Социальное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:35, реферат

Описание работы

Цель – рассмотреть консультирование как технологию социальной работы.
Задачи реферата:
Изучить подходы к определению понятия «социальное консультирование».
Рассмотреть основные виды и принципы социального консультирования.
Рассмотреть технологический процесс социального консультирования.

Файлы: 1 файл

щелканова н реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее  время социальная работа рассматривается  как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и/или локальным сообществам  в целях усиления или восстановления их способности к социальному  функционированию.

На современном этапе изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи консультантов.

 

Широкое внедрение психологии в практику деятельности специалистов разных сфер закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит консультированию.

Консультирование  – это относительно новая область  профессиональной деятельности специалиста  по социальной работе, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной  сферы деятельности наряду с традиционными  формами работы. Галина Сергеевна Абрамова определяет консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.

Объектом исследования является консультирование как технология социальной работы.

Цель – рассмотреть  консультирование как технологию социальной работы.

Задачи реферата:

Изучить подходы  к определению понятия «социальное  консультирование».

Рассмотреть основные виды и принципы социального консультирования.

 

Рассмотреть технологический  процесс социального консультирования.

В ходе подготовки реферата были изучены научная и  научно-публицистическая литература, а так же пользовались Интернет-ресурсы, для анализа степени изученности  темы исследования.

 

Глава I. Теоретические  аспекты социального консультирования

 

Понятие социального  консультирования и его место  в системе технологий социальной работы

Современное общество и протекающие в нём процессы ставят перед человеком целый  ряд проблем, с которыми не сталкивались даже его ближайшие предшественники. Это обусловлено такими факторами, как ускорение темпов социальной мобильности, принципиальное изменение базовых норм и ценностей общества, ускорение темпов его урбанизации, расширение ценностно-нормативных границ человеческого поведения и деятельности, рост уровня социальной автономности личности и т.п. Перечисленные и многие другие факторы, ставят большинство людей перед необходимостью выбирать какой-либо единственный способ решения социальной или личностной проблемы из множества возможных, каждый из которых существенно от личается от других.

Разумеется, ряд  проблем, с которыми сталкивается человек, он может успешно решить либо самостоятельно, либо с помощью близких ему  людей. Но в ряде случаев ему не хватает знаний, опыта, информации и т. п. Тогда человек вынужден прибегнуть к помощи специалиста, т.е. получить консультацию.

При этом о потребности  в консультации можно говорить только в случае, если человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.

Консультирование  – это относительно новая область  профессиональной деятельности социального  работника, которая сравнительно недавно  выделилась в качестве самостоятельной  сферы деятельности наряду с традиционными формами работы.

В настоящее  время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих  друг друга подхода к определению  сущности консультирования:

1.Функциональный, при нём консультирование понимается  как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. (например, направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья). При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

2.Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

Реализация  процесса социального консультирования на практике требует дифференцированного  подхода к этому виду деятельности, что проявляется в существовании различных его видов. Как любое социальное явление, социальное консультирование можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

По объекту  воздействия выделяют:

индивидуальное  консультирование, предполагающее работу с отдельным человеком;

групповое консультирование, когда объектом воздействия специалиста  является собой какая-либо группа или  коллектив.

Следует иметь  в виду, что объектом социального  консультирования может быть только малая социальная группа – семья, студенческая группа и т.п.

Более широкий  спектр разновидностей социального  консультирования, можно выделить по такому основанию как характер и  содержание обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем. Многообразие проблем  и сложностей, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни каждый человек, приводит к существованию таких видов консультирования как медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие. Эти виды социального консультирования хорошо знакомы каждому человеку, который хоть раз обращался за помощью в решении различных проблем к соответствующему специалисту – врачу, медику, юристу, чиновнику и т.п.

1.2. Основные  виды социального консультирования

Одним из оснований  для выделения видов социального консультирования является целевая установка клиента, т.е. цели, которые он преследует, обратившись за помощью к консультанту. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности .

1.Рефлексивное  консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта – выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой форме.

2.Проектное  консультирование, включающее поиск  и построение возможной программы  (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование, где консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.

3.Технологическое  консультирование, предполагающее  поиск оптимальной последовательности  действий для решения конкретной  проблемы или задачи. Это консультация  – рекомендация, где консультант  – это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.

4.Прогностическое  консультирование, представляющее  собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация – предвидение, где консультант – это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий.

Многообразие  видов социального консультирования позволяет, тем не менее, говорить о существовании ряда универсальных его характеристик. Одной из них является то, что, будучи методом оказания социальной помощи, видом социальных услуг, социальное консультирование независимо от своей видовой принадлежности оказывается на добровольной основе тому, кто в этой услуге нуждается. В этом реализуются важные принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности - уважение к личности человека, его правам, неприкосновенности частной жизни.

Человек, столкнувшийся  с какой-либо проблемой и не имеющий  возможности решить её самостоятельно, может осознать и обозначить зону собственных затруднений, но, как  правило, не представляет, что именно и каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена. Следовательно, он не может точно указать какая именно помощь или услуга ему необходима для преодоления возникшего затруднения. В такой ситуации консультант и приходит на помощь, реализуя на практике вышеназванные виды социального консультирования.

1.3 Основные  принципы социального консультирования

Ещё одной универсальной  характеристикой социального консультирования являются его принципы. Даже краткое  рассмотрение основных видов социального  консультирования позволяет с высокой  степенью достоверности предположить, что в процессе своей профессиональной деятельности консультанту приходится, во-первых, быть достаточно компетентным по целому ряду социальных и личностных проблем, во-вторых, доверительно общаться с клиентом, в-третьих, брать на себя определённую ответственность за решение его проблемы. Для того, чтобы быть достаточно эффективной и результативной, такая деятельность должна опираться на следующие группы принципов: принципы организации социального консультирования и принципы его осуществления. Каждая из этих групп, включает строго определённые элементы. Рассмотрим их более подробно .

1.3.1. Принципы  организации социального консультирования

1. Принцип анализа  подтекста, предполагающий наличие  у консультанта способности и  умения различать в запросе и словах клиента несколько «слоёв», своеобразное умение «читать между строк». Это позволяет специалисту, не перебивая и не напрягая излишними вопросами человека, понять, в чём состоит суть его проблемы или затруднения.

2. Принцип отказа  от конкретных рекомендаций, направленный на то, чтобы исключить навязывание клиенту какого-либо одного способа поведения и деятельности. Консультант должен предложить некоторый определённый спектр возможностей. Выбор из предложенного – прерогатива клиента и только его.

3. Принцип системности,  позволяющий консультанту при  работе с клиентом выделить  своеобразную «единицу анализа  обсуждаемой проблемы»: семья,  определённые цели и потребности  клиента, особенности его личности  и т.п. Это позволяет определить  основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.

4. Принцип уважения  личности клиента, направленный  на пресечение любых попыток  консультанта «перевоспитать» или  «переделать» клиента в соответствие  с собственными представлениями  о человеке в целом, его свойствах и качествах.

1.3.2. Принципы  осуществления социального консультирования

1. Принцип компетентности  и профессионализма, предполагающий  наличие у консультанта необходимых  знаний, умений и навыков, которые  он предоставляет в распоряжение клиента. Личные интересы консультанта при этом должны быть подчинены интересам клиента.

2. Принцип доверительности  и сотрудничества, реализация которого  на практике позволяет создать  атмосферу взаимного доверия  между консультантом и клиентом. В таких условиях возможность решения проблемы клиента становится более реальной. Кроме того, атмосфера доверия и доверительности является залогом того, что при возникновении проблем и затруднений в будущем, клиент вновь обратится за помощью к консультанту.

3. Принцип конфиденциальности, гарантирующий, что полученная консультантом в процессе консультации информация о клиенте не будет распространена и обнародована без согласия и разрешения последнего. Нарушение этого принципа является для консультанта недопустимым превышением своих полномочий.

4. Принцип результативности, направленный на то, чтобы усилия  консультанта либо помогли клиенту  решить возникшую у него проблему, либо создали для этого необходимые  условия. При этом, ведущая роль  в оценке результативности работы консультанта принадлежит клиенту.

Информация о работе Социальное консультирование