Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:56, дипломная работа
Цель данной работы – охарактеризовать социальную реабилитацию детей-инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;
рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов
Введение
Глава I
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.
1.1 Содержание понятий инвалидность и реабилитация,
виды реабилитации
1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.3 Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи
Глава II
Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.
2.1 Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов
2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности
Заключение
Список использованной литературы
2.3
Практическое решение
проблем детской
инвалидности
“Инвалидность, о чем говорилось выше,
- не есть чисто медицинская проблема.
Инвалидность –это проблема неравных
возможностей, это ограничения в возможностях,
обусловленные физическими, психологическими,
сенсорными, социальными, культурными,
законодательными и иными барьерами, которые
не позволяют ребенку, быть интегрированным
в общество и принимать участие в жизни
семьи или общества на таких же основаниях,
как и другие члены общества. Общество
обязано адаптировать существующие в
нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих
инвалидность, для того, чтобы они могли
жить независимой жизнью”.
В 1992 году
клуб инициировал первый в России
Центр независимой жизни для
детей с ограниченными
Работы клуба базируется на трех инновационных
моделях: Центр независимой жизни, Выездной
лицей, и Персональный ассистент .
Инновационная
модель “Центр независимой
жизни для детей
с ограниченными
физическими и /или
умственными возможностями”.
Понятие “независимая жизнь” в концептуальном
значении подразумевает два взаимосвязанных
момента. В социально- политическом значении
независимая жизнь- это право человека
быть неотъемлемой частью жизни общества
и принимать активное участие в социальных,
политических и экономических процессах,
это свобода выбора и свобода доступа
к жилым и общественным зданиям, транспорту,
средствам коммуникации, страхованию,
труду и образованию. Независимая жизнь-
это возможность самому определять и выбирать,
принимать решения и управлять жизненными
ситуациями. В социально- политическом
значении независимая жизнь не зависит
от вынужденности человека прибегать
к посторонней помощи или вспомогательным
средствам, необходимым для его физического
функционирования.
В философском понимании независимая
жизнь - это способ мышления, это психологическая
ориентация личности, которая зависит
от ее взаимоотношений с другими личностями,
ее физическими возможностями, системой
служб поддержки и окружающей средой.
Философия независимой жизни ориентирует
человека, имеющего инвалидность на то,
что он ставит перед собой такие же задачи,
как и любой другой член общества.
Мы все зависим друг от друга. Мы зависим
от булочника, который выпекает хлеб, от
обувщика и портного, от почтальона и телефонистки.
Обувщик или почтальон зависят от врача
или учителя. Однако эта взаимозависимость
не лишает нас права выбора. Мы сами определяем,
что, как, когда принимать те или иные решения.
С точки зрения философии независимой
жизни, инвалидность рассматривается
с позиций неумения человека ходить, слышать,
видеть, говорить или мыслить обычными
категориями. Таким образом, человек, имеющий
инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных
отношений между членами общества. Для
того, чтобы он мог сам принимать решения
и определять свои действия, создаются
социальные службы, которые, также как
мастерская по ремонту автомобилей или
ателье, компенсирует его неумение делать
что-то.
Специальные социальные службы, которые
создаются в рамках официальной политики
на основе медицинской модели, не позволяют
человеку, имеющему инвалидность, право
выбора: за него решают, ему предлогают,
его патронируют. Социальные службы в
том виде, в котором они существуют в настоящее
время, усугубляют сегрерующий характер
социальной политики и усиливают пассивно-
иждивенческий характер в среде людей,
имеющих инвалидность.
В Москве есть много инициативных групп
людей, имеющих инвалидность, которые
также придерживаются идеологии независимой
жизни, связывая ее, в первую очередь, с
экономической независимостью. Молодые
ребята в инвалидных колясках стремятся
заработать денег, чтобы не зависеть от
пенсии. Ярким примером являются инвалидные
производства, организуемые с тем, чтобы
человек, имеющий инвалидность, мог зарабатывать
деньги и жить полной жизнью.
Однако экономическая независимость и
независимая жизнь - это разные понятия.
Надомная работа или инвалидное производство
может дать приличный доход человеку,
имеющему инвалидность. Но право выбора
и равные возможности нельзя купить, какие
бы ты деньги не имел. Сегрегация остается,
также как и остается недоступная окружающая
среда.
Экономическая независимость одного человека
не изменит законодательства, окружающей
среды и общественного сознания. Хорошо
одетый, гордый и сильный человек в инвалидной
коляске, или, как говорят, “упакованный”-
это исключение, которое подтверждает
правило: человек, имеющий инвалидность,
может жить как все; все, что ему нужно
- это равные возможности.
Включение в инфраструктуру системы социальных
служб, которыми человек, имеющий инвалидность,
мог бы делегировать свои ограниченные
возможности, сделало бы его равноправным
членом общества, самостоятельно принимающим
решения и ответственность за свои поступки,
приносящим пользу государству. Именно
такие службы освободили бы человека,
имеющего инвалидность, от унижающей человеческое
достоинство зависимости от окружающей
среды, и высвободили бы бесценные человеческие
ресурсы (родителей и родственников) для
свободного труда на благо общества.
Центр независимой жизни - это комплексная
инновационная модель системы социальных
служб, которые в условиях дискриминирующего
законодательства, недоступной архитектурной
среды и консервативного в отношении людей,
имеющих инвалидность, общественного
сознания, создают режим равных возможностей
для детей с особыми проблемами.
Основной задачей в реализации модели
Центра независимой жизни является обучение
детей и родителей умениям и навыкам независимой
жизни. Ключевую роль в модели играет служба
“От родителя к родителю”. От родителя
к родителю передается знания о социальных
проблемах, затрагивающих интересы детей,
от родителя к родителю передаются желание
изменить положение детей к лучшему через
активное участие самих родителей в социальных
процессах. Формы работы: беседы, семинары,
мероприятия, творческие кружки, исследования,
создание служб. Два года назад активных
родителей было очень мало. Сейчас в Центре
независимой жизни принимают участие,
активное и инициативное, 100-150 родителей.
Мы привлекаем родителей не только организацией
мероприятий. Они у нас работают преподавателями,
экспертами и руководителями служб.
Цель: Изменение среды, окружающей
человека с ограниченными возможностями,
таким образом, чтобы стало возможным
включение его во все аспекты жизни общества;
изменение самосознания человека, имеющего
инвалидность.
Задачи:
1. Создание моделей социальных служб,
помогающих адаптировать условия окружающей
среды нуждам детей, имеющих инвалидность.
2. Создание экспертной службы для родителей,
осуществляющей мероприятия по обучению
родителей основам независимой жизни
и представительство их интересов.
3. Создание системы волонтерской помощи
родителям, имеющих особых детей.
4. Налаживание мостов сотрудничества
с Государством, Бизнесом, Общественностью,
Наукой.
5. Инициирование сетевой структуры Центров
независимой жизни в России.
Инновационная модель
службы “Персональный
ассистент”
Служба “Персональный ассистент” подразумевает
помощь человеку, имеющему инвалидность,
в преодолении препятствий, мешающих ему
на равных принимать участие в жизни общества.
“Персональный”- значит знающий особенности
каждого отдельного человека, имеющего
инвалидность. Критерий “потребителя”,
введенный в данную социальную службу
позволяет поручить найм и обучение персональных
ассистентов самим людям, которые в этих
услугах нуждаются. При помощи персонального
ассистента, человек, имеющий инвалидность,
может учиться в открытом учебном заведении
и работать на обычном предприятии. Экономическая
выгода государства при организации такой
социальной службы заключается в том,
что:
1. потенциальные способности людей, имеющих
инвалидность, будут использованы в полной
мере (специализированные заведения создаются
под ограниченные возможности людей, имеющих
инвалидность, и вместе с надомным и детским
трудом при интернатах, усиливают сегрегирующий
характер экономической политики государства
по отношению к ним);
2. создается рынок труда, так как персональным
ассистентом может работать практически
любой человек.
Политическая выгода очевидна, так как
данная социальная служба обеспечивает
каждого члена общества равными правами
на образование, труд и отдых.
Клуб “Контакты-1” сделал попытку развернуть
модель службы “Персональный ассистент”
в рамках программы Центра независимой
жизни для детей, имеющих ограниченные
возможности. Ограниченные финансовые
средства не позволили нам реализовать
модель в чистом виде; она была осуществлена
с программой “Выездного лицея”, а персональные
ассистенты чаще всего работали одновременно
и преподавателями. Кроме того, на мероприятиях
для большого количества детей, персональные
ассистенты обслуживали группы. Однако
даже эта попытка, предпринятая в России
впервые силами небольшой общественной
организации, дала положительные результаты
и показала перспективность идеи. Она
также доказала, что такое использование
финансовой поддержки более всего отвечает
требованиям времени, так как оно позволяет
очень успешно изменять общественное
сознание и неузнаваемо меняет облик ребенка,
имеющего самые серьезные виды инвалидности,
который, начиная чувствовать уважение
к своей личности и уверенность, раскрывает
свои способности. Родители, получая такую
поддержку, становятся более объективными
в оценивании проблем, связанных с инвалидностью,
и начинают проявлять большую социальную
активность, направленную вовне, на то,
чтобы изменить ситуацию в целом, для всех
детей, а не только пытаться, не видя проблем
другой семьи, имеющей такого же особого
ребенка, улучшить свое положение.
Персональными ассистентами в течение
1993-94 учебного года работали родители
и студенты факультета социальной работы
и социологии Института молодежи.
Цель службы: Открыть детям, имеющим инвалидность, широкие возможности для развития их потенциальных возможностей и талантов, и активного участия во всех аспектах жизни общества.
Задачи:
1. Создать действующую модель “Человек
с особыми проблемами- ассистент”.
2. Расширить круг детей, получающих помощь
ассистентов.
3. Провести социально- педагогические
исследование модели с целью разработки
рекомендаций для неправительственных
организаций.
Инновационная
модель службы “
Выездной лицей”
Медицинская модель инвалидности, официально
принятая в России, находит свое выражение
в том, что социальная политика имеет сегрегирующий
характер. Образование, участие в экономической
жизни, отдых являются закрытыми для людей,
имеющих инвалидность. Специализированные
учебные заведения, специализированные
предприятия и санатории изолируют людей,
имеющих инвалидность, от общества и делают
их меньшинством, права которого дискриминируются.
Изменения в социально- политической и
экономической жизни России делают реальностью
возможность интеграции людей, имеющих
инвалидность, в общество и создают предпосылки
для их независимой жизни. Однако в социальных
программах специализированность остается
доминирующей, что объясняется медицинской
моделью инвалидности, положенной в основу
законодательства, недоступной архитектурной
средой и отсутствием системы социальных
служб.
Эксперементальная модель “Выездной
лицей”- это попытка решить проблему интегрированного
обучения детей, имеющих инвалидность,
посредством создания службы “Персональный
ассистент” и специальной транспортной
службы (“Зеленая служба”), которые бы
предоставляли им равные возможности.
Комплексный подход необходим для того,
чтобы организовать обучение детей, имеющих
инвалидность, в режиме “двустороннего
движения”:
1. Преподаватели едут на дом к ребенку
и дают ему домашние уроки;
2. Службы помогают ребенку выехать из
дома и заниматься в интегрированных группах,
организуемых в Центре.
Цель:
Духовное и культурное развитие детей,
имеющих инвалидность, и их интеграция
в общество через организацию специальных
служб “Выездной лицей”, “Персональный
ассистент” и транспортные службы.
Задачи:
1. Обучение детей, имеющих инвалидность,
общеобразовательным дисциплинам и творчеству
на дому.
2. Профессиональное обучение и развитие
творческих способностей детей, имеющих
инвалидность, в интегрированных кружках
вне дома.
3. Интеграция детей, имеющих инвалидность,
и их родителей умением и навыкам независимой
жизни.
Методы.
1. Движение на дом обеспечивают профессиональные
педагоги, которые привлекаются для работы
в службе “Выездной лицей” на контрактной
основе. Приоритет при этом отдается педагогам,
обладающим достаточным запасом знаний
и жизненным опытом, необходимыми для
работы с особыми детьми по индивидуальным
программам. Большое значение придается
привлечению к работе педагогов из общеобразовательной
школы с тем, чтобы приблизить школу к
пониманию проблем детей, имеющих инвалидность,
а затем превратить ее в основного союзника.
2.Движение из дома обеспечивается тремя
службами одновременно. Персональные
ассистенты и оборудованный транспорт
необходимы для того, чтобы ребенок, имеющий
инвалидность, получил мобильность и смог
посещать кружки вне дома.
3.Интеграция детей, имеющих инвалидность,
в общеобразовательную школу осуществляется
при помощи службы “Персональный ассистент”
и транспортной службы, которые помогут
детям посещать интегрированные кружки
и обычные классы.
4.Знания о независимой жизни людей, имеющих
инвалидность, передаются на семинарах,
организуемых службами “От родителя к
родителю” и “Правовая защита интересов
ребенка”.
Заключение.
Президентская программа “Дети России”
всколыхнула третий сектор, объединяющий
неправительственные организации. Включение
в программу, поддерживаемую бюджетом,
инновационной практики независимых организаций,
является ярким примером положительных
изменений в социальной политике Государства.
Союз и сотрудничество между государством
и неправительственными организациями
имеет большое значение для таких организаций,
как клуб “Контакты-1”, так как признание
нас равноправными партнерами, умеющими
внести положительную динамику в социальную
политику, дает нам силы и желание работать,
проявлять инициативу и принимать на себя
всю ответственность за предлагаемые
нами идеи, модели, программы.
Опыт появляется только у тех, кто работает.
Клубу “Контакты-1” дает возможность
работать и доказывать свою полезность
обществу Президентская программа “Дети
России”.
Целевая программа
реабилитации
детей - инвалидов и членов их семей на
базе Реабилитационного центра “Ивма”
города Калуги
Актуальность проблемы
Реабилитационный центр “Ивма”- некоммерческое,
благотворительное объединение семей,
имеющих детей- инвалидов, уже более 5-ти
лет занимается учебно- педагогическими
работами, направленными на помощь аномальным
детям и их родителям.
В течение ряда лет центр ведет постоянно
корректируемую, компьютерную базу по
аномальным детям г. Калуги. Сейчас она
насчитывает 985 детей- инвалидов, получающих
социальные пособия (без учета психических
больных, а их по их данным это около 30%
от общего числа):
- 16% из них с ДЦП, причем 10-15% из них - тяжелые
постельные больные;
- 11% с заболеванием глаз и тугоухостью;
- 17% с различными анатомическими отклонениями
(сколиозы, косолапие, вывихи врожденные,
отсутствие и недоразвитие конечностей
и т.п.).
Как правило, эти заболевания приводят
к задержке психического развития детей,
а в дальнейшем - к тяжелым психическим
недугам при отсутствии грамотных реабилитационных
мероприятий. Статистика показывает, что
если при рождении психическими расстройствами
страдают лишь около 10% детей - инвалидов,
то к 16 годам около 30%, в 30-40 лет 60%, а к 50-60
годам более 90% инвалидов с детства страдают
психическими заболеваниями.
Следует признать, что из всего количества
детей, а их в Калуге менее 70 тысяч, детей
- инвалидов около 1,4%. Если принять экспертную
оценку российских врачей по тяжелой инвалидности
детей, то 4,5% или 3150 детям в городе следует
назначить социальные пособия (пенсии)
по инвалидности.
Из них:
- ортопедических больных - 1300;
- с нарушением психического развития
- 360;
- хирургических больных - 219;
- с детским церебральным параличом (ДЦП)
- 159. То есть не менее 50% детей - инвалидов
имеют сохранный интеллект.
Сегодняшняя ситуация такова, что вряд
ли стоит рассчитывать, что каждый ребенок-
инвалид сможет постоянно находиться
в специальном реабилитационном центре:
нет экономических условий для их строительства
и создания оплачиваемых мест воспитателей
(в международной практике принято соотношение
- для каждых трех ребят - инвалидов - один
наставник).
Да и вряд ли дети, воспитанные в специализированных
условиях, смогут адаптироваться в обычной
жизни. Более реальной будет постепенная
интеграция ребенка с аномалиями в развитии
в социум семейной жизни, детского дошкольного
учреждения, школы и т.п. с активным использованием
реабилитационного потенциала семьи.
Основные
цели и задачи
Основные задачи Реабилитационного центра
и создаваемых им клубов можно объединить
блоками.
Информационно-методический
блок
Создание благоприятной информационно-методической
среды обеспечения выживания, защиты и
развития детей-инвалидов и их семей:
- создание достоверной системы учета
детей-инвалидов, позволяющей получать
информацию об уровне детской инвалидности,
ее динамику, проблемы, потребности и интересы
детей и их семей;
- создание пункта сети или использование
существующей электронной сети информационного
обмена по проблемам детской инвалидности;
- освоение новых информационных и диагностических
технологий при работе с детьми-инвалидами.
Для конкретной реализации блока этих
задач центр:
- разрабатывает анкеты, тесты, программы
и методики работы с детьми- инвалидами;
- проводит работу по оснащению телекоммуникационной
системы (компьютер, модем, программное
обеспечение);
- проводит техническое оснащение современными
средствами тестирования и диагностики
детей, информационной технологии обучения.
Учебно - педагогический
блок
Блок, изначально ориентированный на тезис
аномального ребенка: “Помоги мне сделать
все самому”. Пусть любой маленький человек
сделает немногое, но сам. Это:
- реализация Принципа детерминированной
динамической Среды, создающей условия
воспитания и развивающего обучения детей-инвалидов
на основе методик Марии Монтессори и
Рудольфа Штайнера, Толстого Л.Н., Циолковского
К.Э. и Ушинского К.Д.
Для реализации поставленных задач центр
осуществляет следующую деятельность:
- проводит интеграционную, педагогическую
работу на экспериментальных площадках
по инновационным направлениям работы
с детьми-инвалидами;
- решает вопросы обеспечения дидактическими
материалами, Монтессори материалами,
методиками и программами учебно-педагогической
работы, компьютерными программами и т.п.
Блок прагматической
школы
По существу, это подготовка ребенка-инвалида
к независимой жизни: - предпрофессиональное
обучение по конкурентным специальностям,
обучение надомному труду и создание фонда
техноваций надомного труда, преимущественно
в области народных и декоративно-прикладных
искусств и информационной, компьютерной
области.
Центр в своей работе:
- способствует созданию и расширению
сети учебно-производственных мастерских,
подсобных хозяйств, с помощью которых
дети могут получить необходимые навыки
и специальность, оказывает помощь в технологическом
оснащении надомного труда.
Инженерный блок
Создан из-за существенного возрастания
насыщенности современного информационно
ориентированного учебного процесса,
использования сложного диагностического
и коррекционного оборудования. Это:
- расширение потенциальных возможностей
детей-инвалидов с помощью реабилитационных
технических средств.
Центр:
- решает вопросы обеспечения необходимым
оборудованием для конструирования и
изготовления в местных условиях устройств,
приспособлений, тренажеров, систем, расширяющих
возможности ребенка-инвалида.
Блок медицинского
оздоровления
Естественное желание родителей, имеющих
детей с аномалиями в развитии, это:
- медицинское оздоровление детей-инвалидов,
направленное на восстановление и компенсацию
нарушенных или утраченных функций организма.
Центр:
- проводит работы по созданию оздоровительных
кабинетов нетрадиционной медицины, разрабатывает
системы и методики медицинского оздоровления
аномальных детей.
Блок духовного развития
это:
- помощь в духовном развитии, воспитание
детей-инвалидов в духе добра, порядочности,
чести и достоинства; - организация культурно-досуговой
деятельности детей и их семей в атмосфере
любви,понимания и заботы.
Кроме этого центр оказывает:
- гуманитарную помощь семьям, имеющим
детей-инвалидов;
- способствует осуществлению внешних
контактов, включая зарубежные, по вопросам
детской инвалидной тематики;
- разрабатывает законодательные, экологические,
научные, инновационные и др. инициативы,
соответствующие целям и задачам центра;
- способствует повышению реабилитационной
культуры родителей и заинтересованных
лиц по компонентам интегрированного
подхода к проблемам детской инвалидности:
1. основам общей психологии и педагогики;
2. основам практической психологии и коррекционной
педагогики;
3. основам прамедицинских знаний;
4. основам экологии, гелиоэкологии и валеологии;
5. основам организации культурно-досуговой
деятельности детей с ограниченными возможностями;
6. другим.
Информация о работе Социальная защита инвалидов с детства в РФ