Социальное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:35, реферат

Описание работы

Цель – рассмотреть консультирование как технологию социальной работы.
Задачи реферата:
Изучить подходы к определению понятия «социальное консультирование».
Рассмотреть основные виды и принципы социального консультирования.
Рассмотреть технологический процесс социального консультирования.

Файлы: 1 файл

щелканова н реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы  способствовать преобразованию внутреннего  мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных ценностей. Подобный процесс получил в теории и  практике социальной работы название аксикреация.

В дословном  переводе на русский язык этот термин означает «создание, творение ценностей». Более строгое определение этого  понятия звучит следующим образом. Аксикреация – это процесс  порождения, формирования и закрепления  у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей. Изменение ценностных структур происходит в результате длительного и систематического общения клиента с консультантом, в процессе реализации разнообразных видов консультирования.

1.Анализ проблемы, задача которого состоит в  том, чтобы клиент мог «взглянуть  на себя со стороны». Подобный  взгляд позволяет понять, что  многие затруднения связаны не  столько с объективными трудностями  и обстоятельствами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеалами человека.

2.Постановка  проблемы, при которой происходит  непосредственное воздействие на  систему ценностей клиента с  целью её изменения. Именно  здесь, и начинается процесс  аксикреации и личностной реинтеграции, т.е. восстановление связей между субъектом и окружающим его миром. Успешным и результативным подобное воздействие станет тогда, когда последовательно будут решены важнейшие задачи процесса аксикреации, а именно:

«разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностно-нормативные структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм и установок;

«изменение» существующей системы ценностей, когда человек  получает возможность апробировать новые, не свойственные ему ранее  ценности и нормы; при этом, он может  попытаться идентифицировать себя с  теми субъектами, для которых эти  нормы и ценности являются привычными, оценив, таким образом, их достоинства и недостатки;

«заблокирование»  новой ценностно-нормативной системы, т.е., окончательное принятие человеком  новых ценностей, норм и установок, которые становятся неотъемлемым элементом его личности.

Необходимо  помнить, что для решения всего  комплекса задач требуется время, в течение которого клиент нуждается  в поддержке, поощрении и необходимой  помощи.

Новый ценностный и мотивационный комплекс, который  формируется у человека в ходе решения вышеуказанных задач, продолжает развиваться в процессе дальнейшего общения с консультантом и последующей жизнедеятельности, приобретая всё новые и новые элементы, черты и свойства. Единство этих процессов может быть обозначено как аксиогенез, т.е., последовательное и непрерывное совершенствование и развитие системы ценностей субъекта. Этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека и непосредственно влияет на то, какие пути, средства и способы самореализации он для себя выбирает.

3.Формулировка целей, на котором человек, при поддержке и помощи консультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.

4.Выработка  решений, на котором в ходе  совместной с консультантом деятельности клиент имеет возможность выработать определённый диапазон возможных решений и при их практической реализации становится возможным достижение им новых жизненных целей. 

5.Реализация  решения, на котором осуществляется  процесс выбора и реализации человеком какого-либо из принятых ранее решений по достижению новых целей. Последние, как и новые мотивы деятельности человека становятся основой для его последующей жизнедеятельности, выполнения им новой системы социальных ролей и приобретения новых социальных позиций и статусов.

В зависимости  от условий происходит процесс аксикреации, что представляют собой проблемы и потребности клиента и возможности  консультанта, выделяются следующие  основные формы и способы социального  консультирования. При этом наиболее существенную роль в выборе конкретных способов и форм работы в каждом случае играют рассмотренные выше целевые установки клиента. В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:

монолог клиента  и его последующий анализ совместно  с консультантом;

диалог, свободная  беседа клиента и консультанта;

ответы консультанта на прямые вопросы клиента;

разнообразные тестирования;

различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму  работы с клиентом не избрал консультант  в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует  от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.

 

1.3.3. Общие принципы  социального консультирования

Для успешной и  эффективной организации и осуществления  процесса социального консультирования необходимо соблюдение ряда общих принципов  социального консультирования .

1. Принцип заинтересованности  клиента, предполагающий, что при  работе с клиентом консультант  должен, в первую очередь, убедить  его в необходимости и полезности  аксикреации или аксиокоррекции  с целью последующего решения  существующей проблемы.

2. Принцип ситуативного  контроля, соблюдение которого позволяет  консультанту даже в условиях  напряжённой работы сохранять  возможность трезвого и объективного  взгляда на ситуацию, чтобы вмешаться  в неё в случае возникновения  негативных или деструктивных тенденций.

3. Принцип органичности  и естественности, заключающийся  в том, что консультанту не  следует форсировать и искусственно  ускорять процесс аксикреации.  Он должен быть естественным  результатом совместной деятельности  консультанта и клиента по осмыслению и анализу возникшей проблемы.

4. Принцип незавершённости,  направленный на то, чтобы оставить  клиенту возможность принятия  другого решения, формирования  новых, дополнительных ценностей,  пересмотра решений, принятых  ранее.

Реализуя эти  принципы в практике своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении консультанта – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие :

передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности;

предоставление  необходимой клиенту информации;

аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез;

контроль за реализацией новых ценностей  и норм в повседневной жизни клиента;

формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире;

обучение человека эффективным  и адекватным способам разрешения ценностно-нормативных  конфликтов.

Развитие в обществе системы  органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

 

 

 

 

1.4 Этические основы консультирования  в социальной работе

1.4.1. Профессиональные ценности  консультанта

В процессе консультирования для построения адекватных профессиональных действий и коммуникаций на передний план выходят ценностные и этические аспекты.

Социальные работники  на протяжении длительного времени  проявляли явное стремление к  ценностному самоопределению и  особое внимание к ценностной рефлексии.

В своей основе социальная работа предстает как нормативная  деятельность. Она непосредственно  связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально  одобряемым или неодобряемым, «хорошим»  или «плохим», агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.

Специалист при этом может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам. Однако беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны направлять клиента к выбору «правильного» решения проблемы.

Общение консультанта с клиентами – это «этический дискурс», диалог о должном, возможном и желательном .

Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие  из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт, это :

твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности  каждого индивида;

вера в несомненное  право каждого иметь собственное  мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той  степени, в которой это не ущемляет прав других людей;

непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом  праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его  основе в рамках меняющегося и  развивающегося, но при этом стабильного  общества.

Нормативно-ценностная природа  социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Консультант, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, специалист по социальной работе предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.

Морально-этическая природа  консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия сопециалистом по социальной работе, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения консультанта и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.

В процессе работы, специалист должен постоянно задумываться над  вопросом: возможно ли транслировать  информацию, ценности или нравственные установки клиенту, если сам не до конца в них веришь. Очень часто  социальные работники пытаются внушать клиентам ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается .

Специалисту, в процессе профессиональной деятельности, необходимо связать воедино многие, часто  противоречивые требования, возложенные на него. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для специалиста является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. консультант  сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, – как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя.

Информация о работе Социальное консультирование