Социальная структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:40, реферат

Описание работы

Изучение экономических, политических, профессиональных, социально-демографических параметров структурирования общества представляется недостаточным в плане выявления статусного потенциала - связанных с культурой личностных возможностей и приоритетов. Необходимость познания этих форм в контексте трансформации российского общества обусловливает актуальность изучения культурной дифференциации социальных групп как непременной составляющей процесса социального дифференцирования.
Цель работы изучить социальную структуру общества.

Файлы: 1 файл

соц структура2012.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

«Победители» отличаются ценностной дезориентацией, разочарованием, отсутствием социальных надежд и иллюзий. В отличие от «ретроградов» это амбициозные люди, ориентированные на материальный успех. У них сильно выражены индивидуализм, стремление к свободе, неверие в действенность социальных институтов. Характером своего потребления они стремятся показать свой успех, приобретают в основном фирменные изделия. Имеют средний уровень наличия товаров длительного пользования. Тратят все, что имеют и даже больше. По социально-демографическим характеристикам «новаторы» преимущественно городские жители молодого и среднего возраста; одинокие и малосемейные; студенты, рабочие, служащие со средними доходами.

«Традиционалисты», как и «ретрограды», характеризуются пассивным отношением к жизни, отсутствием амбиций, скептическим отношением к социальным новациям. В то же время «традиционалисты» в отличие от «ретроградов» обладают твердой системой традиционных ценностей, доверяют социальным институтам, глубоко моральны. Их ценностный потенциал позволяет увереннее чувствовать себя в жизни, с большим оптимизмом смотреть в будущее. Они живут строго по средствам, имеют средний уровень потребления. Их отличает моралистичный подход к деньгам как компенсации за работу. По социально-демографическим характеристикам это преимущественно женщины старше 50 лет, малосемейные или вдовы, неквалифицированные рабочие, крестьяне, пенсионеры с невысоким уровнем дохода, проживающие в сельской местности.

«Новаторы», как и «традиционалисты», обладают устойчивой системой ценностей, однако, это, скорее, ценности завтрашнего дня. Они открыты новому, верят в общественный прогресс; активно стремятся к успеху, хотя их амбиции не столько эгоцентричны, как у «победителей». Моральные ценности преобладают над материальными, социальные надежды и оптимизм — над разочарованием. Для них характерен моралистичный подход к деньгам как вознаграждению за работу. Они стремятся к сбалансированному, разумному потреблению, предпочитают экологически чистые продукты, считая это признаком креативности и оригинальности. По социально-демографическим характеристикам «новаторы» — городские жители, студенты, одинокие или главы семей, в основном менеджеры со средним и высоким доходами.

«Истэблишмент» — это группа людей, в наибольшей степени разделяющих ценности либерального общества, сочетающего индивидуальную свободу и социальную ответственность. Стремление к благополучию, которого они в основном достигли, соединяется с высокими социальными целями и долгосрочной социальной перспективой. По образу действия могут быть и активными, и пассивными; разделяют современные ценности, не отказываясь от ценностей традиционного типа; отличаются высокой толерантностью, стремлением к гуманистическим идеалам. Демонстрируют высокий уровень потребительских стереотипов, увлечены высокими технологиями. Деньги для них являются каналом для получения возможности наслаждаться жизнью. Социально- демографические характеристики: молодые и среднего возраста семейные люди с высокими доходами, служащие, менеджеры [36, с. 19-23].

Таким образом, появление стилевых концепций социальной дифференциации в России в период социальных преобразований доказывает, что этот аспект дифференциации социальных групп становится актуальным именно в условиях качественных изменений общественной организации. Прежде всего к ним относятся изменения общественного строя и системы социального расслоения населения. Как показали исследования, с одной стороны, поиск социальной идентификации в меняющемся обществе заставляет людей независимо от их статуса осваивать новые культурные формы в своей жизни, за счет чего происходит преобразование социальной структуры. С другой стороны, уровень жизни представителей среднего класса активно стимулирует процессы стилевой дифференциации и тем самым выводит на первый план по степени значимости уже не столько экономические и связанные с ними критерии социального разделения, сколько собственно культурные критерии.

Подведем итог характеристике концепций культурной дифференциации социальных групп в современном российском обществе. Большинство из этих концепций так или иначе отражает реальность переходных социальных процессов. Результаты культур-дифференциального анализа рассматриваются как свидетельство нестабильной ситуации в обществе. В предлагаемых социально- культурных типологиях и типологиях стилей жизни учитываются различные реакции людей на новые условия их существования. На этом основании выделяются «позитивный» и «негативный» в плане социальных настроений полюса социокультурного развития, различаются ориентированные на инновации и демонстрирующие явный консерватизм в социальном и культурном отношении группы. В концепции Л.Г. Ионина обозначенное противоречие культуры представлено оппозицией культурного плюрализма и фундаментализма. В маркетинговых исследованиях противоположности культурного развития «иннова- ционность» и «консерватизм» прослеживаются скорее косвенно, нежели напрямую. Здесь речь идет об активности и пассивности, импульсивности и пла- нируемости потребления, о личностных предпочтениях свободного выбора и зависимости от общественного мнения.

Типологические  и стилевые концепции объединяет также признание структурирующей  роли культуры в ситуации социальных изменений и в потреблении товаров и услуг в современном обществе. Однако типологические концепции традиционно сохраняют объективистский характер. Их авторы обращают внимание на то, что особенности культурной дифференциации обусловлены объективным процессом развития культуры вследствие трансформации социальной структуры общества. В стилевых концепциях, напротив, стили жизни сами по себе выполняют функцию конструирования социальной реальности. И все же, стоит подчеркнуть, что, не смотря на методологические разногласия по вопросу о структурирующей роли культуры в обществе, исследователи признают ее активным началом, созидающим социальные идентификации.

При изучении культурной дифференциации социальных групп в  современном российском обществе исследователи независимо от выбранного ими подхода используют метод конструирования идеальных социально-культурных типов. Это характерно и для типологических, и для стилевых концепций. Очевидно, это наиболее оптимальный метод анализа культур-дифференциальных проблем.

Относительно  используемых в концепциях критериев  культурной дифференциации социальных групп можно сделать следующий  вывод. Общим для всех концепций  критерием являются ценностные ориентации. При этом исследователи в разной форме обращают внимание на то, что в основе избираемой сегодня каждым человеком модели поведения и оценок событий лежат не его интересы как представителя какой-либо социально-профессиональной группы, а именно ориентации на определенную систему ценностей.

С ценностными ориентациями тесно связан второй по значимости критерий культурной дифференциации социальных групп — отношение к социальной ситуации, которое складывается на основе представления людей о неком эталоне общественного устройства, под давлением определенного типа сознания личности.

Далее следует  группа критериев, указывающих на деловую, потребительскую и досуговую  активность социальных агентов. Стоит  отметить, что критерии информированности  и уровня творческой активности личности были использованы только в концепции пермских исследователей. Можно предположить, что недооценка этих критериев объясняется не только спецификой анализируемых концепций, но и весьма распространенным в настоящее время невниманием к количественным (уровневым) характеристикам культуры. Вероятно, это произошло вследствие плюрализации советской культуры, что сопровождалось закономерным в новых условиях признанием несостоятельности сложившейся технологии определения культурных различий социальных групп посредством измерения культурного уровня их представителей как степени освоения единой культуры общества.

 

Заключение

 

В социологической  науке кристаллизация интересующего  нас предмета исследования происходила  постепенно в зависимости от спецификации объекта познания. Концепции культурной дифференциации, созданные классиками социологии (О. Контом, П.А. Сорокиным, теоретиками модернизации) ориентированы на изучение социальных структур и процессов на макроуровне. В них говорится о типах культуры как о стадиях общественного развития либо как о типах обществ, которые находят иногда не совсем ясное отражение на социально-групповом уровне. Подобный подход, на наш взгляд, имеет значение для рассмотрения исторической обусловленности проявляющихся в обществе культурных различий социальных групп. Так раскрывается динамический аспект данного явления.

В концепции  М. Вебера и советских социологов марксистов связь между макро- и  мезо- уровнями анализа социальной системы прослеживается более определенно. Здесь речь идет уже непосредственно  о культурных различиях социальных групп, которые складываются под влиянием взаимодействия между историческими типами культуры в конкретных обществах.

В стилевых концепциях, начиная с Г. Зиммеля, у американских социологов, у П. Бурдье и его последователей внимание сосредоточивается преимущественно на мезоуровне, характеристики исторического контекста процесса сти- леобразования отступают на второй план, хотя, разумеется, не исчезают вовсе. У Г. Зиммеля же историческая, она же культурная, эпоха составляет основную тему размышлений, с которой органично связано рассмотрение проблемы стилевого многообразия в европейском обществе.

В концепциях российских исследователей периода социальной трансформации 1990-2000-х годов присутствуют практически все перечисленные  подходы к определению предмета. Однако просматривается и характерная тенденция: преимущественный интерес концентрируется на изучении культурных различий (в том числе различий в стилях жизни) социальных групп, которые возникают под влиянием культурно-исторических изменений в обществе. Эта тенденция в целом соответствует традиции К. Маркса и М. Вебера, предполагающей изучение предмета сразу на нескольких уровнях научного анализа. Данный принцип реализуется в работе посредством выявления соответствия культурных различий социальных групп историческим эпохам (традиционной, современной и постсовременной).

Трансформационные процессы, происходящие в культуре российского общества, сопровождаются проявлением тенденции культурной однородности, которая фиксируется  по материалам всероссийских опросов ВЦИОМ.

Одним из главных  событий, отражающих противоречия трансформационного процесса в современном российском обществе, следует признать переход  от мобилизационной культуры советского образца к постсоветской культуре спонтанного типа. Этот переход сопровождается изменением характера культурной дифференциации социальных групп. Вертикальные, слоевые, различия в культуре социальных групп перестают быть доминирующими и уступают место субкультурным различиям, обусловленным горизонтальным принципом социального структурирования. Однако в сложившейся социальной ситуации это изменение проявляется весьма неоднозначно.

Совершенно  очевидно, что вертикальная классификация  культуры социальных групп в обществе сохраняется. Проблема же состоит в  том, какие причины порождают это явление. С одной стороны, данный феномен является выражением структуры социального неравенства, существовавшего в обществе в предшествующий период.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1. Бурмыкина О.Н. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике / О.Н. Бурмыкина, H.A. Нечаева // Качество населения Санкт- Петербурга / Под ред. Б.М.Фирсова. - СПб.: СПб ФИС РАН,2010.-С. 7-28.
      2. Вассерман Ю.М. Анализ социокультурных последствий модернизации российского общества (некоторые результаты пилотажного исследования) // Ученые записки гуманитарного факультета. - Пермь: ПГТУ, 2011. — Вып. 7. - С. 225-239.
      3. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. — СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 565 с.
      4. Вишневский Ю.Р. Смысложизненные ориентации двух поколений / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: Материалы XII Уральских социологических чтений, посвященных памяти профессора Файнбурга З.И. — Пермь: ПГТУ, 2011.—С. 173-176.
      5. Дубин Б.В. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. -2010.-№4.-С. 22-32.
      6. Дубин Б.В. Социальная жизнь москвичей: уровень интенсивности, факторы динамики, зоны спада // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ—2010.-№ 4.—С. 14-18.
      7. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. - 2012. - № 2. - С. 5-23.
      8. Заславская Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. — 2001. — № 8. — С. 3-11.
      9. Заславская Т.И. Структура российского общества через призму трансформационного процесса // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ.—2012.— №4.—С. 7-13.
      10. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1 Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - С. 494-516.
      11. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. - 2012. - № 4. - С. 6-32.
      12. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М.: Академия - Наука, 1998. - 640 с.
      13. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. — 280 с.
      14. Качанов Ю.Л. Методологические проблемы исследования смысловой и социальной структур социологического дискурса / Ю.Л. Качанов, Ю.В. Маркова // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2004. - № 5 (29). — Т. VII.-С. 59-74.
      15. Киссель М.А. Конт Опост // Современная Западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.-С. 137-139.
      16. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80-90-е годы) // Социологические исследования. - 1995. - № 1. - С. 59-72.
      17. Ковалев А. Д. Становление теории действия Т. Парсонса // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. — М.:Наука, 1994. - С. 168-197.
      18. Корниенко A.B. Дилеммы справедливости // Hermeneutics in Russia (электронный журнал). - 2012. - №3.
      19. Кравченко А.И. Маслоу Абрахам // Современная западная социология: Словарь. -М. Политиздат, 1990. - С. 177-178.
      20. Красильникова М.Д. Проблемы высшего образования в оценках населения // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии.—2004.—№ 1.—С. 26-34.
      21. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Заславской Т.И. и Арутюнян JI.A. — М.: Интерпракс, 1994. - 320 с.
      22. Курбатова Л.Н. Образование как социальное качество общества. — Пермь: ПГТУ, 2004. - 250 с.
      23. Левинсон А.Г. Новые процессы в образовании как сигнал о новых процессах в обществе / А.Г. Левинсон, О.И. Стучевская // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2004. - № 2. — С. 61-69.
      24. Лейбович О.Л. Социальная природа культурного шока в исторической перспективе // Социальные трансформации в российской истории: Докл. междунар. науч. конф. — Екатеринбург-Москва: «Академкнига», 2004. — С. 267-276.
      25. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / Общ. ред. И.Г. Дубова. - М.: Имидж-Контакт, 2012. — 477 с.
      26. Модернизация: зарубежный опыт и Россия / В.А. Красильщиков, В.П. Гут- ник, В.И. Кузнецов и др. - М: Агентство «ИНФОМАРТ», 1994. - 115 с.
      27. Научно-исследовательские проекты, выполняемые в рамках программы Академии наук. - СПб.: СПбФ ИС РАН, 1998.
      28. Нечаева H.A. Человек на работе: социокультурные доминанты сознания и адаптация к рыночным отношениям // Качество населения Санкт-Петербурга / Под ред. Б.М. Фирсова. - СПб.: СПб ФИС РАН, 1996. - С. 80-104.
      29. Нечаева H.A. Социально-культурные типы сознания населения Санкт- Петербурга: результаты исследований и перспективы дальнейшего изучения // Мир России. - 1995. - № 2. - С. 132-142.
      30. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. - М.: REFL- book, 1994.-352 с.
      31. Пригожин А.И. Дифференциация социальная // Социологическая энциклопедия в 2 т. / Под. ред. В.Н. Иванова, Г.Ю. Семигина, Ж.Т. Тощенко и др. — М.: Мысль, 2003. - Т. 1. - С. 290.
      32. Разинская В.Д. Характер социокультурной дифференциации советского общества при переходе к рынку // Современное общество: Вопросы теории, методологии, методы социальных исследований (Файнбургские чтения). Тезисы докладов научно-практической конференции. — Пермь: ПГТУ, 1992.-С 132-134.
      33. Разлогов К. Культура для необразованных? // Общественные науки и современность. - 1990. - № 4. - С.168-182.
      34. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2003.-705 с.
      35. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб.: РХГИ, 2000. - 1054 с.
      36. Социологические исследования проблем духовной жизни трудящихся Урала: Сб. статей / АН СССР, Уральский научный центр. — Свердловск: УНЦ АН СССР, 1974.- 173 с.
      37. Файнбург З.И. К вопросу о понятии культуры и периодизации её исторического развития (некоторые проблемы методологии) // Известия Северокавказского научного центра высшей школы / Общественные науки. — 1976. № 3. — С. 30-39.
      38. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и её ценностные ориентации. <span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0

Информация о работе Социальная структура общества