Социальная защита малообеспеченных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений.
Основные задачи:
Обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения.
Рассмотрение структуры и понятия малообеспеченных слоев населения.
Изучение основных направлений социальной защиты государства.
Изучение зарубежного опыта системы социальной защиты населения.
Рассмотрения понятия и специфики социальной защиты населения в Рязанской области.

Содержание работы

Введение 3
1. Актуальность темы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения в России 5
1.1. Понятие социальной поддержки населения, основные принципы и функции 5
1.2. Сущность и структура малообеспеченных слоев населения 9
1.3. Сущность управления социальной защитой 11
2. Основные направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в РФ 14
2.1. Понятие, основные виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации 14
2.2. Денежные формы социальной государственной защиты населения 18
2.3. Неденежная (натуральная) помощь 23
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи в Рязанской области 27
3.1. Зарубежный опыт социальной работы 27
3.2. Комплекс мер социальной защиты жителей Рязанской области 30
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 3.13 Мб (Скачать файл)

Правительства таких стран, как  ФРГ, Швеция и др., чтобы избежать социального взрыва проводят политику унификации доходов населения, которая подвергается часто активным нападкам "справа" за нарушение принципа "производительной" справедливости (распределения по труду).

Несомненно, что эгалитарная политика, как показал опыт Великобритании конца второй мировой войны и недавнего прошлого СССР, не вызывая адекватных стимулов трудиться, может привести страну к гибели. 

Однако если наше государство стремится  быть гуманным и цивилизованным, оно  должно сочетать в проведении социальных мероприятий принципы "производительной" справедливости (распределение по потребностям), чтобы не допустить, с одной стороны, дальнейшей люмпенизации населения, а, с другой, массового иждивенчества. 

Сочетание указанных принципов  стоит в ряду таких сложных  проблем зарубежной социальной работы как: определение прожиточного минимума, степени нуждаемости человека, находящегося в затруднительной жизненной ситуации, проблема культуры пособия. При всех различиях их решения в одном вопросе солидарны большинство социальных работников: пособие клиенту должно выдаваться в денежной форме. 

В международной практике социального обеспечения, в частности, в Финляндии пособие на новорожденного выдавалось наборами товаров для детей. Причем, матери новорожденных предпочитали эти наборы денежным выплатам, поскольку цена этих наборов была гораздо выше размера денежного пособия.

В наших же условиях, где матери подолгу не могут получить такое  пособие, можно было бы предложить его  товарами, цена которых если не превосходит  размер пособия, то во всяком случае должна равняться ему в среднерыночном эквиваленте. 

Проблема "патернализм-самоопределение" не может быть решена по схеме "или-или". Переход к самостоятельному решению  людьми собственных проблем должен быть постепенным, пройти огромный адаптационный  период. В этом плане, пожалуй, более чем другим, трудно людям старшего поколения, воспитанного в условиях относительной экономической и политической стабильности, со сложившимся устойчивым менталитетом, отличным от западного, а порой и прямо ему противоположным. Последнее необходимо учитывать при использовании зарубежных традиций социальной работы, и в частности, концептуальных ее моделей.

В условиях современной российской действительности, когда происходит ломка устоявшихся норм, замена их новыми, требуется индивидуализация методов и подходов к социальной работе; вполне оправданным будет метод от эмпирии к теории, рождающий новые модели применительно к местным условиям. Если в США распространенными являются бихевиористский и гештальтподход, свободные от историчности и рассчитанные на реакцию клиента в рамках "здесь" и "теперь", то к большому количеству людей, воспитанных при социализме целесообразнее будет применить когнитивную терапию, широко использующую личностное знание в определении проблем клиента. Оно обнаруживает не только выраженную систему знаков, смыслов и императивов, опосредующих восприятие мира клиентом, но и область невыразимого, и потому неявного, знания, которое постигается интуицией социального работника. 

Одним из последствий перехода к  рыночной экономике, распада СССР, разрыва производственных общественно-политических, межэтнических и прочих связей стала повышенная маргинализация нашего общества, образование групп людей, интегрирующих в своем сознании и жизни эклектически смешанные субкультуры с различными установками и ориентациями, представляющие различные стили жизни. В этом случае, наиболее подходящим, на наш взгляд, будет психосоциальный подход, опирающийся на различные модели социальной работы, которые можно применить в зависимости от преобладающей в данный момент субкультуры клиента.

Социальная защита населения - это  перспективная сфера социальной деятельности в России.

Пока у нас отсутствуют центры образования социальных работников, соединяющие теорию их обучения с практикой. Определенный опыт такого рода накоплен в Калифорнии. В нашей же стране теория и практика разъединены иногда настолько, что находятся по разные стороны баррикад, поскольку в социальных агентствах и службах нуждаются именно в специалистах практиках, умеющих работать не по формальной теории, а с прецедентом и опорой на собственный опыт. С другой стороны, руководители социальных служб не только проявляют индиферрентизм к практической подготовке специалистов, но иногда и явно нежелательное отношение даже к ознакомительной практике студентов. 

И здесь государство должно выступить  посредником, обеспечив финансово  и административно связь этих двух сфер. По крайней мере, следует внести изменения в штатное расписание социальных служб, введя в них должность заведующего практиками, определив для него соответствующие функциональные обязанности с последующей переаттестацией на эту должность. 

Далеко не все специалисты наших социальных служб считают, что "социальный работник должен представлять и защищать интересы прежде всего клиента, затем - общества и уже потом - своей организации и государства".

 В нашей практике есть  случаи, когда обюрократившиеся  чиновники социальных служб ставят  интересы государства выше интересов  клиентов, ради которых они здесь  работают. Такое отношение дезориентирует  настроенных на помощь, людям студентов-практикантов, воспитывая у них формальное отношение к своим обязанностям. Поэтому крайне важным остается вопрос отбора кадров для работы с незащищенной частью нашего населения. И в этом вопросе может помочь технология отбора кадров, созданная в США. 

3.2. Комплекс мер социальной защиты жителей Рязанской области.

Основные приоритетные направления  работы министерства социальной защиты населения Рязанской области  – это совершенствование системы  социальной защиты граждан, обеспечение своевременной и полной реализации нормативных правовых актов, направленных на предоставление социальных гарантий, усиление принципов адресности предоставления социальной помощи.

На территории Рязанской области  система социальной защиты населения  состоит из министерства, включающего в себя 47 структурных подразделений, в том числе 26 территориальных отделов и сети учреждений социального обслуживания, состоящей из 53 учреждений.

По состоянию на 2011 год число  получателей мер социальной поддержки  по региону составило 510,8 тыс. человек,  число получателей социальных услуг 60,9 тыс. человек и 20,1 тыс. семей.

Рис. 6 Финансирование основных направлений  деятельности министерства[16]

В 2011 году министерству предстоит освоить 4,1 млрд. руб.

Обращение населения в органы социальной защиты всегда было традиционно активным в связи с многочисленными направлениями деятельности, осуществляемыми министерством.

Ежегодно доля бюджетных средств  на социальную защиту, прежде всего  пожилых людей и детей, увеличивается.

Одним из основных направлений деятельности министерства является совершенствование  системы социальной поддержки граждан  при оплате жилищных и коммунальных услуг.

Ежемесячная выплата на оплату жилья  и коммунальных услуг в 2011 году предоставлена 257,6 тыс. граждан на сумму 1,4 млрд. руб.

Ежегодная выплата на приобретение и доставку топлива предоставлена 22,2 тыс. граждан Рязанской области  на сумму 85,7 млн. руб.

Ежегодная выплата на приобретение сжиженного газа в баллонах предоставлена 19,7 тыс. граждан Рязанской области на сумму 20,1 млн. руб.

Жилищные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  предоставлены 24777 семьям на сумму 140,5 млн. руб.

Сегодня современная политика государства, отвечающая интересам национального  развития, - это эффективная государственная политика в области детства.

Министерством реализуются мероприятия  по укреплению института семьи, возрождению  семейных ценностей.

Рис. 7  Социальная поддержка семей с детьми на 2011 год[16]

Система социальной поддержки семей с детьми состоит из реализации:

  • федеральных полномочий (выплаты при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком);
  • региональных полномочий (пособия на ребенка, обеспечение полноценным питанием кормящих матерей и детей до 3-х лет);
  • дополнительных региональных полномочий (выплаты беременным женщинам, многодетным семьям, выплаты при рождении детей).

В базе данных министерства социальной защиты населения Рязанской области  по состоянию на 1 января 2012 года значится 56366 родителей, являющихся получателями ежемесячных пособий на 80713 детей, из которых 3,7% (3018 чел) являются получателями дополнительного ежемесячного пособия на детей-инвалидов.

В 2011 году ежемесячные денежные выплаты  назначены и произведены на 12939 детей из многодетных семей.

В 2011 году ежемесячное пособие назначено и выплачено 5501 беременной женщине.

Единовременное пособие в связи  с рождением ребенка в 2011 году назначено и выплачено 904 гражданам.

Министерством реализуются мероприятия  по организации отдыха и оздоровлению детей.

В 2011 году обеспечены бесплатными путевками 5373 ребенка, из которых.

В регионе проводится работа по совершенствованию  профилактики социального неблагополучия семей с детьми, работа по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, своевременному выявлению семей группы риска, их социальному сопровождению и реабилитации.

По состоянию на 1 января 2012 года в министерстве на учете состоит 786 семей, находящихся в социально  опасном положении, в которых  проживают 1511 детей (на начало года – 884 семьи и 1647 детей)

Количество безнадзорных детей, состоящих  на учете в областном банке  данных, по состоянию на 1 января 2012 года составляет 1154 человека. Беспризорные дети отсутствуют.

Большое внимание уделяется министерством  вопросам обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в регионе.

По состоянию на май 2011 года подтвердили свое право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета 2458 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Рис. 8 Обеспеченность жильем отдельных  категорий граждан               за счет средств Федерального бюджета  по состоянию на май 2011 года, чел.

Единовременная денежная выплата на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета предоставлена 1235 ветеранам на общую сумму 1 млрд.248 млн. рублей.

Рис. 9 Социальная поддержка отдельных  категорий граждан                 на 2011 год[16]

Министерством продолжается работа по предоставлению определенных социальных гарантий гражданам пожилого возраста: ветеранам труда, труженикам тыла, лицам, пострадавшим от политических репрессий, малоимущим гражданам, получающим пенсию ниже величины прожиточного минимума, ветеранам, внесшим вклад в победу над фашизмом, членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших в районах боевых действий. В настоящее время данные меры социальной поддержки предоставляются около 108 тыс. получателей.

Реализуются полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации (более 70 тыс. человек).

В Рязанской области функционирует 20 государственных учреждений, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста, в которых проживает более 2 тысяч граждан пожилого возраста, являющихся инвалидами (в 2011 году выдано 310 путевок в государственные стационарные учреждения социального обслуживания).

Система социального обслуживания Рязанской области ориентирована на увеличение объема предоставляемых социальных услуг, повышение эффективности социального обслуживания, внедрение инновационных социальных технологий, способствующих повышению качества жизни пожилых людей и инвалидов, создание условий для их активного участия в жизни современного общества.

Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих различные  виды социальных услуг, постоянно увеличивается.

Рис. 10 Количество обслуженных комплексными центрами граждан за 2008-2011 годы, чел.

В 2011 году более 5 млн. социальных услуг  получили 73143 пожилых гражданина и  инвалида (в т.ч. на дому – 4,6 млн. социальных услуг предоставлено 11735 гражданам), что на 34,6% больше по сравнению с 2010 годом.

Благодаря принятию Правительством Рязанской  области долгосрочной целевой программы  «Старшее поколение» на 2011-2014 годы, в  Рязанской области расширяется  охват пожилых людей надомным обслуживанием, увеличивается спектр и объем предоставляемых социальных услуг, внедряются новые формы и методы социального обслуживания.

В целях адаптации пожилых людей  в современных условиях, развития интеллектуального потенциала открыты 11 университетов третьего возраста, в которых обучение на различных факультетах прошли 1206 человек.

В настоящее время на территории Рязанской области проживает 161,5 тыс. инвалидов, в том числе около 3,6 тыс. детей-инвалидов.

Работа по предоставлению инвалидам средств адаптации осуществляется за счет средств бюджета Рязанской области. В 2011 году 728 нуждающихся граждан обеспечено средствами социальной адаптации на сумму 1,14 млн. руб.

По состоянию на 1 января 2012 года по вопросу предоставления санаторно-курортного лечения зарегистрировано более 7500 заявлений граждан. На обеспечение полномочий по предоставлению санаторно-курортного лечения инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также бесплатного проезда к месту лечения и обратно из средств федерального бюджета выделено более 65,2 млн. руб., что позволило обеспечить санаторно-курортными путевками 55,5% от общего количества граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (4055 чел.)[16]

Информация о работе Социальная защита малообеспеченных слоев населения