Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:56, дипломная работа
Цель данной работы – охарактеризовать социальную реабилитацию детей-инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;
рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов
Введение
Глава I
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.
1.1 Содержание понятий инвалидность и реабилитация,
виды реабилитации
1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.3 Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи
Глава II
Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.
2.1 Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов
2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Термин
«инвалид» в силу сложившейся
традиции несет в себе дискриминационную
идею, выражает отношение общества,
выражает отношение к инвалиду, как
к социально бесполезной
Такая парадигма в корне меняет подход
к триаде «ребенок – общество - государство».
Суть этого изменения состоит в следующем:
Главная проблема ребенка с ограниченными
возможностями заключается в его связи
с миром, а ограничении мобильности, бедности
контактов со сверстниками и взрослыми,
в ограниченности общения с природой,
доступа к культурным ценностям, а иногда
– и к элементарному образованию. Эта
проблема является не только субъективного
фактора, каковым является социальное,
физическое и психическое здоровье, но
и результатом социальной политики и сложившегося
общественного сознания, которое санкционируют
существование недоступной для инвалида
архитектурной среды, общественного транспорта,
отсутствие специальных социальных служб.
Исходя
из этой парадигмы, цель работы – содействие
в улучшении качества жизни ребенка,
имеющего инвалидность, защита и представление
его интересов, в различных кругах,
создание условий для выравнивания
возможностей детей и подростков,
что отличает их интеграцию в общество
и создает предпосылки для
независимой жизни.
Задачи:
Выдвигается
концепция независимой жизни.
Основание:
Специальное
изучение навыков самообслуживания
и бытового труда детей обнаружило
их весьма сниженный характер. Значительно
страдает коммуникативная деятельность
детей с ограниченными
Обследования, проведенные в 250 семьях,
показали, что 20% обследованных детей может
вполне активно участвовать в общественной
жизни, наравне со здоровыми.
53% для этого необходимо создать определенные
условия, 25, к сожалению, не смогут возродиться
в социальном плане из-за тяжелой формы
болезни.
Суть идеи:
Человек, имеющий инвалидность, имеет
право на включение во все аспекты жизни
общества, на независимую жизнь, самоопределение,
свободу выбора, как все другие люди.
Помочь ему реализовать это право призвана
система социальных служб, которой пока
в государстве нет, но которая создается
и апробируется.
Независимая жизнь - предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.
Человек
с ограниченными возможностями
должен рассматриваться, как эксперт,
активно участвующий в
В основе:
Необходимо
снять страх ребенка перед
недоступной средой, раскрепощая
его и высвобождая его духовные
и физические силы, направляя их
на развитие и проявление способностей
и талантов.
Родители, получая такую поддержку, становятся
более объективными в оценке проблемы,
связанной с инвалидностью.
Они начинают проявлять социальную активность,
не замыкаясь на своем ребенке.
Технологическая цепочка: (Программа «Лидер»)
Накапливается
опыт организаторской деятельности
подростков не только в работе с небольшими
группами детей, имеющих инвалидность,
но и в условиях культурно-просветительных
и социальных мероприятий, в которых задействованы
и здоровые сверстники.
Разрабатывается методика формирования
у детей и молодых людей организующих
умений и навыков.
В задачи социального развития также входят:
Таким
образом, проблемы социальной реабилитации
детей-инвалидов имеют порой четко выраженный
региональный характер
Они связаны с региональными условиями
с наличием или отсутствием спецшкол,
специальных реабилитационных центров,
специалистов-дефектологов в местах проживания
семей, где есть ребенок-инвалид.
Поскольку специальные образовательные
учреждения распределены по стране крайне
неравномерно, то дети-инвалиды часто
вынуждены получать образование и воспитание
в специальных школах интернатах. Попадая
в такую школу дети инвалиды оказываются
изолированными от семьи, от нормально
развивающихся сверстников от общества
в целом. Аномальные дети как бы замыкаются
в особом социуме, вовремя не приобретают
подлежащий социальный опыт. Закрытость
специальных образовательных учреждений
не может не сказаться на развитии личности
ребенка на его готовности к самостоятельной
жизни.
Традиционализм, характерный для учетных
заведений, как правило, проявляется в
ориентации школ на привычные для инвалидов
профессии слесарь, столяр, швея и т д.,
хотя они порой далеки от их реальных возможностей.
Кроме того, не обновляются методы и формы
профориентационной работы. Хотя новые,
изменившиеся условия жизни позволяют
ставить проблему получения инвалидами
современных престижных профессий; кроме
того, осуществлять профессиональную
подготовку по тем видам труда, в которых
есть потребность в данном регионе, при
наличии нескольких спецшкол и большого
количества выпускников организовать
центры занятости для инвалидов.
Специалисты регулярно проводят учет
новорожденных с той или иной, пусть даже
слабо выраженной психоневротической
патологий, позволяющей отнести ребенка
к группе риска. Профилактика носит самый
активный характер, и осуществляется в
тесном контакте психоневрологов, медиков,
педагогов, социологов с родителями.
Итогом переживаний родителей становятся
установки на оранжерейное воспитание
больного ребенка, предполагающее его
гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов
и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию
материнского отношения и родительских
забот. В некоторых семьях происходит
скрытое или явное эмоциональное отвержение
его.
Социализация происходит в микросоциуме
(семья) и в макросоциуме (общество).
Ребенок, поставленный лицом к лицу только
с родителями и врачами, у которых одна
доминанта - его болезнь, постепенно изолируется
от общества, и уж тут ни о каком его воспитании
и тем более развитии речи быть не может.
Обеспечение выхода из состояния физической
и психической неполноценности.
Медицинские и сопутствующие им мероприятия
- лишь основа для проведения дальнейшей
долговременной работы по социальной
реабилитации ребенка в целях его адаптации
к жизни общества и социальной среде.
Как известно, под реабилитацией в широком
смысле слова понимают итог всех затрат
и действий, которые способствуют обеспечению
людям, неполноценным вследствие врожденных
пороков, болезней, или несчастных случаев,
возможности вести нормальный образ жизни,
обретать свое место в обществе, в полной
мере проявлять свои способности.
Реабилитационная деятельность включает:
Любое
отклонение от нормальной деятельности
сопоставляется с закономерностями
нормального развития, основная линия
изучения которых возможна в известной
периодизации развития ребенка в
детском возрасте, строящейся на выделении
2-х систем отношений «ребенок –
взрослый», и «ребенок – продукт общественных
отношений».
Освоение каждой их этих систем происходит
в процессе закономерно сменяющих друг
друга видов деятельности: Игра – Учение
– Труд – Общение, в которых и рождаются
психические новообразования.
Активность человека (в рамках психической
организации) получает два основополагающих
направления:
Каждое
из указанных направлений
Высший уровень психического здоровья
это личностно-смысловой уровень, или
уровень личностного здоровья, который
определяется качеством смысловых отношений
человека.
Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического
здоровья человека, оценка которого связана
со способностями человека строить адекватные
смыслам психологические способы реализации
своих устремлений.
Психофизиологическое здоровье определяется
особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической
организацией актов психической деятельности.
Социальные условия:
Психологический климат семьи, семейное
воспитание условия воспитания и развития
ребенка вне семьи (детский сад, школа,
улица, сверстники, и т. д.)
Контакт со сверстниками, усвоение опыта,
формирование мотивации – побуждения
матери к участию в процессе развития.
Социальное развитие можно рассматривать,
как осуществление различных специальных
всевозможных путей, положительно влияющих
на ребенка. Так, психологи могут помогать
детям, улучшая их психическое состояние,
тормозя нежелательные реакции, вырабатывая
нормативные свойства. Социолог, педагог,
или воспитатель, оказывая целенаправленное
влияние на жизнь ребенка в семье, коллективе
сверстников, школе в целом и вне ее, нейропсихолог
– действуя на биологические составляющие.
Особенность и специфика работы реабилитации,
по сути, научно-исследовательское учреждение,
в котором исследовательская сторона
присутствует и проводит работу в каждом
отдельном случае, и в деятельности специалиста
в целом, и без сосредоточения на данном
аспекте эта работа становится простой
формальностью.
Движение от болезни, как от тягостного,
но временного состояния личности ведет
в нормальную жизненную среду.
Ребенок – личность во всей полноте ее
взаимоотношений с окрашенным миром и
акцентом на эти отношения.
Должна быть реабилитирована собственная
потенциальная активность ребенка.
Эффективность реабилитации определяется
не мерой соответствия заранее заложенным
эталоном «нормы», как это принято в клинической
практике, а становлением его способности
к дальнейшей самореализации, саморазвитию.
Личность, умеющая проявлять независимость
от болезни и обстоятельств, сделать при
необходимости свой жизненный выбор, вполне
соотносимый с ее собственными, а не заданными
и диктуемыми извне намерениями, мотивами,
установками.
Следовательно, важен диалог и подлинное
сотрудничество с ребенком.
Атмосфера совершенствования поведения
ребенка с ограниченными возможностями
предполагает развитие системы инновационных
социологических служб, ориентированных
на детей с ограниченными возможностями,
открывающих им доступ к образованию,
труду, спорту, искусству, широкому общению.
Развитие опыта социального партнерства
в реализации государственной социальной
программы («Дети России», направленная
программа «Дети-инвалиды»)
Осуществление прорыва в практике поддержки
людей с ограниченными возможностями,
демонстрация современных инновационных
технологий, содействующих интеграции
их в общество.
Цель – «выравнивание» возможностей ребенка,
имеющего инвалидность, приближая их к
возможностям других детей, возможность
полного и активного участия в жизни общества.
Информация о работе Социальная защита инвалидов с детства в РФ