Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение системы социальной защиты населения.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность социальной защиты населения;
- проанализировать систему социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе;
- оценить направления развития социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы системы социальной защиты населения…….5
1.1. Понятие и сущность системы социальной зашиты населения…………..5
1.2. Структура системы социальной защиты населения………………………..8
Глава 2. Развитие системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………12
2.1. Краткая характеристика Ханты-мансийского автономного округа…...12
2.2. Пути развития системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………14
Глава 3. Анализ организации социальной защиты населения в Ханты-мансийском округе……………………………………………………………..19
3.1. Управление социальной защитой населения в Ханты-мансийском округе……………………………………………………………………………..193.2. Анализ управления социальной защитой населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая сист. соц. защиты1961.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Стратегические  цели деятельности Управления социальной защиты населения заключаются в  предоставление гражданам мер социальной поддержки, социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,  в реализации федеральных и окружных программ. 

Управление  социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры является обособленным территориальным подразделением Департамента социального развития  Ханты–Мансийского автономного округа-Югры, созданным во исполнение Постановления Губернатора Ханты- Мансийского   автономного округа - Югры  от 19.07.2010 № 129 для осуществления функций по реализации единой государственной политики и нормативному   правовому регулированию, оказанию государственных услуг   в сфере социального развития , включая социальную защиты населения (государственную помощь, социальное обслуживание, социальную поддержку   отдельных категорий граждан, реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов).

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, приказами и распоряжениями директора Департамента социального развития автономного округа и Положением об Управлении социальной защиты населения.

Работа Управления строится на решении комплексных  задач по повышению уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в  социальной помощи государства. В первую очередь, перед нами стоит задача по обеспечению реализации федеральных и окружных законов, направленных на поддержку пожилых людей, инвалидов, семьи и детей, внедрению новых социальных технологий в работу учреждений социального обслуживания населения с целью повышению качества и доступности социальных услуг, предоставляемых жителям нашего города.

Основными задачами управления социальной защиты населения  являются: [9]

- реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социальной защиты, повышения уровня жизни и доходов граждан;

- обеспечение социальных гарантий и социальной поддержки инвалидов, семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов;

- организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и других категорий населения, требующих социальной помощи;

- координация деятельности бюджетных учреждений социального обслуживания населения;

- прием и консультирование граждан, обеспечение контроля и организация работы с письмами и обращениями граждан;

- организация разъяснительной работы и информирования населения  к компетенции Управления социальной защиты населения.

Управление  в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие  основные функции:

- обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, социальных и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, отдельным категориям граждан в пределах своей компетенции;

- организует и проводит прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок;

- определяет потребности населения в видах и объемах социальных услуг с учетом социально – демографических;

- оказывает содействие в сборе и оформлении документов для направления нуждающихся в социальной помощи граждан в стационарные учреждения государственной системы социального обслуживания автономного округа, других субъектов Российской Федерации на основании заключенных договоров;

- содействует внедрению в деятельность учреждений социального обслуживания инновационных технологий, их участию в реализации международных проектов;

- организует предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;

- оказывает гражданам единовременную помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации, для выхода семьи на самообеспечение;

- принимает участие в подготовке предложений по созданию безбарьерной среды для инвалидов;

- анализирует состояние проблем семьи, материнства, отцовства и детства;

- участвует в реализации федеральных и окружных целевых программ по    улучшению положения семьи, женщин и детей.

 

 

3.2. Анализ управления социальной  защитой населения в Ханты-мансийском  автономном округе  

 

По  данным  мониторинга, проведенного  Управлением   социальной защиты населения  среднемесячный  доход  отдельных  категорий  граждан, проживающих  в  нашем городе   сложился  следующим  образом (табл. 3.1, табл. 3.2).

Таблица 3.1

Структура ежемесячного уровня социального обеспечения граждан

из числа  «региональных категорий»

Социальное  обеспечение

Ветеран труда  РФ

Ветеран труда  ХМАО-Югры

Труженик тыла

Реабилитированные лица

Средний размер пенсии по старости

13466,32

13466,32

13466,32

13466,32

Средний размер дополнительной пенсии

858

858

858

858

Средний размер ЕДО

-

-

438

-

Средний размер ЕДВ

882

882

1138

619

Средний размер компенсационных выплат за ЖКУ

938

949

1910

824

Итого:

16144,32

16155,32

17810,32

15767,32


 

 

 

Таблица 3.2

Структура ежемесячного уровня социального обеспечения граждан

из числа  «федеральных категорий»

Социальное  обеспечение

Инвалиды

Дети-инвалиды

Инвалиды ВОВ, участники ВОВ

Участники и  ликвидаторы ЧАЭС

Ветераны боевых действий

Члены семей  погибших участников ВОВ, инвалидов  ВОВ, умерших инвалидов ВОВ

Средний размер пенсии по старости

8513,15

6467,07

28711,05

14026,78

-

20249,66

Средний размер дополнительной пенсии

858

1192

858

858

-

858

Средний размер ЕДО

   

875

   

438

Средний размер ЕДВ

1107,1

993,4

2691,8

1698,4

1163,8

314,7

Средний размер компенсационных выплат за ЖКУ

751

751

1169

820

482

990

Итого:

11229,25

9404,47

34304,85

17403,18

1646,8

22850,36


Важнейшим направлением деятельности Управления является организация  работы по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в соответствии с действующим законодательством. 

 В 2011 году общее количество   обратившихся  граждан   в управление  социальной защиты населения составило 14249 тыс. человек, из  них  в  отдел  по приему  и обслуживанию населения 14072  тыс. человека.

По состоянию 31.12.2011 года  численность получателей   мер социальной поддержки и социальных пособий,  за  счет  окружного бюджета составляет 9708  тыс. человек,  в том числе:

- труженики тыла –   305 тыс. чел.;

- реабилитированные лица – 67 тыс. чел.;

- ветераны труда  –  2313  тыс. чел.;

- ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа – 1364 тыс. чел.;

- многодетные семьи – 243 тыс. чел.;

- получатели детских  пособий  (ежемесячные/единовременные)  – 2199 тыс. чел.; (уникальные получатели)

- получатели государственной социальной помощи - 476  тыс. чел;

- получатели дополнительных мер социальной поддержки (единовременная помощь) – 896  тыс. чел. (в  том  числе  5- самообеспечение).

-   получатели   жилищных субсидий -1232  тыс. человек.

- получатели региональной социальной доплаты  к  пенсии - 613  тыс. человек.

За счет средств  федерального бюджета –  2324   тыс. получателя, в  том числе:

- граждане, состоящие   в федеральном регистре – 1511 тыс. чел.,

- получатели  детских пособий – 434 тыс. чел.;

- граждане награжденные  нагрудным знаком «Почетный донор  России»   («Почетный донор  СССР)-   379 тыс. чел.

Средний  размер выплат  компенсации   по  ЖКУ    на  одну  многодетную  семью   в  месяц  составил 1900  рублей  (2010- 1678 рублей).

Средний  размер   компенсации по ЖКУ на  одного  регионального льготополучателя   в месяц, без учета компенсации на твердое топливо, составил   1155,25 рублей (2010 -927  рубля).

Средний  размер   компенсации  по ЖКУ  на  одного  федерального   льготополучателя   в  месяц, без  учета  компенсации на твердое  топливо, составил 842,40  рублей (2010- 614 рублей).

В  таблице  3.3 приведены средние   размеры компенсации по ЖКУ   в разрезе по категориям.

 

 

Таблица 3.3

Размеры компенсации  по ЖКУ

п/п

Наименование  категории

(РЕГИОНАЛЬНЫЕ)

средний размер (руб.)

Наименование  категории

(ФЕДЕРАЛЬНЫЕ)

средний размер

(руб.)

1

Ветеран труда 

938

Инвалиды (участники, блокадники, узники)  ВОВ 

1169

2

Ветеран ХМАО

949

Ветераны боевых действий (только коммунальные услуги)

482

3

Реабилитированные   лица

824

Инвалиды 1,2,3 гр. в  т.ч. дети- инвалиды

751

4

Труженики тыла

1910

Члены семей  погибших (умерших)  ветеранов ВОВ 

990

5

Многодетные

(на семью)

1900

ЧАЭС 

820


В 2011 году   количество  семей, получивших  субсидии на  оплату  жилого  помещения и коммунальных услуг, нарастающим итогом  составило 1836  тыс. семей. Доля семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, от общего числа семей составила 12,2 %.

Из  общего  количества   семей, получивших субсидию, 764  тыс. семей   или 41,6 %  имеют среднедушевой доход ниже  величины прожиточного  минимума, установленного  в автономном  округе (8602 рублей).

Наибольшее  количество  получателей  приходится на  семьи, имеющие  доходы  от 1,5 до 4,0   величин  прожиточного  минимума,  это 884 тыс. семей (или 48,1 %).

Средний размер  субсидии  на  семью  в  месяц  по  итогам за 2011 год составил 1375 рублей. Расходы   на предоставлении субсидии по ЖКУ составили  30290,4  тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальная  защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой  определенную систему.

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в  себя:

1. Социальное обеспечение означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.

2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

3) Социальное  страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

Объектом нашего изучения является Ханты-мансийской автономный округ. Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Административный центр - город Ханты-Мансийск.

Развитию системы  социальной защиты населения уделяется  особое внимание. Правительство разрабатывает  все новые и новые концепции.

Для развития системы  социальной защиты населения существуют несколько программ для поддержки  отдельных категорий граждан:

Информация о работе Социальная защита населения