Социальная работа в пенитенциарной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в наше время в США, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, а только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказания, а также освобожденными от наказания встает очень остро. Если человек не исправиться и не адаптируется к нормальной жизни, то это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. Поэтому данная проблема занимает особое место в практике пенитенциарной и постпенитенциарной социальной работы. Это связано с тем, что она ориентирована на исправление осужденных, стимулирование их дальнейшего законопослушного поведения в условиях свободы.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая!.docx

— 78.69 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Мировой опыт организации труда осужденных к лишению свободы

 

 

Актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду и/или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания либо иными формами социально-активной деятельности.[2]

В целях совершенствования норм уголовно-правовой регламентации труда осужденных к лишению свободы, на наш взгляд, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран. Например, в Финляндии в последние годы отмечается значительное снижение количества осужденных благодаря новаторскому подходу к деятельности пенитенциарной службы. Многие годы единственным методом борьбы с преступностью, применяемым в Финляндии, являлась изоляция правонарушителей от общества. Изменение политики государства в области пенитенциарных проблем привело к более частому применению условных наказаний и штрафов, а самое главное, изменился подход к отбыванию наказания с лишением свободы. Правительством разработана гибкая система условий пребывания в местах лишения свободы, если заключенным строго соблюдается дисциплина. Заключенные тюрем получают зарплату и сами оплачивают питание и жилье. Несколько лет назад в Финляндии была создана «Ассоциация по делам испытания и последующего ухода» при Министерстве юстиции по исполнению альтернативных лишению свободы наказаний. Эта организация является официальной и осуществляет надзор за поведением осужденных, оказывает им помощь в предоставлении жилья. Особый интерес вызывает практика организации исполнения общественной службы. Ассоциация утверждает в Министерстве юстиции список предприятий и учреждений, где будут работать осуждённые. 
        За их поведением и трудовой дисциплиной следит администрация предприятия, учреждения и представители Ассоциации. В случае нарушения осуждённым (опоздание, прогул, недобросовестное отношение к работе и т. п.) общественная служба может быть заменена на лишение свободы. Руководители пенитенциарной системы Финляндии придают большое значение воспитательной работе с осужденными, обучению отбывающих наказание, изыскивая на это средства, различные формы и методы, разрабатывая оригинальные спецкурсы. Заключенным в Финляндии законодательством представлен выбор: труд или учеба в рабочее время. Причем тюрьмы не имеют своих собственных учебных заведений и учителей. Обучение организуется в сотрудничестве с внешними учебными учреждениями. Общее и особенно профессиональное обучение, по мнению финских специалистов, позволяет отбывшим наказание быстрее адаптироваться к условиям жизни на свободе. Стимулом получения образования осужденными является также денежное вознаграждение: обучающиеся заключенные получают пособие, как и работающие.

В США в настоящее время насчитывается 90 федеральных пенитенциарных учреждений, 900 находится в юрисдикции штатов и 3316 джейлов – аналогов наших следственных изоляторов. В местах лишения свободы находится в среднем около 2 миллионов осуждённых. Абсолютное большинство осужденных имеют крайне низкий образовательный уровень, происходят из неблагополучных семей, не имеют никакой профессии. Порой значительная часть заключенных из числа мужчин до тюрьмы побывала в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.

В тюрьмах США самое серьезное внимание стали уделять вопросам исправления осуждённых через продуктивно поставленный воспитательный процесс. При этом самыми распространенными программами реабилитации в местах лишения свободы США являются психиатрические услуги, образование (школьные и университетские программы), профессиональная подготовка, участие в религиозных группах, участие в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах.

Проведение всех социально-педагогических программ входит в обязанность персонала пенитенциарных учреждений, так как в штатных расписаниях сотрудников колоний и тюрем предусмотрено достаточное число психологов, педагогов и капелланов (священнослужителей учреждений), поэтому участие общественных организаций в воспитательной работе с осуждёнными большого распространения в США не получило. Мероприятия, проводимые религиозными объединениями, носят разовый характер и проводятся чаще всего в национальные или религиозные праздники.

В настоящее время в американских тюрьмах принимаются меры по улучшению условий содержания осужденных. Американская ассоциация исправительных учреждений выработала конкретные стандарты, которым должны отвечать исправительные учреждения. Специальные (общественные) комиссии при выявлении во время проверок тюрем отклонений от выработанных стандартов обращаются к местным властям за необходимой финансовой помощью.

В США имеют место попытки решать нетрадиционно накопившиеся в пенитенциарной системе проблемы. Создаются частные тюрьмы, в основе которых – заключение контрактов между властями штата и частными фирмами. При этом ставится цель максимально снизить расходы на содержание осуждённых и сократить перелимиты штатов. Сейчас в частных тюрьмах США содержится более 3000 осуждённых.

Новым направлением в теории и практике воспитательной работы в пенитенциарной системе является создание в США современной модели исправительного учреждения – «Boot Camps», что буквально переводится как «лагеря сапога» или «лагеря пинка». Новые учреждения характеризуются жесткой дисциплиной для осужденных, которые переводятся по собственному желанию в такой лагерь на 90 дней. В распорядок дня входит спортивная подготовка с большими нагрузками, 8-часовой рабочий день, школьное и профессиональное обучение, проведение реабилитационных профилактических курсов (для алкоголиков и наркоманов), психотренинг. Все мероприятия являются обязательными, и невыполнение каких-либо заданий, а равно, нарушение дисциплины ведут к отчислению из лагеря и переводу в первоначальное место лишения свободы. В отношении осужденных, справившихся с предъявленными в «Boot Camps» требованиями, решается вопрос об их условно-досрочном освобождении. Все это несомненно имеет большой воспитательный эффект и смысл. Представителей общественных и религиозных организаций, учебных заведений приглашают в подобные учреждения только лишь для проведения конкретных мероприятий с осуждёнными.

Законодательство Гаити, Доминиканской Республики, Мавритании, Мадагаскара, Мали, Марокко, Республики Корея, Сенегала и Шри-Ланки выделяет такой отдельный вид лишения свободы, как каторжные работы. В бывших британских колониях (Бангладеш, Замбия, Индия, Кения, Пакистан, Тонга) выделяется «простое» и «строгое» лишение свободы; в последнем случае заключённые осуществляют каторжный труд.

В Аргентине, Венесуэле и Гватемале, а также в Уругвае выделяются определённые виды лишения свободы, которые связаны с принудительным привлечением осуждённого к труду, который не носит характер каторжного. В первых трёх перечисленных странах различается заключение, связанное с принудительными работами («reclusion», «presidio»), и тюремное заключение («prision»). В Уругвае длительное заключение (от 2 до 30 лет, «penitenciaria») связано с привлечением к труду, а краткосрочное («prision») — нет.[3]

В соответствии со статьей 109 УИК РФ воспитательная работа с осуждёнными к лишению свободы призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. В России уголовно-исполнительное право справедливо ставит вопросы педагогизации и социализации исправительного процесса во главу угла, однако вопросы научной организации деятельности пенитенциарных учреждений на основе всех достижений психолого-педагогической мысли, а также других наук, изучающих человека, ещё ждут своего решения и представляют обширное поле деятельности для теоретических и практических работников пенитенциарной педагогики.

Вместе с тем необходимо отметить, что экспериментальная педагогическая деятельность, которая в настоящее время получает всё большее развитие, становится эффективным средством решения задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями, и такая деятельность успешно проводится на протяжении ряда лет во многих территориальных управлениях исполнения наказаний (Пермская область, Челябинская, Саратовская, Орловская, Свердловская и др.).

Таким образом, краткий анализ мирового опыта правового регулирования труда осужденных к лишению свободы наглядно показывает, что основной поступательной тенденцией развития исправительной системы является постоянное и целенаправленное внедрение в практику работы современного комплекса социальных мероприятий с целью гуманизации условий содержания заключенных и включения воспитательного процесса в повседневную жизнь исправительных учреждений с целью исправления осужденных.

                                              Заключение

 

 

 В итоге всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Безусловно, что пенитенциарная социальная работа очень важна для современного общества, которое находится в довольно сложной криминогенной обстановке. Анализ литературы показал, что это направление социальной работы в  науке рассматривается на должном уровне. При решении задач поставленных в данной работе, были выявлены основные

направления деятельности, функции и теоретические подходы к построению

деятельности социального работника в пенитенциарной системе США. И в рамках выделенных направлений выявлена необходимость дальнейшей разработки как правового аспекта, который на данном этапе развития пенитенциарной социальной работы близок к совершенству .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.Агамов Г. Правовые и социальные проблемы предупреждения рецидивной преступности [Текст ]/Агамов Г // Уголовное право. 2005. № 3. - C. 88.

2. Айдосов С. Общественный мониторинг в пенитенциарных учреждениях - Алматы [Текст ]/ Айдосов С // 2004. – 300 с.

3.Ансель М. Новая социальная защита -М.,[Текст]/Ансель М // М.,1979.-314с.

4. Антонян Ю. М. Преступность в местах лишения свободы и ее причины [Текст] / Антонян // Уголовное право.2002.№4.–С.14. 
5. Батищева, Е. В. О некоторых проблемах организации социальной работы с осужденными в местах лишения свободы [Текст]/ Е. В. Батищева // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова . – 2006 . – Т. 12. - С. 31. 
6. Батищева, Е.В. О некоторых аспектах реализации социальной функции в учреждениях уголовно-исполнительной системы [Текст]/ Е. В. 7.Батищева // Юридическая наука в трудах молодых ученых : сб. науч. тр. / ВЮИ Минюста России. – Владимир, 2004. – 328 с. 
8. Батищева, Е.В. Некоторые аспекты ресоциализации различных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы [Текст]/ Е. В. Батищева // Вестник Влад. юрид. ин-та. / ВЮИ ФСИН России. – 2006. № 1. – С.56. 
9. Белослудцев В. И. Содержание воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях [Текст] / Белослудцев В. И // Труды Академии МВД России. – М.: 1995. -82с.

10.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России [Текст]/ Беличева С.А //1994.-417с.

 11.Богреева Е. Субкультура осужденных и их ресоциализация. - М.:       ЭННИ МВД РФ., [Текст]/ Богреева Е //2001. – 82 с. 
12. Бондар А. Профилактика преступности и ее результаты[Текст]/ . Бондар А //Законность.2002.№9.с.4.

13. Васильев В. Л. Психология заключенных. [Текст]/ Васильев В. Л // - Спб, 2006. – 168 С. 
14. Васильев В. Л. Юридическая психология. [Текст]/ Васильев В. Л //Учебник для вузов. - М.: 1991. – 321 С. 
15. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. [Текст]/ Волков Ю. Г., Мостовая И. В // - Под ред. проф. В. И. Добренькова. - М.: 2000. – 278 С. 
16. Воробьев А. М., Дубовцев В. А. О некоторых причинах рецидивной преступности. [Текст]/ Воробьев А. М., Дубовцев В. А //Социологические исследования. 1991. № 5. – 94 с. 
17. Гилинский Я. И. Кризис системы уголовных наказаний. [Текст]/ Гилинский Я. И //Социологические исследования. 2008. № 5. – 87 с.

18.Деев В. Г. Ушатиков А. И. Психодиагностика осужденных. [Текст]/ Деев В. Г. Ушатиков А. И //Н.Новгород, 2005.–179с. 

19.Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. Монография [Текст]/ Додонов В.Н // Под общ. и науч. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009 г. С. 239.

20.Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хренов А. Е. Социология. Учебник для вузов. [Текст]/ Казаринова Н. В //Под общ. ред. проф. Г. С. Батыгина - М.: 2008. – 194 с. 
21. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. [Текст]/ Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н // Ростов-на-Дону, 2007. – 238 с. 
22. Ковалев О. Г. Криминальная психология. [Текст]/ Ковалев О. Г //Рязань, 2007. – 232 с. 
23. Маркович Д. Ж. Общая социология. [Текст]/ Маркович Д. Ж //Учебник. - М.: 2006. – 312 с. 
24. Степанова Л.М Основы социальной работы[Текст]/ Степанова Л.М // Под ред. Степанова К.М. – М., 2008. -318с. 
25. Поздняков В. Критерии оценки исправления осужденного: какими им быть? [Текст]/ Поздняков В // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 8. - 45 с. 
26. Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от наказания. [Текст]/ Трубников В. М //Киев, 2007. – 341 с.

27. Уткин В.А. Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. [Текст]/ Уткин В.А // Общая часть. - Томск, 1995. - 94 с.

28.Шнайдер Х.Й. Криминология. [Текст]/ Шнайдер Х.Й // - М.,1994. – 150с.


Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе