Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:35, реферат
Цель – рассмотреть консультирование как технологию социальной работы.
Задачи реферата:
Изучить подходы к определению понятия «социальное консультирование».
Рассмотреть основные виды и принципы социального консультирования.
Рассмотреть технологический процесс социального консультирования.
Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы название аксикреация.
В дословном
переводе на русский язык этот термин
означает «создание, творение ценностей».
Более строгое определение
1.Анализ проблемы,
задача которого состоит в
том, чтобы клиент мог «
2.Постановка
проблемы, при которой происходит
непосредственное воздействие
«разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностно-нормативные структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм и установок;
«изменение» существующей системы ценностей, когда человек получает возможность апробировать новые, не свойственные ему ранее ценности и нормы; при этом, он может попытаться идентифицировать себя с теми субъектами, для которых эти нормы и ценности являются привычными, оценив, таким образом, их достоинства и недостатки;
«заблокирование»
новой ценностно-нормативной
Необходимо
помнить, что для решения всего
комплекса задач требуется
Новый ценностный и мотивационный комплекс, который формируется у человека в ходе решения вышеуказанных задач, продолжает развиваться в процессе дальнейшего общения с консультантом и последующей жизнедеятельности, приобретая всё новые и новые элементы, черты и свойства. Единство этих процессов может быть обозначено как аксиогенез, т.е., последовательное и непрерывное совершенствование и развитие системы ценностей субъекта. Этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека и непосредственно влияет на то, какие пути, средства и способы самореализации он для себя выбирает.
3.Формулировка целей, на котором человек, при поддержке и помощи консультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.
4.Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом деятельности клиент имеет возможность выработать определённый диапазон возможных решений и при их практической реализации становится возможным достижение им новых жизненных целей.
5.Реализация
решения, на котором
В зависимости
от условий происходит процесс аксикреации,
что представляют собой проблемы
и потребности клиента и
монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;
диалог, свободная беседа клиента и консультанта;
ответы консультанта на прямые вопросы клиента;
разнообразные тестирования;
различные тренинги и обучения и т.п.
Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.
1.3.3. Общие принципы социального консультирования
Для успешной и
эффективной организации и
1. Принцип заинтересованности
клиента, предполагающий, что при
работе с клиентом консультант
должен, в первую очередь, убедить
его в необходимости и
2. Принцип ситуативного
контроля, соблюдение которого позволяет
консультанту даже в условиях
напряжённой работы сохранять
возможность трезвого и
3. Принцип органичности
и естественности, заключающийся
в том, что консультанту не
следует форсировать и
4. Принцип незавершённости,
направленный на то, чтобы оставить
клиенту возможность принятия
другого решения, формирования
новых, дополнительных
Реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении консультанта – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.
Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие :
передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности;
предоставление
необходимой клиенту
аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез;
контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента;
формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире;
обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностно-нормативных конфликтов.
Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека.
1.4 Этические основы
1.4.1. Профессиональные ценности консультанта
В процессе консультирования для построения адекватных профессиональных действий и коммуникаций на передний план выходят ценностные и этические аспекты.
Социальные работники на протяжении длительного времени проявляли явное стремление к ценностному самоопределению и особое внимание к ценностной рефлексии.
В своей основе социальная
работа предстает как нормативная
деятельность. Она непосредственно
связана с нравственными
Специалист при этом может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам. Однако беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны направлять клиента к выбору «правильного» решения проблемы.
Общение консультанта с клиентами – это «этический дискурс», диалог о должном, возможном и желательном .
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт, это :
твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
вера в несомненное
право каждого иметь
непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Консультант, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, специалист по социальной работе предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.
Морально-этическая природа консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия сопециалистом по социальной работе, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения консультанта и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.
В процессе работы, специалист должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки клиенту, если сам не до конца в них веришь. Очень часто социальные работники пытаются внушать клиентам ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается .
Специалисту, в процессе профессиональной деятельности, необходимо связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для специалиста является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. консультант сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, – как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя.