Социальная защита малообеспеченных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений.
Основные задачи:
Обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения.
Рассмотрение структуры и понятия малообеспеченных слоев населения.
Изучение основных направлений социальной защиты государства.
Изучение зарубежного опыта системы социальной защиты населения.
Рассмотрения понятия и специфики социальной защиты населения в Рязанской области.

Содержание работы

Введение 3
1. Актуальность темы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения в России 5
1.1. Понятие социальной поддержки населения, основные принципы и функции 5
1.2. Сущность и структура малообеспеченных слоев населения 9
1.3. Сущность управления социальной защитой 11
2. Основные направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в РФ 14
2.1. Понятие, основные виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации 14
2.2. Денежные формы социальной государственной защиты населения 18
2.3. Неденежная (натуральная) помощь 23
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи в Рязанской области 27
3.1. Зарубежный опыт социальной работы 27
3.2. Комплекс мер социальной защиты жителей Рязанской области 30
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 3.13 Мб (Скачать файл)

В современных условиях малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными.

К малообеспеченным категориям относятся:

  • инвалиды I и II групп, престарелые граждане (80 лет и старше),
  • пенсионеры,
  • многодетные семьи,
  • неполные семьи,
  • семьи с детьми – инвалидами,
  • студенческие семьи,
  • семьи безработных,
  • семьи с малолетними детьми,
  • лица, попавшие в экстремальные ситуации (вынужденные переселенцы,
  • люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий;
  • беженцы, бомжи) и девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей).

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума  на 2010 год составила 20,2 млн. человек (12,6% от общей численности населения)

 

Распределение малоимущего населения  в России по данным на 2010 год следующее:

Рис.1. Распределение малоимущего  населения по половозрастным группам  на 2010 г., в % от общей численности  населения.[15]

Таким образом, в настоящее время  в России бедность превратилась в  массовое явление – треть населения (по разным оценкам, 20-40% населения) проживает за границей прожиточного минимума. Но специфика малообеспеченных слоев в России заключается в том, что они имеют определенные, не учтенные статистикой, возможности поддержания своего потребления: подсобное хозяйство (сельское и ремесленное), торговля с рук, экономия на качестве питания, покупке промышленных товаров, затратах в области образования, культуры и т.п. Этим можно объяснить отсутствие массового голода.

1.3. Сущность управления социальной защитой.

Грамотное управление социальной защитой населения является составной частью социальной политики государства. При этом социальная защита населения одно из важнейших направлений реализации целей и задач социальной политики.

Главная цель социальной политики - обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики.

Место социальной защиты в социальной политике определяется двумя основными моментами:

    1. Преобладающая часть населения в качестве материальной основы существования имеет трудовой доход, однако эта основа нарушается при наступлении старости или болезни.
    2. Многочисленные группы населения, по объективным причинам, вообще не могут обеспечить свое существование с помощью участия в труде.

Социальная защита населения базируется на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, обеспечивающих социальную справедливость различным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных особенностей.

Категория «социальная защита» рассматривается в широком и узком смысле.

Социальная защита в широком  смысле — это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:

  • трудоспособным гражданам — путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью;
  • нетрудоспособным (социально уязвимым слоям населения) — гарантирование социальной защищенности и поддержки.

В узком смысле социальная защита населения представляет собой систему государственных мер, обеспечивающих социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Это своего рода институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.[13]

Социальная защита, как одна из основных функций социальной политики государства, должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии от социальных рисков, гарантируя нормальное социальное положение людей в обществе, что зафиксировано в действующей Конституции Российской Федерации.

Для трудоспособного населения  социальная защита со стороны государства  и профсоюзов предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание условий для нормальной жизнедеятельности людей, занятия трудовой деятельностью. Социальная защита предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд.

В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально  уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для  их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия в жизни общества.

Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно-распределительных методов. [14]

Таким образом, под социальной защитой  населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимуществ в пользовании общественными фондами потребления.

 

 

 

 

 

2. Основные  направления социальной защиты  малообеспеченных слоев населения  в Российской Федерации.

2.1. Понятие, основные виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации.

Государственная социальная помощь – это система мер по оказанию малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств.

Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Основными методами регулирования являются индексация и компенсация.

 Индексация – механизм автоматической  корректировки доходов. Обычно  индексация осуществляется двумя  способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных. [7]

Помимо индексации существует Федеральный  закон                             «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Критериями предоставления социальной помощи могут быть:

  • совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установленного на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам, или соответствующей величины регионального прожиточного минимума;
  • отсутствие средств к существованию;
  • одиночество и неспособность к самообслуживанию;
  • материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

Размер социальной помощи представляет собой предел разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов семьи или одиноко проживающих граждан. Назначается решением органом социальной защиты по месту жительства на основании личного заявления, либо от имени семьи, или опекуна. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащих ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Круг лиц, нуждающихся  в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов  власти, с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

Право на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют  следующие граждане:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды .

В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг  включаются следующие социальные услуги:

  • дополнительная бесплатная медицинская помощь, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг могут заключать соглашения:

  • о включении граждан, не указанных ранее и проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в число получателей набора социальных услуг;
  • об оказании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных социальных услуг (мер социальной поддержки) гражданам

Контроль за деятельностью по оказанию гражданам  государственной социальной помощи в виде предоставления социальных производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор в сфере здравоохранения и социального развития.[1]

Рассматривая  динамику расходов на выплату пособий  и социальной помощи, наблюдаем устойчивую тенденцию роста данного показателя. Общий объем расходов на выплату пособий и социальной помощи в 2010 году составил 1498318 млн. руб.

Рис. 2  Расходы  на выплату пособий и социальную помощь,             млн. руб.[15]

Таким образом, социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

2.2. Денежные формы социальной государственной защиты населения.

Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования.

К денежным выплатам относятся:

  • социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы),
  • субсидия – (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг),
  • компенсация – возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Информация о работе Социальная защита малообеспеченных слоев населения