширение межличностных связей; человек занимает соответствующее место в обществе – получает постоянную работу, устраивает свой быт.

 

Постпенитенциарные центры за рубежом .

 

Это специализированные центры, в которых оказывается содействие заключенным в социально-психологической подготовке к правопослушному поведению, социальной реабилитации и реадаптации. после освобождения.

В истории развития системы реабилитации и оказания помощи бывшим заключенным первым законом, регламентировавшим в Англии круг вопросов об оказании постпенитенциарной помощи, является Акт 1862 г. "О помощи освобожденным преступникам". В этом акте оказание помощи было возложено на специальное общество. В 1936 г. это общество было преобразовано в национальную ассоциацию, основная задача которой - подыскивать работу для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, проведение воспитательных бесед с бывшими заключенными и с членами их семей. В 1953 г. в тюрьмах учреждена штатная должность чиновника, который должен был устанавливать контакт с осужденными, оказывать помощь им после освобождения, и специально об этом должен был докладывать в национальную ассоциацию по оказанию помощи бывшим заключенным. 1966 г. в Англии была создана национальная ассоциация по оказанию помощи осужденным и их перевоспитанию. Ассоциация существует за счет пожертвований благотворительных фондов и ежегодных отчислений МВД. Она объединяет граждан добровольцев. Ею открыты центры гостиничного типа, которые находятся за пределами тюрьмы и основная работа возлагается на социальных работников. В этих центрах проходят встречи заключенных с членами семей.

В США для бывших заключенных был организован Дж. Джонсом в Чикаго в 1954 г. первый ПЦ. В феврале 1959 года был организован Центр для подготовки заключенных к условно-досрочному освобождению в Колорадо (Colorado Pre-Parol Release Center), в котором предлагалась специальная программа, рассчитанная на 5 недель. В 1962 г. создан Центр Сант Леонард Хаус в Риндзоре (Онтарио). К 1981 году существовало уже более 100 центров. Специализированные общественные центры Управления по обеспечению жильем несовершеннолетних преступников созданы в 1961 г. Задача этих центров - сгладить переход несовершеннолетних от заключения к жизни в обществе и уже в новых условиях продолжить профессиональную и общеобразовательную подготовку. Первым законом о постпенитенциарной помощи был "Закон о постпенитенциарной опеке" № 203 от 1950 г., который изменялся и дополнялся с течением времени. Основной целью закона было: обеспечить немедленную и непосредственную помощь в плане реабилитации тем лицам, которые полностью отбыли предусмотренное тюремное заключение, в отношении которых исполнение наказания было отменено, которым было приостановлено исполнение наказание, против которых было решено не возбуждать уголовного дела. В законе так же определялось понятие "реабилитационная помощь" - это помощь в том, чтобы вышеупомянутые лица стали полезными членами общества, соблюдающими законы, помощь в обеспечении их средствами к жизни, вещами или более продолжительной помощью. В соответствии с законом, реабилитационный период предусматривается в пределах 6-ти месяцев с момента освобождения лица из заключения, если такая помощь не против его желания (этот срок можно сократить). Законом предусматривается так же и то, что общественные организации могут оказывать реабилитационную помощь бывшим заключенным. К современным общественным организациям, оказывающим помощь такого рода относятся Благотворительное общество или Фонд поддержки Хардман (The Hardman Trust), Новый мост (The New Bridge) - Англия и Уэльс. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. были созданы так называемые "Дома на полпути" (Halfway Houses), которые обеспечивали: 1) индивидуальное и групповое консультирование; 2) консультирование по трудоустройству; 3) социальную и восстановительную деятельность; 4) творческую деятельность, для тех кто не работает; 5) медицинское и психиатрическое лечение; 6) консультирование наркоманов и алкоголиков; 7) профессиональное и общеобразовательное обучение; 8) предоставление рабочего места или перевод на работу, требующей более высокой квалификации. Они являлись ключом к успешному возвращению в общество.

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе