Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений.
Основные задачи:
Обоснование понятия социальной защиты и рассмотрения ее необходимости для населения.
Рассмотрение структуры и понятия малообеспеченных слоев населения.
Изучение основных направлений социальной защиты государства.
Изучение зарубежного опыта системы социальной защиты населения.
Рассмотрения понятия и специфики социальной защиты населения в Рязанской области.
Введение 3
1. Актуальность темы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения в России 5
1.1. Понятие социальной поддержки населения, основные принципы и функции 5
1.2. Сущность и структура малообеспеченных слоев населения 9
1.3. Сущность управления социальной защитой 11
2. Основные направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в РФ 14
2.1. Понятие, основные виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации 14
2.2. Денежные формы социальной государственной защиты населения 18
2.3. Неденежная (натуральная) помощь 23
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи в Рязанской области 27
3.1. Зарубежный опыт социальной работы 27
3.2. Комплекс мер социальной защиты жителей Рязанской области 30
Заключение 38
Список литературы 40
Уже в начале переходного периода отмечаются некоторые шаги по улучшению прямой социальной защиты населения. Они затрагивают, прежде всего, порядок выплаты социальных пособий их величину.
Наиболее очевидная попытка
принципиального
Рис. 3 Средний размер назначенных пенсий по РФ, тыс. руб.[15]
Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.
В подавляющем большинстве
Величина социальных пособий устанавливается отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования применяется показатель прожиточного минимума и его динамика.[12]
Фактически прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении. Их потребление служит непременным условием нормальной жизнедеятельности человека.
В российской практике социальной защиты населения выделяются два типа прожиточного минимума:
Высокому региональному уровню прожиточного минимума должен соответствовать высокий региональный уровень социальных выплат (и оплаты труда). И наоборот. Разнообразие вариантов прожиточного минимума позволяет более дифференцировано подходить к определению потребления различных социально-демографических групп населения, точнее и тоньше регулировать минимальные размеры социальных выплат и оплаты труда, гарантированные государством в различных регионах страны.
В России для определения абсолютной величины прожиточного минимума обычно используется метод потребительской корзины. Она формируется посредством установления государственными ведомствами на основе научных разработок минимальных норм потребления. Без их соблюдения осуществление нормальной жизнедеятельности человека крайне затруднено, если вообще возможно.
В целом если взять период с 2005 по 2010 годы, то можно видеть увеличение величины прожиточного минимума. Если на 2005 год его величина составляла в среднем по РФ 3018 руб. в месяц, то на 2010 год – 5688 руб. в месяц.
Рис. 4 Величина прожиточного минимума, в среднем надушу населения, руб. в месяц[15]
Будучи важнейшим нормативом, для определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения. Но при этом нужно иметь в виду, что нет и не может быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более абсолютно у всех их получателей.
Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.
Общие компенсационные выплаты призваны удерживать реальную величину социальных пособий на «допустимом» уровне, предотвращая ее катастрофическое падение. Целевые выплаты выполняют более ограниченные задачи. Они должны способствовать потреблению отдельных видов входящих в состав жизненного минимума товаров, несмотря на их удорожание. Целевые выплаты предоставляются в сравнительно небольших размерах, никак не сопоставимых с величиной прожиточного минимума. Это скорее его дополнительный источник.
Денежная компенсация стала
применяться с апреля 1991 года после
административного повышения
Основные направления реформирования системы социальной поддержки в России необходимо связывать с укреплением адресности социальных выплат, более эффективным управлением системой социального обеспечения, совершенствованием системы минимальных социальных стандартов в целях более рационального распределения бюджетных средств в пользу действительно нуждающихся, совместными усилиями органов государственного управления всех уровней, обеспечивающих доступность социальных услуг населению.
Действующая долгие годы система социальных льгот относительно стабильно поддерживала жизненный уровень малообеспеченных слоев населения. Однако неоправданное увеличение числа льгот и льготников, сопровождаемое множеством нарушений и злоупотреблений при их распределении, привело к значительному обременению экономики, сдерживающему ее развитие.
В 2005 году была введена реформа замены льгот денежными компенсациями. Пока она не выполняет эту задачу, так как механизмы ее решения недостаточно продуманы и направлены скорее на сокращение бюджетных расходов и обязательств, чем на реальную поддержку нуждающихся слоев населения в силу предельно низких установленных нормативов компенсационных выплат.
2.3. Неденежная (натуральная) помощь.
Денежные выплаты по социальному обеспечению далеко не всегда могут играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль денежные формы дополняются другими, преимущественно неденежными и нематериальными. Сфера подобного рода помощи жестко ограничена наиболее беззащитными и беспомощными группами населения.
Многие из их представителей отличаются не только относительно низким уровнем дохода, получаемым по линии социального обеспечения, но и плохим состоянием здоровья, физической немощью и др.
Примерно 6% пенсионеров по старости и инвалидов беспомощны, одиноки, не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Немалая их часть не живет в семье и не может рассчитывать на поддержку родственников, друзей, соседей. Поэтому выплачиваемые таким людям социальные пособия, даже если они удовлетворительны по своим размерам, на практике трудно реализуемы и поэтому сами по себе недостаточны для обеспечения существования их получателей.[12]
Одно из таких направлений
К ним, прежде всего, относятся центры социального обслуживания. Фактически это ведущие учреждения социальной защиты, действующие на муниципальном уровне. Центры выявляют и учитывают тех, кто нуждается в помощи, предоставляют такую помощь в формах и видах, дифференцированных по особенностям их получателей, координируют усилия государственных и общественных организаций в этой области.
Натуральная помощь - предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды), а также осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания и предоставление топлива)
Приоритет подобной помощи принадлежит социально-бытовой помощи на дому инвалидам и престарелым. По данным Министерства социальной защиты, в такой помощи нуждаются 952,2 тыс. человек, из которых 826,6 тыс. ее получают.
В состав нестационарных учреждений и служб социальной помощи входят:
1050 служб срочной социальной
помощи призваны оказывать
Другое направление социально бытовой помощи охватывает тех нуждающихся в ней, которые постоянно проживают в интернатах.
В настоящее время в России действуют около 1 тыс. стационарных специализированных учреждений, в которых обитают более 300 тыс. престарелых, инвалидов и др.
Третье направление связано с оказанием социально-бытовой помощи относительно малочисленной группе лиц без определенного места жительства.
Положение многих из них усугубляется уголовным прошлым, разнообразными психическими отклонениями, хроническими болезнями, алкоголизмом, а также отсутствием родственников, или их нежеланием оказывать какую-либо помощь. Это разнообразная по составу группа людей, опустившихся на социальное дно по конкретным различным причинам. Одни из них вынужденно ведут паразитический образ жизни, другие – добровольно.
Наряду с тремя перечисленными, основными, практикуются и другие виды социально-бытовой помощи. Они касаются как всей группы наиболее беззащитных и малообеспеченных, так и ее отдельных категорий. В переходный период получили распространение самые разнообразные проявления социальной помощи, достаточно неординарные для России последних десятилетий.
К нетрадиционным формам поддержки относится деятельность специальных чековых инвестиционных фондов для граждан, нуждающихся в особой социальной защите (ЧИФ СЗ). Они созданы в соответствии с Указом Президента «Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения».
В переходный период огромное значение приобретают и другие виды неденежной помощи, предоставляемые в натуральной форме наиболее беззащитным и малообеспеченным группам населения. Будучи важным проявлением общественной благотворительности, натуральная помощь служит дополнением к денежным выплатам по системе общественного вспомоществования.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на 2009 год составили 358404 млн. руб.
Например, в Москве размеры пособий
и единовременных выплат утверждаются
каждый год. На 2012 год соответствующие
выплаты установлены Постановле
Рис. 5 Структура расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных граждан на 2009 г., млн.руб.[15]
Одна из особенностей натуральной помощи малообеспеченным заключается в том, что, как правило, она не нуждается в жестком централизованном управлении, в единообразных инструкциях и нормативах. Решающее значение в ее организации приобретает инициатива местных органов власти, профессиональных, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. Натуральная помощь обычно сводится к прямому распределению предметов первой необходимости среди особо нуждающихся. Важным проявлением натуральной помощи является бесплатное питание на постоянной или эпизодической основе.
3. Механизм решения проблем и предоставления социальной помощи в Рязанской области.
3.1. Зарубежный опыт социальной работы.
Переход от планируемой экономики
к рыночно-ориентируемой
Жизнь россиян в недавнем прошлом проходила в условиях полного патернализма. За нас думали, многое делали, а потому отучили самим устраивать свою жизнь.
Однако, в начале 90-х годов наступило время политического, экономического, профессионального, нравственного и других видов самоопределения. Народ был брошен в пучину рынка.
Переход от патернализма к "рыночно-регулируемому самоопределению" для многих людей нашей страны, особенно старшего поколения, был равносилен шоку без терапии. Труд утратил свою былую ценность. Произошло смещение акцента с нравственной, правовой, гигиенической ценности труда на экономическую, в дальнейшем многие утратили и эту ценность, т.к. стало возможным одним жить хорошо обеспеченным, не работая, а другим, работая, не жить, лишь существовать.
Социальная дифференциация в нашей стране выявила высочайший "децильный коэффициент..." ("соотношение доходов десяти процентов населения, находящихся наверху социальной пирамиды, к доходам ... десяти процентов беднейшей части населения"), совершенно несопоставимый с коэффициентом высокоразвитых стран Запада.
Информация о работе Социальная защита малообеспеченных слоев населения