Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:11, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение системы социальной защиты населения.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность социальной защиты населения;
- проанализировать систему социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе;
- оценить направления развития социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы системы социальной защиты населения…….5
1.1. Понятие и сущность системы социальной зашиты населения…………..5
1.2. Структура системы социальной защиты населения………………………..8
Глава 2. Развитие системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………12
2.1. Краткая характеристика Ханты-мансийского автономного округа…...12
2.2. Пути развития системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………14
Глава 3. Анализ организации социальной защиты населения в Ханты-мансийском округе……………………………………………………………..19
3.1. Управление социальной защитой населения в Ханты-мансийском округе……………………………………………………………………………..193.2. Анализ управления социальной защитой населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………..28
Субъекты социальной работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. [8] Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).
Глава 2. Развитие системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе
2.1. Краткая характеристика Ханты-мансийского округа
Ханты-Мансийский
автономный округ расположен в центральной
части Западно-Сибирской
Граничит: на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке - с Томской областью, Красноярским краем, на юге с Тобольским и Уватским районами, на западе - с республикой Коми и Свердловской областью.
В общей площади округа - 534.8 тысяч квадратных километров, сельскохозяйственные угодья (пастбища, пашни, залежи, сенокосы) занимают 3 %, болота - 44.3 %, кустарники - 2.1 %, поверхностные воды (реки, озера) - 6.6 %, леса - 44 %.
Административный центр — город Ханты-Мансийск. Крупнейшие города — Сургут (314 600 чел.), Нижневартовск (257 000 чел.),Нефтеюганск (124 000 чел.).
Образован 10 декабря 1930 года Постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в с. Самарово. 17 января 1934 г. округ включен в состав Обь-Иртышской области, 7 декабря 1934 г. - в состав Омской области. 23 октября 1940 г. Остяко-Вогульский национальный округ переименован в Ханты-Мансийский. 14 августа 1944 г. он вошел в состав образованной тогда Тюменской области. В соответствии с Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 г., Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного и стал именоваться Ханты-Мансийским автономным округом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. округ является равноправным субъектом Российской Федерации. 26 апреля 1995 г. устав Ханты-Мансийского автономного округа был принят депутатами окружной думы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
По своему промышленному потенциалу округ входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и является основой энергетической базой страны.
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра занимает в стране первые места по добыче нефти и по выработке электроэнергии, второе - по душевому производству промышленной продукции (на первом - Ямало-Ненецкий автономный округ) и по инвестициям в основной капитал (на первом - город Москва), третье - по добыче газа (после Ямало-Ненецкого автономного округа и Оренбургской области). На долю автономного округа приходится примерно десятая часть налоговых поступлений в общероссийский бюджет. Это - самый крупный по численности населения регион, полностью относимый к северным местностям.
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одной из наиболее плотно заселенных местностей Российского севера, регионом, на долю которого приходится почти 1% населения страны, одним из немногих субъектов Российской Федерации, имевших в 90-е годы положительную демографическую динамику. Для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в отличие от Российской Федерации в целом, в последние 10 лет характерна тенденция увеличения численности населения. Устойчивость демографического развития достигается за счет более молодой возрастной структуры населения, сравнительно низкого уровня смертности и положительного сальдо миграции с регионами России и странами Средней Азии и Закавказья.
2.2. Пути развития системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе
Развитию системы социальной защиты населения уделяется особое внимание. Правительство разрабатывает все новые и новые концепции. [9, стр.261]
Совершенствование системы социального обслуживания с целью повышения эффективности деятельности учреждений, улучшения качества и увеличение объема предоставляемых услуг:
- внедрение административных регламентов оказания социальных услуг. Улучшение качества социального обслуживания престарелых граждан, инвалидов, несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания населения посредством ведения системы менеджмента качества;
- укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
- внедрение в практику
новых форм социального
- развитие форм отдыха
и оздоровления детей,
- обеспечение условий
жизнедеятельности и
- реализация системы
социального патроната по
- расширение участия негосударственных организаций в профилактической и коррекционной работе с семьей и детьми.
Повышение эффективности деятельности управления социальной защиты населения и его подведомственных учреждений:
- организация
финансово-экономической
- проведение кадровой политики, направленной на повышение уровня квалификации специалистов органов социальной защиты населения, организация работы с кадровым резервом и его эффективным использованием;
- осуществление
мониторингов, подготовка статистических
отчетов и анализа по
- осуществление
координации и методического
обеспечения деятельности
- организация
обучения руководителей и
Для развития системы социальной защиты населения существуют несколько программ для поддержки отдельных категорий граждан:
- субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- государственная
социальная помощь в виде
Субсидии предоставляются на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства заявителя и членов его семьи в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий, и размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. [2]
Субсидии на оплату ЖКУ Постановление от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на жилого помещения и коммунальных услуг».
Размер субсидии
исчисляется помесячно и
Субсидии предоставляются сроком на 6 месяцев при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Право на субсидии имеют:
- пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
- наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
- члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
- собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Право на субсидии имеют:
а) пользователи
жилого помещения в государственном или
муниципальном жилищном фонде;
б) наниматели жилого
помещения по договору найма в частном
жилищном фонде;
в) члены жилищного
или жилищно-строительного
г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Субсидии предоставляются
указанным гражданам с учетом
постоянно проживающих с ними членов их семей.
Таким образом, если гражданин, не являющийся
собственником,
входит в состав семьи собственника, субсидии
должны
предоставляться собственнику с учетом
всех граждан,
зарегистрированных по данному адресу.
Если данный гражданина не
может быть отнесен к семье собственника
(например, бывший
супруг), субсидии могут быть ему назначены,
как нанимателю
жилого помещения в частном жилищном фонде
с учетом доли платы
за ЖКУ, приходящейся на него.
Государственная социальная помощь регулируется законом ХМАО Югры от 06.12.2007 №197 «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению ХМАО-Югры».
Оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам находящихся в экстремальной жизненной ситуации – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одиноко проживающего гражданина, возникшая по независящим от них причинам, с которой они не могут справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства. [1]
Получателем ГСП являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории ХМАО-Югры, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в ХМАО-Югре, действующего на момент обращения малоимущих граждан. ГСП назначается на период не более трех, шести, девяти месяцев в течении календарного года.
Получателями государственной социальной помощи в течение трех месяцев являются: |
- одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста; |
- семьи, состоящие только из трудоспособных членов семьи; |
- семьи, имеющие двух и более трудоспособных членов семьи; |
- семьи, с одним трудоспособным членом семьи, не имеющие несовершеннолетних детей. |
Получателями государственной социальной помощи в течение шести месяцев являются: |
- семьи с несовершеннолетними детьми, имеющие одного трудоспособного члена семьи; |
- многодетные семьи; |
Получателями государственной социальной помощи в течение девяти месяцев являются: |
- одиноко проживающие пенсионеры; |
- супружеские пары пенсионеров; |
- семьи, не имеющие трудоспособных членов семьи |
Глава 3. Анализ организации социальной защиты населения в Ханты-мансийском округе
3.1. Управление социальной защитой населения в Ханты-мансийском округе
В соответствии с федеральными законами о разделении полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сформирована вертикаль органов государственной власти в системе социальной защиты населения. [7]