Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение системы социальной защиты населения.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность социальной защиты населения;
- проанализировать систему социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе;
- оценить направления развития социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы системы социальной защиты населения…….5
1.1. Понятие и сущность системы социальной зашиты населения…………..5
1.2. Структура системы социальной защиты населения………………………..8
Глава 2. Развитие системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………12
2.1. Краткая характеристика Ханты-мансийского автономного округа…...12
2.2. Пути развития системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………14
Глава 3. Анализ организации социальной защиты населения в Ханты-мансийском округе……………………………………………………………..19
3.1. Управление социальной защитой населения в Ханты-мансийском округе……………………………………………………………………………..193.2. Анализ управления социальной защитой населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая сист. соц. защиты1961.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Субъекты социальной работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом  социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. [8] Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием  эффективности тесно связана  проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

 

 

 

 

Глава 2. Развитие системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе

2.1. Краткая характеристика Ханты-мансийского округа

 

Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной  части Западно-Сибирской равнины. Находится в Уральском федеральном округе.

Граничит: на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке - с Томской областью, Красноярским краем, на юге с Тобольским и Уватским районами, на западе - с республикой Коми и Свердловской областью.

В общей площади  округа - 534.8 тысяч квадратных километров, сельскохозяйственные угодья (пастбища, пашни, залежи, сенокосы) занимают 3 %, болота - 44.3 %, кустарники - 2.1 %, поверхностные воды (реки, озера) - 6.6 %, леса - 44 %.

Административный  центр — город Ханты-Мансийск. Крупнейшие города — Сургут (314 600 чел.), Нижневартовск (257 000 чел.),Нефтеюганск (124 000 чел.).

Образован 10 декабря 1930 года Постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в с. Самарово. 17 января 1934 г. округ включен в состав Обь-Иртышской области, 7 декабря 1934 г. - в состав Омской области. 23 октября 1940 г. Остяко-Вогульский национальный округ переименован в Ханты-Мансийский. 14 августа 1944 г. он вошел в состав образованной тогда Тюменской области. В соответствии с Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 г., Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного и стал именоваться Ханты-Мансийским автономным округом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. округ является равноправным субъектом Российской Федерации. 26 апреля 1995 г. устав Ханты-Мансийского автономного округа был принят депутатами окружной думы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

По своему промышленному  потенциалу округ входит в первую десятку субъектов Российской Федерации  и является основой энергетической базой страны.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра занимает в стране первые места по добыче нефти и по выработке электроэнергии, второе - по душевому производству промышленной продукции (на первом - Ямало-Ненецкий автономный округ) и по инвестициям в основной капитал (на первом - город Москва), третье - по добыче газа (после Ямало-Ненецкого автономного округа и Оренбургской области). На долю автономного округа приходится примерно десятая часть налоговых поступлений в общероссийский бюджет. Это - самый крупный по численности населения регион, полностью относимый к северным местностям. 

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одной  из наиболее плотно заселенных местностей Российского севера, регионом, на долю которого приходится почти 1% населения  страны, одним из немногих субъектов Российской Федерации, имевших в 90-е годы положительную демографическую динамику. Для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в отличие от Российской Федерации в целом, в последние 10 лет характерна тенденция увеличения численности населения. Устойчивость демографического развития достигается за счет более молодой возрастной структуры населения, сравнительно низкого уровня смертности и положительного сальдо миграции с регионами России и странами Средней Азии и Закавказья. 

 

 

 

2.2. Пути развития системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе

 

Развитию системы  социальной защиты населения уделяется  особое внимание. Правительство разрабатывает все новые и новые концепции. [9, стр.261]

Совершенствование  системы  социального  обслуживания  с  целью повышения   эффективности   деятельности учреждений,   улучшения  качества  и увеличение объема  предоставляемых  услуг:

-  внедрение административных регламентов оказания социальных услуг. Улучшение    качества  социального обслуживания престарелых граждан, инвалидов, несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания населения  посредством  ведения системы   менеджмента качества;

- укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания  населения;

-  внедрение в практику  новых форм социального обслуживания (службы сиделок, экспресс-услуги  и   др.);

- развитие форм отдыха  и оздоровления детей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение условий  жизнедеятельности и безопасного  содержания граждан в учреждениях социального обслуживания населения;

- реализация  системы   социального патроната по участковому  принципу;

- расширение участия негосударственных организаций в профилактической и коррекционной работе с семьей и детьми.

Повышение  эффективности   деятельности   управления социальной защиты населения и его  подведомственных  учреждений:

- организация  финансово-экономической деятельности  и проведение  постоянного контроля  за целевым использованием финансовых  средств  направленных на  реализацию мероприятий по социальной поддержке отдельных категорий; 

- проведение  кадровой политики, направленной  на повышение   уровня квалификации   специалистов   органов социальной защиты   населения,  организация работы  с кадровым резервом и его эффективным использованием;

- осуществление  мониторингов,  подготовка статистических  отчетов и анализа по результатам   деятельности  Управления социальной  защиты населения; 

- осуществление   координации и методического  обеспечения  деятельности учреждений социального обслуживания;

- организация  обучения руководителей и специалистов  организаций по охране труда.

Для развития системы  социальной защиты населения существуют несколько программ для поддержки  отдельных категорий граждан:

- субсидии на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- государственная  социальная помощь в виде дополнительной  помощи населения.

Субсидии предоставляются  на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства заявителя  и членов его семьи в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий, и размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. [2]  

Субсидии на оплату ЖКУ Постановление от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на жилого помещения и коммунальных услуг».

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит  от размера фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии предоставляются  сроком на 6 месяцев при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Право на субсидии имеют:

- пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

- наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

- члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

- собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Право на субсидии имеют: 

а)   пользователи   жилого    помещения   в    государственном   или 
муниципальном жилищном фонде; 

б)  наниматели жилого помещения по договору найма в частном 
жилищном фонде;

в) члены жилищного  или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). 

Субсидии предоставляются  указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.  
Таким образом, если гражданин, не являющийся собственником, 
входит в состав семьи собственника, субсидии должны 
предоставляться собственнику с учетом всех граждан, 
зарегистрированных по данному адресу. Если данный гражданина не 
может быть отнесен к семье собственника (например, бывший 
супруг), субсидии могут быть ему назначены, как нанимателю 
жилого помещения в частном жилищном фонде с учетом доли платы 
за ЖКУ, приходящейся на него.

Государственная социальная помощь регулируется законом ХМАО Югры от 06.12.2007 №197 «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению ХМАО-Югры».

Оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам находящихся в экстремальной жизненной ситуации – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одиноко проживающего гражданина, возникшая по независящим от них причинам, с которой они не могут справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства. [1]

Получателем ГСП  являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие  на территории ХМАО-Югры, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в ХМАО-Югре, действующего на момент обращения малоимущих граждан. ГСП назначается на период не более трех, шести, девяти месяцев в течении календарного года.

Получателями  государственной социальной помощи в течение трех месяцев являются:

- одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста;

- семьи, состоящие только из трудоспособных членов семьи;

- семьи, имеющие двух и более трудоспособных членов семьи;

- семьи, с одним трудоспособным членом семьи, не имеющие несовершеннолетних детей.

 

Получателями  государственной социальной помощи в течение шести месяцев являются:

- семьи с несовершеннолетними детьми, имеющие одного трудоспособного члена семьи;

- многодетные семьи;

 

Получателями государственной социальной помощи в течение девяти месяцев являются:

- одиноко проживающие пенсионеры;

- супружеские пары пенсионеров;

- семьи, не имеющие трудоспособных членов семьи


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ организации социальной защиты населения в Ханты-мансийском округе

3.1. Управление социальной защитой  населения в Ханты-мансийском  округе

 

В соответствии с федеральными законами о разделении полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сформирована вертикаль органов государственной власти в системе социальной защиты населения. [7]

Информация о работе Социальная защита населения