Социальная сущность семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – является изучение семьи, ее состояния и перспектив развития.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Изучить теоретический материал по теме;
Изучить семью как социальный институт и как социальную группу;
Рассмотреть типологию семейных структур и их разновидности, а также основные функции семьи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
2
1.Семья как социальный институт и социальная группа………………
3-6
2.Типология семейных структур и их разновидности
Основные функции семьи ………………………………………………..

6-13
3.Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы……………………………………………………………………….

13-16
Заключение…………………………………………………………………
17-18
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа социология 2.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

 По качеству  отношений и атмосфере в семье:

  • Благополучная (где оба супруга высоко ценят друг друга, высокий авторитет мужа, оба идут на уступки, на компромисс, существуют семейные традиции.)
  • Устойчивая (без конфликтов, живущие долго)
  • Педагогически слабая (не в состоянии дать детям первичный запас знаний)
  • Нестабильная (нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.)
  • Дезорганизованная (семья с нарушением меж поколенных связей и отсутствием единых взглядов на воспитание детей со стороны отца и матери)
  • Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их  массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин.

          [1, с. 213-215].

Семья всегда выполняет целый ряд функций:

1.Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количество детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Но ситуация в настоящее время показывает снижение уровня рождаемости, старения населения, увеличения количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости.

В 90-х годах  происходят изменения в мотивации  ограничения рождаемости, и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье "стимулируется" и ростом разводов. Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и благополучные пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а иногда даже и одного ребенка, опасаясь, что их брак будет непрочен.

2. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи - воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить другими институтами. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное  влияние на формирование личности ребенка  оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянство родителей  выступает одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности.

Социологи выделяют несколько устойчивых стереотипов  семейного воспитания.

  • Детоцентризм, т.е. всепрощенческие отношения к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей.
  • Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Их воспитательные воздействия имеют форму запрета, брани и телесных наказаний. В силу этого у ребенка отсутствует опыт диалога с взрослыми.
  • Прагматизм (т.е. воспитание), цель которого - выработка у детей "практичности", умение "ловко устраивать свои дела", ориентация на получение материальной выгоды.

В семье главным  образом воспитываются дети. Но также  семья оказывает огромное влияние  на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая  пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.

3.Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает разные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. В нашей стране бытовые проблемы ложатся на плечи женщин, усугубляя нелегкий конфликт ролей – противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы.

Однако, учитывая существующее положение дел, единственный вариант решения проблемы двойной  занятости женщин - перераспределение  семейно-бытовых обязанностей.

4.Рекреационная функция. Семья принимает на себя терапевтическую роль. Она должна стать "оазисом" спокойствия, уверенности, комфорта, безопасности. Эта функция включает в себя организацию семейного досуга и отдыха.

Исследование  проблем, связанных с семьей, приобретает  все большее значение-нестабильность брака и семьи, проявляющаяся  в росте числа разводов, характерна практически для всех стран мира. В настоящее время институты  переживают трудные времена. Отпали многие факторы, такие как: экономическая  зависимость женщины от мужчины, запрет или осуждение разводов.

5.Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.  
6.Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.  
7.Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения , характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.  
8.Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.  [1, c. 219-221].

Ряд факторов, отрицательно влияющих на прочность  брака, может быть выделен еще  до создания семейного очага.

Однако большая  часть разводов происходит из-за причин, возникающих в результате совместной жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся уже  самостоятельными в материальном плане, успели узнать недостатки друг друга. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую семью  и иметь детей. Также большое  количество разводов приходится на возраст  около 40 лет. Дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них.

Причины, которые  указываются как ведущие при  разводе:

  • Бытовые
  • Межличностные конфликты
  • Внешние факторы (измена, появление новой семьи).

Все три группы переплетаются друг с другом. Так, например, измена может стать следствием невнимания, грубости, а грубость - результатом хозяйственных неурядиц.

Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как  для тех, кто хочет создать  семью, так и для тех, чья семья  оказалась разрушенной. Вместе с  тем развод нельзя рассматривать  как отрицательное явление, так  как свобода расторжения брака - одно из средств обеспечения социальной справедливости в отношениях. Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться. [2, с. 67-68].

 

 

3. Этапы жизненного цикла семьи  и события, характеризующие эти  этапы.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании  семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Не разведенные супруги, проходят  все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Сложнее  построить жизненный цикл для  супругов, которые несколько раз  разводились и создавали повторные  семьи.

Жизненный цикл семьи состоит из следующих стадий:

  • Вступление в брак – образование семьи служит начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
  • Окончание деторождения – рождение последнего ребенка. Эта фаза продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок обзаведшийся собственной семьей.
  • «Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего  ребенка. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семьи часто превращается в место, где воспитываются внуки.
  • Прекращение существования семьи – стадия одиночества. Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет  первую, брачная пара остается наедине  с собой. Разница лишь в возрасте – вначале это молодая пара, а теперь они состарились.[2. Семейный цикл].

На каждом этапе семья обладает специфическими и социальными, и экономическими характеристиками. Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий.

Дадим характеристику этапам жизненного цикла семьи:

    • Вступление в брак - зарождение семьи. Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.
    • Начало деторождения - рождение и воспитание детей, это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно – эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются - перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил, необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.
    • Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. появляются новые роли ‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети, на первых этапах своей семейной жизни перекладывается на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и  задачи, поставленные в контрольной  работе, выполнены. Изучена семья как социальный институт и социальная группа. Рассмотрена типология семейных структур и их разновидности, а также основные функции семьи. этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулированы  события, характеризующие эти этапы.

Итак, семья  один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного  раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и  незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к  сожалению, выполняет она эту  главную функцию со сбоями. И зависит  это не только от нее, но и от общества. Являясь частью

общества, она  соединяет потребности и интересы индивидов с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство  общества в жизнь семьи разрушала  ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих  людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи  и взаимодействия много, но основой  в первую очередь являются потребности  человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные  потребности мужчины и женщины  побуждают их, объединятся для  совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого  рода, создание материальных условий  существования – жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности  в детях, биологической зависимости  детей от родителей, потребности  в сексе. Разве человек не может  удовлетворить эту потребность  вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его  составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности  осуществлялись в рамках семьи.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в  той целостности, которая присуща  семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Социология: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура  и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349с.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.
  3. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]. –   http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья
  4. Социология. Компьютерная обучающая программа.

Информация о работе Социальная сущность семьи