Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:11, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение системы социальной защиты населения.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность социальной защиты населения;
- проанализировать систему социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе;
- оценить направления развития социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы системы социальной защиты населения…….5
1.1. Понятие и сущность системы социальной зашиты населения…………..5
1.2. Структура системы социальной защиты населения………………………..8
Глава 2. Развитие системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………12
2.1. Краткая характеристика Ханты-мансийского автономного округа…...12
2.2. Пути развития системы социальной защиты населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………14
Глава 3. Анализ организации социальной защиты населения в Ханты-мансийском округе……………………………………………………………..19
3.1. Управление социальной защитой населения в Ханты-мансийском округе……………………………………………………………………………..193.2. Анализ управления социальной защитой населения в Ханты-мансийском автономном округе………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………..28
Стратегические цели деятельности Управления социальной защиты населения заключаются в предоставление гражданам мер социальной поддержки, социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в реализации федеральных и окружных программ.
Управление
социальной защиты населения Департамента социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
является обособленным территориальным
подразделением Департамента социального
развития Ханты–Мансийского
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, приказами и распоряжениями директора Департамента социального развития автономного округа и Положением об Управлении социальной защиты населения.
Работа Управления строится на решении комплексных задач по повышению уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной помощи государства. В первую очередь, перед нами стоит задача по обеспечению реализации федеральных и окружных законов, направленных на поддержку пожилых людей, инвалидов, семьи и детей, внедрению новых социальных технологий в работу учреждений социального обслуживания населения с целью повышению качества и доступности социальных услуг, предоставляемых жителям нашего города.
Основными задачами управления социальной защиты населения являются: [9]
- реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социальной защиты, повышения уровня жизни и доходов граждан;
- обеспечение социальных гарантий и социальной поддержки инвалидов, семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов;
- организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и других категорий населения, требующих социальной помощи;
- координация деятельности бюджетных учреждений социального обслуживания населения;
- прием и консультирование граждан, обеспечение контроля и организация работы с письмами и обращениями граждан;
- организация разъяснительной работы и информирования населения к компетенции Управления социальной защиты населения.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
- обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, социальных и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, отдельным категориям граждан в пределах своей компетенции;
- организует и проводит прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок;
- определяет потребности населения в видах и объемах социальных услуг с учетом социально – демографических;
- оказывает содействие в сборе и оформлении документов для направления нуждающихся в социальной помощи граждан в стационарные учреждения государственной системы социального обслуживания автономного округа, других субъектов Российской Федерации на основании заключенных договоров;
- содействует внедрению в деятельность учреждений социального обслуживания инновационных технологий, их участию в реализации международных проектов;
- организует предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;
- оказывает гражданам единовременную помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации, для выхода семьи на самообеспечение;
- принимает участие в подготовке предложений по созданию безбарьерной среды для инвалидов;
- анализирует состояние проблем семьи, материнства, отцовства и детства;
- участвует в реализации федеральных и окружных целевых программ по улучшению положения семьи, женщин и детей.
3.2. Анализ управления социальной
защитой населения в Ханты-
По данным мониторинга, проведенного Управлением социальной защиты населения среднемесячный доход отдельных категорий граждан, проживающих в нашем городе сложился следующим образом (табл. 3.1, табл. 3.2).
Таблица 3.1
Структура ежемесячного уровня социального обеспечения граждан
из числа «региональных категорий»
Социальное обеспечение |
Ветеран труда РФ |
Ветеран труда ХМАО-Югры |
Труженик тыла |
Реабилитированные лица |
Средний размер пенсии по старости |
13466,32 |
13466,32 |
13466,32 |
13466,32 |
Средний размер дополнительной пенсии |
858 |
858 |
858 |
858 |
Средний размер ЕДО |
- |
- |
438 |
- |
Средний размер ЕДВ |
882 |
882 |
1138 |
619 |
Средний размер компенсационных выплат за ЖКУ |
938 |
949 |
1910 |
824 |
Итого: |
16144,32 |
16155,32 |
17810,32 |
15767,32 |
Таблица 3.2
Структура ежемесячного уровня социального обеспечения граждан
из числа «федеральных категорий»
Социальное обеспечение |
Инвалиды |
Дети-инвалиды |
Инвалиды ВОВ, участники ВОВ |
Участники и ликвидаторы ЧАЭС |
Ветераны боевых действий |
Члены семей погибших участников ВОВ, инвалидов ВОВ, умерших инвалидов ВОВ |
Средний размер пенсии по старости |
8513,15 |
6467,07 |
28711,05 |
14026,78 |
- |
20249,66 |
Средний размер дополнительной пенсии |
858 |
1192 |
858 |
858 |
- |
858 |
Средний размер ЕДО |
875 |
438 | ||||
Средний размер ЕДВ |
1107,1 |
993,4 |
2691,8 |
1698,4 |
1163,8 |
314,7 |
Средний размер компенсационных выплат за ЖКУ |
751 |
751 |
1169 |
820 |
482 |
990 |
Итого: |
11229,25 |
9404,47 |
34304,85 |
17403,18 |
1646,8 |
22850,36 |
Важнейшим направлением деятельности Управления является организация работы по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в соответствии с действующим законодательством.
В 2011 году общее количество обратившихся граждан в управление социальной защиты населения составило 14249 тыс. человек, из них в отдел по приему и обслуживанию населения 14072 тыс. человека.
По состоянию 31.12.2011 года численность получателей мер социальной поддержки и социальных пособий, за счет окружного бюджета составляет 9708 тыс. человек, в том числе:
- труженики тыла – 305 тыс. чел.;
- реабилитированные лица – 67 тыс. чел.;
- ветераны труда – 2313 тыс. чел.;
- ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа – 1364 тыс. чел.;
- многодетные семьи – 243 тыс. чел.;
- получатели детских пособий (ежемесячные/единовременные) – 2199 тыс. чел.; (уникальные получатели)
- получатели государственной социальной помощи - 476 тыс. чел;
- получатели дополнительных мер социальной поддержки (единовременная помощь) – 896 тыс. чел. (в том числе 5- самообеспечение).
- получатели жилищных субсидий -1232 тыс. человек.
- получатели региональной социальной доплаты к пенсии - 613 тыс. человек.
За счет средств федерального бюджета – 2324 тыс. получателя, в том числе:
- граждане, состоящие в федеральном регистре – 1511 тыс. чел.,
- получатели детских пособий – 434 тыс. чел.;
- граждане награжденные
нагрудным знаком «Почетный
Средний размер выплат компенсации по ЖКУ на одну многодетную семью в месяц составил 1900 рублей (2010- 1678 рублей).
Средний размер компенсации по ЖКУ на одного регионального льготополучателя в месяц, без учета компенсации на твердое топливо, составил 1155,25 рублей (2010 -927 рубля).
Средний размер компенсации по ЖКУ на одного федерального льготополучателя в месяц, без учета компенсации на твердое топливо, составил 842,40 рублей (2010- 614 рублей).
В таблице 3.3 приведены средние размеры компенсации по ЖКУ в разрезе по категориям.
Таблица 3.3
Размеры компенсации по ЖКУ
№ п/п |
Наименование категории (РЕГИОНАЛЬНЫЕ) |
средний размер (руб.) |
Наименование категории (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ) |
средний размер (руб.) |
1 |
Ветеран труда |
938 |
Инвалиды (участники, блокадники, узники) ВОВ |
1169 |
2 |
Ветеран ХМАО |
949 |
Ветераны боевых действий (только коммунальные услуги) |
482 |
3 |
Реабилитированные лица |
824 |
Инвалиды 1,2,3 гр. в т.ч. дети- инвалиды |
751 |
4 |
Труженики тыла |
1910 |
Члены семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ |
990 |
5 |
Многодетные (на семью) |
1900 |
ЧАЭС |
820 |
В 2011 году количество семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, нарастающим итогом составило 1836 тыс. семей. Доля семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, от общего числа семей составила 12,2 %.
Из общего количества семей, получивших субсидию, 764 тыс. семей или 41,6 % имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе (8602 рублей).
Наибольшее количество получателей приходится на семьи, имеющие доходы от 1,5 до 4,0 величин прожиточного минимума, это 884 тыс. семей (или 48,1 %).
Средний размер субсидии на семью в месяц по итогам за 2011 год составил 1375 рублей. Расходы на предоставлении субсидии по ЖКУ составили 30290,4 тыс. рублей.
Заключение
Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему.
Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Она включает в себя:
1. Социальное обеспечение означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.
2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.
3) Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.
Объектом нашего изучения является Ханты-мансийской автономный округ. Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Административный центр - город Ханты-Мансийск.
Развитию системы социальной защиты населения уделяется особое внимание. Правительство разрабатывает все новые и новые концепции.
Для развития системы социальной защиты населения существуют несколько программ для поддержки отдельных категорий граждан: