Социальная защита инвалидов с детства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать социальную реабилитацию детей-инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;
рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов

Содержание работы

Введение
Глава I
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.
1.1 Содержание понятий инвалидность и реабилитация,
виды реабилитации
1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.3 Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи
Глава II
Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.
2.1 Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов
2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

социальная защита инвалидов с детства.docx

— 129.19 Кб (Скачать файл)
  1. встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  2. выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  3. организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
  4. организация специального курса для родителей по той или иной тематике;
  5. показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
  6. организация открытого урока или занятия со специалистом;
  7. открытый день или вечер в реабилитационном центре;
  8. организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;
  9. привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий, праздников, фестивалей;
  10. помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);
  11. интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

4. Опосредованная работа  с группой родителей  предусматривает  следующее:

  1. предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
  2. рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
  3. подготовка информационного бюллетеняи его регулярная рассылка;
  4. организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;
  5. подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимсямероприятиям, возможностям отдыха;
  6. подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
  7. выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов;
  8. рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах;
  9. подготовка видеопрограммы для родителей;
  10. организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
  11. составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;
  12. подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

5. Развитие контактов  между семьями  предназначено для  того, чтобы:

  1. способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;
  2. организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
  3. помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;
  4. участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;
  5. привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
  6. добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;
  7. добиваться того, чтобы родители защищалисвои права, были вовлечены в работу общественных организации, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией;
  8. помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют  особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать  следует с матерью ребенка, так  как в основном она всегда и  приходит на консультацию и оказывается  в курсе всех проблем и событий  в жизни семьи. Однако это ошибочный  взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. 
Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка. 
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы: 
   работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных; 
   обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев: 
   организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи, находить совместное решение проблемы; 
   использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям. 
Существуют шесть компонентом успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому: 
• регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель); 
• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков; 
• использование вспомогательных материалов, пособий для родителей; 
• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников; 
• внимание к более широкому спектрупотребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье); 
• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты; социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт). 
Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

1.3  Особенности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи 
Рассматривая особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. 
Под социальной реабилитацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой – либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности. 
Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли. 
Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет развиваться и воспитываться в социальной среде, в полноценном обществе людей. История Маугли – это сказка. Человек выросший среди зверей, как показывают многочисленные случаи, не может стать человеком в полном смысле этого слова. 
Существует два подхода к пониманию сущности социальной реабилитации, различающиеся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социальной реабилитации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочные семьи, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социальной реабилитации.

Другой  подход связан с тем, что ребенок-инвалид  становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом  социальной реабилитации. Как субъект  он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества  в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей. 
Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему. 
Процесс социальной реабилитации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. 
В процессе социальной реабилитации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социализируемого возраста.  Особое значение для педагогического понимания сущности социальной реабилитации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социальной реабилитации личности. 
На социализацию человека влияют ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности. Первая группа – макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая – мезофакторы, т.е. условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы. К ним относятся: семья, группы сверстников, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов на развитие инвалида осуществляется через агентов социальной реабилитации, т.е. лиц во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя). 
Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.  
Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли («образ» роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений искусства, под влиянием средств массовой информации и других источников. 
Для ребенка-инвалида, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социальной реабилитации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социальной реабилитации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели  интерната и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми – инвалидами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включённость в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей.  
Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей – инвалидов часто бывают искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной роли. Это касается ролей  члена семьи и других ролей с ними взаимодействующих. Формируется ложное представление о своей социальной роли как инвалида. Эта роль будет реализовываться человеком в течение всей его жизни. 
Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это дети- инвалиды, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут в ней. Наличие родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, сто дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. 
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум. 
В связи с ограничением социальных контактов детей-инвалидов процесс их социальной реабилитации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник  интерната прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-инвалидов в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития. 
Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-инвалидов существенным образом отличаются от ценностных ориентаций здоровых детей. 
Исследование психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна их защитить. 
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. 
В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. 
Включение детей-инвалидов в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее: 
¦ выработка критериев, определяющих выбор деятельности; 
¦ формирование своего отношения к деятельности и участие в ней; 
¦ приобретение опыта деятельности. 
Наибольшую трудность для детей-инвалидов имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее осуществления. 
Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-инвалидов в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный  и субъективный компоненты. 
Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности. 
Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. 
Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является  общение. Для воспитанника интернатного учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи. 
Третья сфера социальной реабилитации – самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образа собственного Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний. 
Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социальной реабилитации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.     
Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-инвалиды либо завышают, а чаще занижают свои возможности в решении социальных проблем. 
Исследования особенностей психологического развития воспитанников  интерната традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации. Депривация рассматривается как основной фактор, препятствующий полноценному психическому развитию. Идея «дефицитарности» вследствие депривации обуславливает выбор форм оказания помощи детям-инвалидам: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в большинстве исследований проблем инвалидов их меньшая социальная адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни. 
Рассматривая ситуацию инвалидности как стрессовую, необходимо учитывать факт состоящий в том, что любая стрессовая ситуация способна пробуждать личностные ресурсы и таким образом способствовать формированию продуктивных механизмов совладания с жизненными трудностями. Механизмы эти не универсальны и не могут быть предложены в качестве одинаковых для всех образцов поведения в социуме, что, очевидно, заложено в систему воспитания в  интернатах. Это обстоятельство приводит к тому, что воспитанники  интерната характеризуются некоторой унифицированностью личностной структуры, отсутствием индивидуальных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях. Отсутствие гибких стратегий поведения в тех ситуациях, когда имеющиеся стратегии оказываются неэффективными, вызывает агрессивное и деструктивное поведение, которое может быть направлено как во внешний мир, так и на собственную личность.

Глава IIСовременные подходы к проблемам детей-инвалидов

2.1       Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов 
В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. 
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами Быть со всеми и Оставаться самим собой. В тоже время человек  с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям. 
Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками. 
Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей  является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений  с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. 
Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб). 
Трудности реабилитации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается размытость образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни). 
В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения. 
Условия организации жизни деятельности детей в  интернатах создают внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития. 
Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата базового доверия к миру, без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др. 
Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма - с другой. 
Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское мы). В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости. 
Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме. 
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира), отставание в социальном развитии. 
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум. 
Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие: 
1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка; 
2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств,  сформированных установок и ценностей; 
3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.  
Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовке ребенка к преодолению трудностей социальной реабилитации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

2.2 Развитие способностей  преодоления трудностей  социальной реабилитации 
Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-инвалида, необходимые для преодоления трудностей социальной реабилитации и некоторые психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности. 
Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социальной реабилитации являются: 
1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности; 
2. способность к самоопределению; 
3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений. 
1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к выученной беспомощности, блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения. 
В условиях  интерната эти способности могут длительное время оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, взращивания.  
Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности может сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как автономия. 
Автономия означает, что ребенок в буквальном смысле ощущает себя отдельным человеком в том, что он способен к самостоятельному проживанию. Это не означает наличия реальных навыков ведения самостоятельной жизни - речь идет о бессознательном ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия, когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то. Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие собственного тела (правильное  к нему отношение), и умение им пользоваться, причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: правильное отношение к своему телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают, к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему, что он красивый, сладенький, малыш, что также несет для ребенка информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность экспериментировать с собственным телом: он активно овладевает окружающим его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели, забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д. 
В условиях воспитания ребенка в  интернате поддержание границ собственного тела может быть затруднено за счет ограничения детей (в целях их безопасности) и малого количества разнообразных телесных контактов с ребенком и разговоров об особенностях его тела. Поэтому задача воспитателя заключается в помощи ребенку в осознании границ собственного тела и его принятии. Методическими средствами для этого могут быть специальные спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений, включающие возможные передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда препятствий. 
Для развития и поддержания автономии в условиях  интерната необходимо предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу. 
В условиях  интерната для формирования способности к социальной активности и спонтанному проявлению необходимо использовать все возможные способы и средства, помогающие ребенку почувствовать себя в живом эмоциональном контакте с небольшим количеством значимых людей. Это может быть обеспечено выделением в рамках  интерната условных семей, поддержанием контакта с родственниками, индивидуальным прикреплением ребенка к определенному мастеру для обучения ремеслу и т.п. 
К подростковому возрасту начинает формироваться потребность самопознания. В этом возрасте дети с крайним интересом относятся к любым сведеньям о себе: они выполняют любые психологические задания, если им обещают сообщить результаты, не безразличные к тому, какие впечатления произвели на нового человека, наконец, в полной  мере проявляются избирательность общения - подросток старается найти близкого друга. Все это позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми качествами он по сравнению с ними обладает 
С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в  интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие-то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии. Реально же подросток из  интерната оказывается постоянно включенным в какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и закреплены. Как это ни парадоксально, детский дом начинает выполнять функцию семьи, но эта функция отрицательна. 
2. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим собой, сохраняя собственные границы. 
Характерная особенность этой способности в том, что потребности в самоопределении первично у ребенка нет. Эта потребность формируется взрослым только при условии, что ребенок уже способен владеть границами собственного пространства. В противном случае потребность в самоопределении подменяется потребностью в слиянии с другими, а право ответа на ключевые вопросы самоопределения делегируется кому-то другому. Таким образом запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем надеяться на патронат, покровительство и пожизненную опеку. 
3. Способность к овладению социально-ролевым поведением через систему дифференцированных отношений обычно формируется за счет того, что в условиях семейного воспитания постоянно расширяется радиус значимости для ребенка различных лиц из его социального окружения. Уже для маленького ребенка отношения с отцом и матерью дифференцированы. Со временем социальные связи ребенка усложняются за счет включения в них членов расширенной семьи: бабушек-дедушек, тетей-дядей и т.п., что позволяет ребенку обнаружить двойственность социальных ролей взрослого: его мать, например, выступает и в роли матери, и в роли ребенка по отношению к своей собственной матери. Ребенок узнает о том, что родители ходят на работу, где выступают в совершенно ином качестве, чем дома. 
В условиях  интерната отношения взрослый-ребенок и ребенок-ребенок, как правило, фиксированы, в связи с этим диапазон представлений ребенка о социальных ролях ограничен. Преодоление этого ограничения возможно за счет включения воспитателя в ролевую игру детей в нетрадиционной для него роли ребенка, например, в игре в школу воспитатель берет на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Это позволяет ребенку преодолеть жесткость ролевой позиции взрослого и своей собственной. 
При организации игр по правилам в  интернатах желательно участие в них воспитателей на равных с детьми правах, но при этом мастерство воспитателя значительно повышает умение детей; ему следует глубоко менять свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен подыгрывать ребенку, приближая тем самым свою роль к роли партнера-противника. 
Деятельность педагогов учреждений интернатного типа направлена прежде всего на развитие способностей детей к преодолению трудностей социализации. Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности их профессиональной позиции.   
Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями – процесс, растягивающийся на долгие годы. Его успешность, эффективность зависит от множества выше перечисленных факторов, но, в первую очередь, от готовности близких людей, педагогов и др. специалистов к оказанию помощи этой категории детей и от сформированности их профессиональной позиции, другими словами – их профессионализма.

Информация о работе Социальная защита инвалидов с детства в РФ