Социальная структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:40, реферат

Описание работы

Изучение экономических, политических, профессиональных, социально-демографических параметров структурирования общества представляется недостаточным в плане выявления статусного потенциала - связанных с культурой личностных возможностей и приоритетов. Необходимость познания этих форм в контексте трансформации российского общества обусловливает актуальность изучения культурной дифференциации социальных групп как непременной составляющей процесса социального дифференцирования.
Цель работы изучить социальную структуру общества.

Файлы: 1 файл

соц структура2012.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Перейдем непосредственно  к анализу концепций, воспроизводящих  стилевую специфику изучения культурной дифференциации.

В культур-аналитической  концепции Л.Г. Ионина дифференциация стилей жизни социальных групп в  постсоветском обществе рассматривается как одна из сторон глобального перехода от моностилистической культуры к культуре полистилистической. По определению автора, культура выступает в качестве моностилистической культуры, если ее элементы обладают внутренней связанностью и активно разделяются либо пассивно принимаются всеми членами общества. Моностилистическая культура предполагает наличие универсальной схемы интерпретации всех происходящих или возможных общественных феноменов. Репрезентируя определенный тип общественной системы, она обладает рядом особенностей, которые раскрываются в исследовании посредством следующих категорий:

иерархия способов репрезентации господствующего мировоззрения, а также культурных творцов и экспертов;

канонизация форм культурной репрезентации;

упорядоченность в смысле строгого регулирования культурной деятельности в пространственно-временном отношении;

тотализация как претензия на универсальную интерпретационную схему, полностью объясняющую и толкующую человеческую культуру;

исключение «чуждых» культурных элементов;

упрощение путем интерпретации в собственных терминах сложных культурных феноменов, сведение их к знакомому культурному материалу;

официальный консенсус — демонстративное и официально провозглашенное единство восприятия и способов интерпретации культурных феноменов;

позитивность в отношении существующего социокультурного порядка;

телеология или постулирование цели социального развития [59, с. 184-185].

Теоретическая модель моностилистической культуры служит ключом к пониманию  социальных феноменов советского общества. Ее логика находит отражение в экономике, в политике, в правовой системе, в идеологии и т.д.

Противоположностью моностилистической культуры является полистилистическая культура, которая характеризуется соответственно набором оппозиционных категорий. Категории полистилистической культуры:

деиерархизация — отсутствие универсальной культурной иерархии способов репрезентации социальной системы;

деканонизация - отсутствие или ослабление жанровых и стилевых норм;

неупорядоченность — нарушение пространственно-временного порядка реализации культурных явлений (например, в обыденной жизни исчезает некогда четко фиксируемое различие между жилым помещением и офисом);

детотализация — исключение какого-либо видимого, воспринимаемого единства в многообразии культурных феноменов;

включение в культуру самых различных по происхождению систем знаков и символов, которое возможно благодаря культурной терпимости;

диверсификация — складываются все более сложные системы взаимодействия культурных стилей, часто внутренне не связанных друг с другом;

эзотеричность — появление эзотерических групп со своей сакральной доктриной, своей символикой и внутренней иерархией способов репрезентации, что ведет к исчезновению в обществе официально охраняемого согласия;

негативность — отрицание или равнодушное непризнание существующего социально-культурного порядка;

ателеология — отказ признавать какую-либо цель развития культуры, общества, цель жизни, человеческого существования вообще [5, с. 190-192].

Таким образом, Л.Г. Ионин создает идеальные конструкции  противоположных типов культуры, которые отражают реальность переходных процессов в российском обществе, начиная со 2-й половины 1980-х годов. Старые структуры и символические системы живут в этой реальности, хотя и лишены монополии на репрезентацию социокультурного целого. Они продолжают свое существование на правах одного из многих стилей культуры. В то же время на поверхность жизни всплывают десятки и сотни новых или просто забытых традиций, жизненных форм и культурных стилей, носителями которых становятся представители различных социальных групп.

Акцентируя  внимание на механизмах перехода «от  моностилистической культурной организации  к стабильной полистилистической», а также на способах стабилизации полистилистической культуры, Л.Г. Ионин не предлагает каких бы то ни было классификаций жизненных стилей и ограничивается примерами стилей «новых» православных, монархистов, либералов, казаков, кришнаитов и т.д. Однако в его рассуждениях прослеживаются основания для стилевой классификации социальных групп. Дело в том, что в условиях российского «стилевого промискуитета», когда еще не установились стабильные отношения между различными культурными стилями, между стилями и личностями, между групповыми стилями и групповыми интересами, он наблюдает проявление двух тенденций: культурного плюрализма и культурного фундаментализма. Культурный плюрализм предполагает паритетное сосуществование жизненных стилей на основе терпимости граждан к разнообразным культурным формам и установленных правил взаимодействия различных стилей в контексте повседневной жизни. Культурный фундаментализм, наоборот, означает тотализацию какого-либо стиля жизни, его ориентацию на исключение инородных культурных элементов. Получается, что возможно выделение стилей жизни социальных групп, по разному относящихся к ситуации сосуществования различных культурных форм в одном социальном пространстве, например, склонных в большей или меньшей степени и не склонных к тотализации.

Помимо научно обоснованных концепций стилевой дифференциации в современном российском обществе в социологии 1990-2000-х годов появились  также прикладные или маркетинговые  концепции, различающие стили жизни  в соответствии со стилями потребления представителей различных социальных групп. Данные концепции сформировались в ходе проведения маркетинговых исследований. Их особенность состоит в выделении интересующих производителя целевых групп, не совпадающих со слоями и группами, определяемыми согласно критериям социальной стратификации, но обладающих спецификой потребительских предпочтений и характерными чертами жизненного стиля.

Говоря об этом направлении изучения культурной дифференциации социальных групп, хотелось бы обратить внимание на исследование стилей жизни представителей так называемого российского «среднего класса», которое было проведено специалистами журнала «Эксперт» в 2000 году3. Авторы исследования предложили достаточно интересную эмпирическую типологию стилей жизни в группе профессионалов и предпринимателей, учитывающую следующие критерии стилевой дифференциации: 1) основные устремления, ценности, влияющие на потребительский стиль; 2) распределение доходов; 3) любимые формы досуга; 3) активность потребления; 4) самопрезентация посредством материальной атрибутики; 5) неприемлемые виды деятельности. Очевидно, что стиль жизни в данном случае не сводится исключительно к стилю потребления и рассматривается в более широком культурном контексте. Хотя основой типологии является определение направленности потребительской активности респондентов.

В ходе исследования были выделены пять характерных для  профессионалов и предпринимателей стилей жизни и предложено их краткое  описание.

Стиль «гедонист»

ценности: удовольствие, активность, современность, стремление к новому, интерес к жизни, общительность, желание хорошо выглядеть;

хаотичное, импульсивное распределение доходов, значительная доля денег уходит на развлечения, одежду, еду;

любимые формы  досуга: общение («тусовка»); посещение  ресторанов, ночных клубов, всех престижных и известных мероприятий; путешествия;

активное потребление; стремление к максимально дорогим  и престижным маркам; демонстрация своей современности, модности и  обеспеченности; покупка дорогих  аксессуаров, косметики, сигарет, других атрибутов престижа;

неприемлемы посещение  низкостатусных заведений и мероприятий, покупка дешевых и непрезентабельных товаров.

Стиль «обыватель».

ценности: семья, ответственность, забота о близких, постоянство, консерватизм, конвенциональность, бытовая обустроенность;

контролируемая  и планируемая система распределения финансов; ограничение потребностей, откладывание денег, траты на образование детей, проведение семейного досуга, помощь родственникам;любимые виды досуга: телевидение, кино, специализированные программы и развлечения для родителей с детьми (цирк, зоопарк и т.п.), чтение, театры, дача, спорт, рестораны, путешествия (как за границу, так и по России);

высокая потребительская  активность; ориентация на не очень  дорогие, но качественные вещи; очень  важен фактор соотношения качества и цены;

предпочтителен классический стиль в одежде, возможны покупки дорогой

атрибутики, однако, нет склонности к активной демонстрации дохода;

трата времени  и денег.

Стиль «карьерист»:

ценности: работа, успех, продвижение по службе, социальное одобрение;

разумная, регулируемая трата денег, склонность к накопительству;

любимые формы  досуга: рестораны, занятия спортом, чтение профессиональной литературы, посещение кинотеатров, путешествия  за границу;

ориентация  на приобретение дорогих и качественных вещей известных марок, в потреблении преобладает мотив социальной желательности;

классический  и деловой стиль в одежде, дорогие, но традиционные аксессуары, демонстрирующие  достаток и достижения;

неприемлемы нетрадиционные формы времяпровождения, покупка  низкостатусных товаров, некомфортные условия, самостоятельный туризм.

Стиль «интеллигент»:

ценности: консервативность, оригинальность, дружба, общение, интерес  к искусству, истории, литературе;

стремление  к разумному распределению доходов;

любимые формы  досуга: посещение театров, музеев, консерватории, чтение, музыка, общение, прогулки, туризм, путешествия по России и за границу (в основном к местам, имеющим историческую и культурную ценность);

стремление  к покупке простых, недорогих  товаров, средняя или низкая потребительская  активность в различных областях, кроме культуры, где потребительская активность достаточно высока;

частое пренебрежение  к «внешнему лоску», к демонстрации фирменных, стильных и дорогих вещей; ориентация на покупку классической и оригинальной, необязательно дорогой одежды и аксессуаров;

неприемлемы участие  в престижных мероприятиях, посещение  ночных клубов (особенно экстремальных), «некультурное» поведение.

Стиль «компьютерщик»:

ценности: компьютерные технологии, техника, интеллект (логичность);

существенная  часть дохода вкладывается в постоянное усовершенствование компьютера, приобретение программного обеспечения, игр или техники; получаемая зарплата часто оказывается выше уровня повседневных потребностей, значительная ее часть остается невостребованной, откладывается или идет на помощь родственникам и покупку техники;

любимые формы  досуга: усовершенствование компьютера и программного обеспечения, компьютерные игры, Интернет, общение в узкой  компании близких друзей (часто тоже «компьютерщиков»), путешествия, туризм;

неприхотливость, отсутствие стремления к повышению  уровня жизни; потребительская активность связана с компьютерами и техникой;

отсутствие  ориентации на мнение социума, небрежное  отношение к одежде; в редких случаях, желая выглядеть модно и современно, покупают дорогие марки, но при этом их сочетание может выглядеть нелепым, безвкусным;

неприемлема неоправданная  трата денег на дорогие престижные товары и мероприятия [19, с. 14-18].

Предложенная  типология стилей жизни, по мнению авторов  исследования, может быть использована в практических целях для разработки рекламных и маркетинговых кампаний, поскольку позволяет производителям найти своих потребителей, не определяемых обычными методами посредством социально- демографических показателей. Практика маркетинговых исследований такова, что потребители, демонстрирующие различные с точки зрения потребительского поведения стили, могут относиться к одной и той же категории в соответствии с социально-демографической классификацией.

По аналогии с маркетинговыми исследованиями группой социологов во главе с А.М. Демидовым в рамках международного проекта «Социостили в Центральной и Восточной Европе» в 1995-96 годах было проведено исследование стилей жизни в России. Для интерпретации данных исследования использовалась типология стилей жизни, разработанная западными специалистами посредством кластерного анализа социально-ценностных характеристик респондентов. В основе типологии лежит система координат с осями, одна из которых характеризует социальные надежды и социальные разочарования, а вторая — активный и пассивный типы действия. В этой системе координат располагаются 5 социотипов (стилей жизни): 1) «ретрограды», 2) «победители», 3) «традиционалисты», 4) «новаторы», 5) «истеблишмент». Они различаются по персональным и социальным ценностям, восприятию стандартов жизни, оценке своей финансовой ситуации и материальных условий жизни, привычкам потребления, отношению к работе, к занятости и к будущему [36, с. 19].

Для «ретроградов» характерно пассивное восприятие жизни, пессимизм, разочарование, страх перед будущим, стремление к порядку и стабильности, патернализм, авторитарные традиции при одновременном недоверии к существующим социальным институтам. У них преобладают материалистические, меркантильные ориентации, обусловленные в основном тяжелыми условиями жизни. Для носителей этого стиля характерно незначительное количество товаров длительного пользования при сильно выраженном желании потреблять и накапливать. По социально-демографическим характеристикам это по преимуществу мужчины и женщины старше 50 лет, имеющие большие семьи, низкие доходы, занятые неквалифицированной работой, пенсионеры, сельские жители.

Информация о работе Социальная структура общества