Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:56, дипломная работа
Цель данной работы – охарактеризовать социальную реабилитацию детей-инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;
рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов
Введение
Глава I
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.
1.1 Содержание понятий инвалидность и реабилитация,
виды реабилитации
1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.3 Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи
Глава II
Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.
2.1 Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов
2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности
Заключение
Список использованной литературы
Положительный эффект, полученный в результате проводимой внешкольной работы, содействующей саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка с недостатками в умственном и физическом развитии при отсутствиии какой-либо существенной помощи педагогам, так как вся работа проводится безвозмездно, не считая незначительной оплаты за кружковую работу, требует расширения поля деятельности: создания распределенной сети надомных производств и кабинетов индивидуального оздоровления для семей, имеющих детей-инвалидов и наиболее незащищенных категорий населения. Это позволяет создать систему ранней трудовой реабилитации в сенситивный период развития ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии и создать рабочие места семьям с этими детьми.
Программа
создания сети надомных
производств
Программа состоит из двух частей - образовательной
и организационной.
Образовательная часть программы базируется
на четырех основных принципах:
- борьба с замкнутостью и одиночеством
детей с недостатками в психофизическом
развитии, что впоследствии ведет к различным
отклонениям в нравственном, физическом
становлении личности, к эмоциональной
напряженности;
- содействие саморазвитию личности, ее
активная социальная защита, способствующая
раскрытию субъектной позиции каждого
ребенка с недостатками в умственном или
физическом развитии, реализацию его творческого
потенциала;
- взгляд на семью как первооснову социального
воспитания, как главное условие реализации
задатков и способностей человека, приобщение
его к культуре;
- использование огромного воспитательного
влияния природы на развитие ребенка,
экологического и декоративно- прикладного
искусства.
Отдельные элементы образовательной части
программы уже отрабатывались в течение
ряда лет Реабилитационным центром “ИВМА”
при проведении занятий с детьми - инвалидами
в клубе самодеятельных художников.
В задачи образовательной части программы
входит:
1) формирование у детей - инвалидов основ
целостной эстетической культуры через
развитие исторической памяти, развитие
их способностей и задатков;
2) развитие наблюдательности у детей,
способности живо откликаться на события
окружающей действительности;
3) выработка осознанного отношения к учебе
и к труду, нравственное, интеллектуальное
и физическое развитие личности;
4) воспитание потребности в труде, уважения
к мастерам своего дела, заботливого и
бережного отношения к природе;
5) формирование общих и начальных профессиональных
умений и знаний, необходимых для обустройства
личного хозяйства, включая подсобный
садовый (дачный) участок;
6) развитие творческих способностей в
процессе художественной деятельности,
включающей основы научно-исследовательской;
7) побуждение к сознательному выбора одной
из профессий, связанных с народным и декоративно-прикладным
искусством или современными информационными
технологиями;
8) обучение Основам безопасности жизнедеятельности
(ОБЖ) по двум разделам: “Выживание в природе”
и “Безопасность в городе (социуме)”;
9) использование новейших информационных
технологий развивающего художественно-
эстетического образования, включая мультимедийные
средства и компьютерную анимацию;
10) включение в муниципальные, региональные,
федеральные и международные гуманитарные
программы.
К особенностям образовательной части
программы следует отнести практическую
(прагматическую) направленность обучения
детей-инвалидов и их семей. Применение
основных принципов художественно- эстетического
образования для приобритения ребенком-инвалидом
основ возможной профессии, связанной
с народными и декоративно- прикладными
искусствами или иной конкурентной специальностью.
Использование природного материала для
развивающего художественного образования
детей - инвалидов.
Основным показателем педагогической
эффективности образовательной части
программы является снятие комплекса
неполноценности, подготовка детей-инвалидов
к жизни в нормальной социальной среде
, формирование познавательного интереса
детей-инвалидов к народному и декоративно-
прикладному искусству, новым информационным
технологиям, творческой активности, самостоятельности,
бережного отношения к природе и памятникам
культуры, понимание роли искусства в
жизни общества, в его духовном развитии.
Организационная часть программы - это
комплекс мероприятий по оснащению и функционированию
системы рабочих мест надомного производства:
- маркетинговые исследования рынка сбыта
продукции;
- приобретение, установка и ввод в действие
необходимого оборудования, инструментов
и приспособлений;
- комплектование сырьем, заготовками,
материалами;
- сбыт продукции;
- финансово- бухгалтерское сопровождение.
Со временем возможно выделение отдельных
производителей в самостоятельные хозяйственные
товарищества, общества или производственные
кооперативы.
Таким образом, основным показателем эффективности
программы является подготовка детей
- инвалидов и их семей к активному использованию
прамедицинских знаний народной медицины
с целью улучшения здоровья, диагностирования
и быстрого исцеления болезни, снятие
утомления и раздражительности, нормализации
сна, повышения работоспособности и сохранения
гармоничного взаимодействия организма
с внешним миром.
Таковым нам представляется реальный
путь вхождения ребенка-инвалида в счастливую,
независимую жизнь.
В 1997 году
Московский Благотворительный Совет
утвердил городскую благотворительную
программу Центр творческой реабилитации
детей-инвалидов. Заявителем Программы
было Международное общественное информационно-просветительское
движение Добро - без границ. Исполнителем
Программы - Московский Театр Детской
книги Волшебная Лампа. Цель программы
- разработать методику и создать
центр, где дети с ограниченными
физическими возможностями
Московский Театр Детской книги Волшебная
Лампа был создан в 1989 году и главной своей
задачей определил идею утверждения в
сознании современных детей приоритета
книги как одного из главных носителей
духовной культуры. С первых дней своего
существования театр рассматривал свою
деятельность как фактор своеобразной
духовной реабилитации подрастающего
поколения, так как сегодня отчётливо
наблюдаются черты духовного оскудения
внутреннего мира ребёнка. Театр должен
помочь ребёнку противостоять обрушившимся
на него с теле-, видео- и киноэкранов потокам
культурного суррогата, агрессии и даже
грязи.
Данные намерения и установки на протяжении
более чем 10 лет существования театр реализует
стойко и последовательно. Они распространяются
и на выбор репертуара, художественного
языка, большую просветительскую и педагогическую
работу вокруг спектаклей. В репертуар
театра включены лучшие произведения
отечественной и зарубежной литературы:
Пушкина, Андерсена, Милна, Маршака, Шолом-Алейхема,
исключающие жестокость, безнравственность,
насилие и утверждающие идеалы добра,
уважения к личности ребёнка.
За эти годы в театре сложился коллектив
единомышленников-
С первого же сезона своей работы театр
очень большое место уделял выступлениям
перед больными детьми, воспитанниками
детских домов и школ-интернатов, социально
незащищёнными группами детей и подростков
и т.д. В каждом сезоне значительное количество
спектаклей показывались в детских больницах.
Все эти мероприятия проводились в формах
литературных праздников с активным вовлечением
зрителей в литературные викторины, театрализованные
игры , тематически связанные со спектаклем,
который зрителям предстояло посмотреть.
Таким образом, создание в 1997 году при
театре Центра творческой реабилитации
детей-инвалидов явилось логическим продолжением
гуманитарной и просветительской работы
театра на протяжении предшествующего
периода. Тем более, что, по многочисленным
отзывам работников больниц и аналогичных
детских учреждений, выступления театра
имели определённый терапевтический эффект.
Они способствовали оптимизации самочувствия
ребёнка, отвлекали от сосредоточенности
на заболевании, пробуждали интерес к
чтению книг как к одному из способов познания
мира.
Возможности, представляемые благотворительной
программе, помогли театру создать необходимую
для его деятельности среду обитания -
небольшой (на 50 мест) зрительный зал, дающий
возможность каждому юному зрителю, оставаясь
в обществе сверстников и родителей, сохранять
ощущение непосредственного контакта
с событиями и героями спектаклей. Построено
также фойе-гостиная, в которой происходят
встречи детей с писателями, проводятся
праздники, отмечаются дни рождения, а
с сезона 1999 года регулярно проводятся
занятия Студии детей-инвалидов СДЕЛАЙ
ШАГ.
Создание в 1999 году своего собственного
зрительного зала ( причем сделано это
на благотворительные средства, собранные
Движением Добро - без границ) дало возможность
театру кардинально улучшить характер
своей деятельности. Появились тематические
программы. Один из них - Пушкинский Театральный
урок - отмечен Премией Мэрии Москвы в
области литературы и искусства за 2000
год. Центр творческой реабилитации детей
совместно с театром Волшебная лампа организует
премьеры детских книг, театральные абонементы
, празднования юбилеев и дней рождения
писателей, встречи с писателями, поэтами,
издателями, книголюбами.
В рамках благотворительной Программы
стали регулярно проводиться литературно-театральные
праздники для детей из специальных школ-интернатов,
детских домов, детей-беженцев, приемных
семей и детских домов семейного типа.
Многие из этих мероприятий носят характер
регулярных встреч одних и тех же детей
с театром. Кроме просмотра спектакля,
постоянно устраивались встречи детей
с творческими работниками театра. Дети
получали задания на создание рисунков
и сочинений по впечатлениям от увиденного
в театре. На следующем спектакле проводился
смотр созданного детьми и лучшие работы
премировались книгами и подарками.
Убедившись, что творческое направление,
педагогический и просветительский характер
работы театра в массовых мероприятиях
приносят заранее предусматриваемый эффект,
руководители программы приняли решение
перейти к индивидуальной работе с детьми-инвалидами
и в сентябре 1999 года собрали группу таких
детей в студию творческой реабилитации
детей-инвалидов СДЕЛАЙ ШАГ.
Участвовать в этой работе театр предложил
Кафедре социальной психологии Московского
Городского Педагогического Университета,
психолого-педагогическим учебным заведениям
Москвы. Вместе со специалистами - психологами
и педагогами - пришли студенты-волонтеры.
Также был приглашен для постоянной работы
с детьми детский поэт Марк Шварц. В качестве
гостей Студии приглашались: режиссер
детского кино Заслуженный деятель искусств
России Леонид Нечаев, поэт-бард Виктор
Луферов, поэт-бард Александр Пинегин,
исполнитель роли знаменитого Хрюши Заслуженная
артистка России Наталья Державина, художник
Сергей Феофанов, писатель и драматург
Григорий Остер и другие известные деятели
искусств. Автор и Художественный руководитель
программы - Заслуженный деятель искусств
Владимир Штейн.
Была набрана группа детей в возрасте
от 8 до 12 лет, в основном больные различными
формами ДЦП. Всего в занятиях участвовало
около 20 детей.
Руководители программы изучили опыт
работы с детьми по методу арт-педагогики,
арт-терапии, профессиональной ориентации
детей-инвалидов в различных кружках и
студиях. Некоторые элементы этого опыта
вошли в методику работы студии, но в данном
случае была избрана принципиально новая
концепция работы с детьми-инвалидами.
Эта концепция определяется основными
установками, которые с точки зрения руководителей
программы должны быть положены в основу
главной задачи: ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
РЕБЕНКА, ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА
КАК ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
Путь к этой цели лежит через:
Следует
отметить, что все вышеупомянутые
составляющие в той или иной степени
были только испробованы за сезон 1999-2000
гг. и убедили авторов программы
в правильности избранного направления.
Чтобы окончательно и результативно
перевести этот опыт в универсальную
методику, прошедшего времени было
недостаточно, но уже те небольшие
результаты, которые были достигнуты,
убеждают в необходимости продолжения
и логического завершения определенного
этапа этой, в сущности, исследовательской
работы, создания необходимых методических
материалов и широкого знакомства с
ней всех тех, кто работает с этой
категорией детей.
Первая цель, которая достигается методом
творческой реабилитации, - это преодоление
ребенком своего одиночества. По нашим
наблюдениям, любой ребенок-инвалид, даже
окруженный любовью и заботой семьи, из-за
отсутствия полноценного контакта с окружающим
миром своих сверстников и жизненного
опыта, замененного специфическим способом
существования в условиях болезни, оставаясь
наедине с самим собой, начинает испытывать
чувство одиночества, ощущение своей неполноценности,
следствием чего возникает подавленность,
депрессия или агрессивность.
Время такого ребенка не структурировано,
он не знает, каким образом занять свое
свободное время, реализовать свои возможности,
о которых, впрочем, он и сам не подозревает,
а его физические возможности ограничены,
в то время как для развития интеллекта
имеются неограниченные возможности.
Вторая стратегическая цель проекта -
изучение механизмов детского творчества.
Так как студия СДЕЛАЙ ШАГ работает на
базе Театра детской книги Волшебная лампа,
именно развитию интеллектуального потенциала
ребенка уделяется самое пристальное
внимание:
Вот пример
рецензии, написанной Олей (12 лет):
Я была на спектакле Тили-Бом (Кошкин дом
Маршака) он мне очень понравился. С.Я.
Маршак написал поучительную пьесу. В
образе Кошки автор хотел представить
тех людей, которые от богатства зазнаются
и отказываются помогать своим родственникам.
Особенно мне понравился костюм и танец
Огня. Огонь был таким ярким и красивым.
Меня поразило, как авторы спектакля придумали
изобразить дома различных героев. Дом
был костюм артиста. И по костюму сразу
было видно, кто живет в этом доме и каков
характер хозяина. Например, дом Котят
был хотя и босой, но веселый. А дом Свиньи
сытый и довольный. Спектакль был очень
веселый.
В другой рецензии Настя Суетина (8 лет)
находит удивительное даже с точки зрения
профессионального театроведения точное
и вместе с тем очень простое определение
эффекта от игры актера - исполнителя роли
Ослика Иа-Иа: он говорит смешные слова
грустным голосом и от этого становится
еще смешнее.
Вот один
из примеров. Та же Настя Суетина
на задание придумать
Испаряется река,
Превращаясь в облака.
Вниз по речке по реке
Я плыву на облаке.
Особое место занимают задания на развитие
фантазии. Например, детям предлагается
такая игра: придумать невероятное фантастическое
животное-гибрид вроде Слонопотама из
сказки о Винни-Пухе. Слонопотам - это слон
плюс гиппопотам. Но им предлагалось не
только придумать название животного,
но и нарисовать его. Таким образом на
свет появились - Носолин (носорог плюс
павлин), Фазьяна (фазан плюс обезьяна),
Крокозебра (крокодил плюс зебра), Фапля
(фазан плюс цапля), Жинот (жираф плюс енот)
и другие смешные обитатели фантастического
зоопарка.
Таким образом дети постигали механизм
создания фантастического из соединения
двух реалий. Эти веселые и полезные упражнения
проводились на протяжении всех занятий
Студии. Такие всевозможные игры предлагаются
детям постоянно.
Руководители
проекта провели экспертизу разработанной
методики, чтобы лишний раз проверить
правильность выбранного пути. Вот, что
сказала психолог Ирина Медведева,
одна из авторов книг Белая ворона
и Дети новых русских:
Мне представляется очень опасным сегодняшний
взгляд на счастье детей вообще. Я сначала
скажу о детях вообще, а потом уже о детях-инвалидах.
Многие наши взрослые сначала предали
своих родителей, перечеркнув нашу ближайшую
историю, а потом вслед за этим предали
своих детей, согласившись на тот выбор,
который им сегодня предлагают. Предлагают
Выбрать Пепси! - и многие родители считают
- Пусть выберут Пепси и будут счастливы.
Мы вот такие сложные, воспитанные, учились
в вузах, читали книги, - а что хорошего?
И они не понимают, на какое ужасное страдание
они обрекают детей и как предают их этим,
соглашаясь на такой рептильный выбор.
В особенности это касается детей-инвалидов.
Вот кажется - у этих детей такие ограниченные
физические возможности - и, вроде бы, чем
проще будет их психика, тем лучше, тем
меньше они будут задумываться о своих
страданиях.
Но всё ведь получается наоборот.
Задумываться о своих страданиях они всё
равно будут, даже если они будут не развиты,
потому что для этого не нужно высокого
развития. Их инвалидность, их ограниченные
физические возможности настолько очевидны,
что и простому, примитивно воспитанному
ребёнку не надо читать умные книги, чтобы
понять, что жизнь его во многом трагична.
Но, когда перед ним открывается возможность
творчества, возможность творческого
постижения мира, возможность восприятия
чужого и собственного творчества - это
и есть настоящая РЕАБИЛИТАЦИЯ, - т.е. воспитание
так называемых ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ его психики.
Потому, что на нижних этажах у него всё
плохо. И когда ребёнок ещё даже очень
маленький, от него уже трудно это скрыть.
Мне кажется, что, когда устраивают всякие
соревнования для инвалидов, то, я бы сказала
- это очень фальшивый гуманизм. Потому,
что выставляют на всеобщее обозрение
слабости, уродства ребёнка. А зачем, когда
у него есть сохранные зоны, и эти сохранные
зоны как раз целесообразно и очень плодотворно
развивать, - что и делается в театре Волшебная
Лампа.
И тогда такому ребёнку есть куда уйти
от своей, в общем-то, неприглядной, нерадостной
(сколько ни убеждай его, что он такой же,
как и все), ограниченной жизни, которая
неизбежна для инвалида.
Мне кажется, смысл этих занятий в том,
чтобы дать этим детям высокоуровневую
психическую защиту.
Их защищают только верхние этажи. Если
эти верхние этажи психики осветить, то
они смогут туда всегда уходить - а, вернее,
приходить. Приходить из очень неприглядных
подвалов, что ли, психических, потому
что такие дети, я уже сказала, неизбежно
будут знать о своем страдании, но, чтобы
это страдание не съело их душу, чтобы
они не думали только о каких-то бытовых
ограничениях, которые обязательно есть
в жизни инвалидов, то надо им открыть
совсем другие области, совсем другие
зоны, в которых они смогут царить.
К этому следует добавить, что для выполнения
этих заданий ребенок ставится перед необходимостью
обращаться к художественной и справочной
и иной литературе.
В процессе этой работы, естественно, появляются
лидеры, ярко проявляющиеся в том или ином
виде творчества, но смысл Программы не
сводится к выявлению наиболее одаренных
детей, а к тому, чтобы познанный ими механизм
творчества мог быть применен ими в любой
сфере деятельности, которую в будущем
изберет ребенок.
Наиболее интересные и универсальные
формы работы этих детей отражаются на
специальной странице детского журнала
Шаровая молния, издаваемого Центром перспективных
разработок и обращенного к широкому кругу
детей и родителей.
Таким образом, у детей достигается положительная
динамика общего эмоционального настроя
- от настороженности и апатии к радостному
желанию творить, общаться, делиться своими
достижениями со сверстниками и родителями,
расширяются социальные контакты, преодолевается
социокультурная и психологическая изоляция,
повышается самооценка, расширяются возможности
взаимопонимания между детьми и между
детьми и родителями.
Эти качества, обретенные в процессе занятий
в Центре, формируют у детей-инвалидов
защиту против психологического и духовного
насилия со стороны общества.
Уже в настоящее время существует постоянное
сотрудничество с детским журналом Шаровая
молния, в котором учреждена постоянная
страница под названием Волшебная лампа.
На этих страницах публикуются образцы
интеллектуальных игр и творческих заданий,
которые выполняют дети-инвалиды на занятиях
Центра. Также публикуются очерки о наиболее
интересных и ярко проявивших себя детях,
образцы их творческого труда - стихи,
рисунки, сказки, рецензии на спектакли.
В конце каждого выпуска публикуются обращение
к юным читателям журнала с предложением
выполнить эти задания.
Кроме того, готовится видеофильм, отснятый
на занятиях с детьми и сборник материалов
по итогам работы Центра, включающий в
себя методическую разработку, творческие
работы детей, отзывы родителей, подробное
описание отдельных занятий с детьми,
отзывы деятелей искусств, принимавших
участие в работе с детьми. Сборник будет
бесплатно предоставляться организациям,
занимающимся проблемами защиты детей-инвалидов
от жестокости и насилия.
Планируется также провести тематический
семинар с участием психологов, социологов,
педагогов, врачей, представителей заинтересованных
общественных и культурных организаций
Популяризируется проект через Интернет,
на сайте Движения Добро - без границ, в
электронном журнале Контекст, который
издает Движение (у журнала более 3.000 подписчиков),
в журнале Детская литература, Шаровая
молния, Медицина и жизнь, Образование
и культура и других средствах массовой
информации, в том числе на радио и телевидении.
Участники программы часто выступают
на радио Голос России, Радио России, Маяк,
где вещание идет не только на Россию,
но и на страны мира.
Театр Волшебная лампа - единственный
театр детской книги в мире. За последние
годы он стал лауреатом многих международных
театральных фестивалей в Италии, Бельгии
и других странах. Но все-таки главная
премия - аншлаги на спектаклях, сотни
детских рисунков, дети, в которых театр
зажег огонь творчества.
Все перечисленные выше инновационные
центры, клубы и т.д. – это ни что иное,
как отказ от медикализации проблемы инвалидности,
ибо инвалид- “больной, нетрудоспособный,
бесполезный” нуждается в постоянной
опеке и лечении, он находится в зависимости
от других. Если же мы посмотрим на инвалидность
с точки зрения ограничений в физических,
зрительных, слуховых, речевых и умственных
возможностях, то мы увидим, что их можно
компенсировать при помощи таких специальных
служб.
Информация о работе Социальная защита инвалидов с детства в РФ