Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:35, реферат
Цель – рассмотреть консультирование как технологию социальной работы.
Задачи реферата:
Изучить подходы к определению понятия «социальное консультирование».
Рассмотреть основные виды и принципы социального консультирования.
Рассмотреть технологический процесс социального консультирования.
Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамки толерантности по отношению к тем, кто не соответствует общепринятой социальной норме, к тем, кто просто «иной». Многие из их диагностических выводов предстают как этические суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.
Содержание и направленность
профессиональных действий социального
работника следует
1.4.2.
Личностные качества
Глава 2. Технологические
аспекты социального
2.1 Алгоритм социального консультирования
Особая задача
социального работника
Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог или социальный работник имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где обеспечены уединенность, ничего не отвлекает его от беседы.
Время беседы определяет, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие. Время имеет значение и для самого процесса беседы, у которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на стене – это важный атрибут кабинета психолога, социального работника, консультанта, напоминающий клиенту и консультанту, что время идет, и необходимо работать активно и динамично. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый ее этап должны произойти в отведенный для этого временной отрезок.
Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа :
1) знакомство с клиентом и начало беседы;
2) расспрос
клиента, формулирование и
3) коррекционное воздействие;
4) завершение беседы.
Длительность приема, во время которого происходит беседа, варьируется в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм. В большинстве случаев время приема один час, и распределить его можно следующим образом:
1) начало беседы 5-10 минут;
2) расспрос клиента 25-30 минут;
3) коррекционное воздействие 10-15 минут.
Рассмотрим, что представляет собой каждый из этих этапов, какие задачи и цели должен успеть решить консультант за это время.
Во время беседы консультанту надо встретить и "усадить" клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько с первых минут консультант сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником (встать навстречу клиенту, или встретить его в дверях кабинета, при необходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить сумку). Перед тем как начать беседу, можно сделать паузу 45-60 секунд, чтобы клиент успел собраться с мыслями и оглядеться в кабинете, так как клиент в незнакомом помещении испытывает дискомфорт. Важный момент начала беседы – знакомство с клиентом по имени, если этого не произойдет по каким-либо причинам, то беседа может пройти неэффективно. После знакомства консультант может объяснить, что такое социальное консультирование, на что клиент может рассчитывать, обращаясь за помощью, затем клиент должен рассказать о себе и своих проблемах, если он молчит, ждет, что скажет консультант, ему нужно помочь начать рассказывать о себе репликами типа: "Слушаю вас внимательно", или "Расскажите, что вас сюда привело" .
В процессе беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие – это воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика – и клиент может обидеться на консультанта, замкнуться, почувствовать себя неуверенно и одиноко, и тогда придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.
Неудачные слова, как "проблема" – употребление его до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. "Не бойтесь, не напрягайтесь, даже если вам будет стыдно говорить о чем-то". Все эти реплики заставляют думать клиента, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, напрягаться и т.д.
В начале беседы у клиента может возникнуть сопротивление консультированию, он задает себе вопрос, стоило ему приходить сюда или нет. Вступая в дискуссию с клиентом, не стоит забывать, что попытка приписать собственные проблемы другому является классической формой сопротивления.
Когда все проблемы начала беседы решены, клиент начал рассказ о себе, переводя таким образом беседу на следующий этап, главная задача консультанта – как можно лучше разобраться в его проблемах, понять, с чем связаны основные конфликты и тревоги.
Основная цель консультанта – "разговорить" клиента . Лучше всего будут помогать вопросы и реплики, стимулирующие его на рассказ. "Расскажите о ваших отношениях", "Какая у вас семья", "Когда и как это началось". Пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования:
1) консультант поддерживает контакт с клиентом:
2) стимулирует его на дальнейший рассказ;
3) способствует
целенаправленному развитию
4) осмысливает то, что говорит клиент.
1. Наиболее
эффективный способ
2. Стимулированием клиента на рассказ и полезной для консультанта информацией может быть: история возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отношение к проблемам, представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих его людей, чем вызвано обращение в консультацию, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже.
3. Структурирование беседы необходимо консультанту и клиенту. У клиента должно быть логическое представление о том, что и зачем говорится в данный момент. Это помогает избежать рецидивов сопротивления, так как клиент начинает ощущать, что за все, что происходит, во время приема, ответственен не только консультант, но и он сам. Понимание происходящего способствует концентрации внимания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активности во время разговора.
В чем должно выражаться структурирование? Задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультант должен объяснить, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента соблюдалась видимость логики всех переходов в разговоре. Реплики-связки: "Вы много говорите о своем отце, но так как мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы вы несколько слов сказали о своей матери" и др.
Другой прием структурирования беседы – краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу: "Таким образом, вы мне рассказали о ваших отношениях с сыном на сегодняшний день". Такие реплики консультанта помогают клиенту оценить свой рассказ, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить.
4. Осмысление того, что говорит клиент – внутренняя работа психолога. Молчать, но при этом помнить и анализировать все, что говорит собеседник, удается не каждому.
Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Чтобы не упустить что-то важное, консультант может кое-что записывать во время беседы, для этого необходимо получить согласие клиента. Не следует писать, когда клиент плачет, очень возбужден, рассказывает о чем-то сокровенном (важном, тайном) для него. Процесс расспроса длится 25-30 минут, но 15-20 минут спустя после начала беседы консультант должен хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспросов – формулированию и проверке консультативных гипотез, с помощью которых консультант с клиентом пытаются понять, осмыслить проблемную ситуацию и найти пути ее решения.
Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с клиентом . Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию клиента эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме.
Важно также, подводя
итоги проведенной
Все это отмечается
психологом-консультантом в рег
При расставании с ним клиента обычно просят о том, чтобы он регулярно сообщал в психологическую консультацию (лучше всего - своему психологу- консультанту), как ему удается выполнять полученные рекомендации и каким является результат их практического выполнения.
Получение обратной информации от клиента можно стимулировать, в частности, обещанием ему провести с ним дополнительную, бесплатную консультацию, если он выполнит указанную выше просьбу.
В практике работы для успешного проведения психологического консультирования важна не только правильно организованная встреча клиента в консультации и хорошая, продуктивная, профессиональная работа с ним, но также и продуманная процедура расставания с клиентом по завершении консультации. Весьма существенно, чтобы клиент покинул психологическую консультацию в хорошем настроении, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате реализации полученных рекомендаций будет успешно решена.
Безусловную уверенность в этом, прощаясь с клиентом, прежде всего должен продемонстрировать сам психолог-консультант. Ему, кроме того, следует проводить клиента до выхода из помещения психологической консультации. Хорошее завершающее впечатление на клиента обычно производит ситуация, в которой психолог-консультант, расставаясь с ним, дарит клиенту что-нибудь на память, например свою визитку или какой-либо сувенир, напоминающий о совместной работе в психологической консультации.
Наконец, очень важны самые последние слова, произносимые психологом-консультантом в тот момент, когда он расстается с клиентом. Вот примерные начала некоторых подходящих для этого случая фраз, которые соответствуют принятым нормам русского речевого этикета :
Я вполне удовлетворен нашей встречей; Мы с вами приятно провели время; Мне было интересно с вами общаться; Хорошо, что мы обо всем договорились; Прекрасно, что мы нашли общий язык; Я доволен тем, что мы с вами добились взаимопонимания; Спасибо, что вы прислушались к моим советам; Спасибо за то, что вы согласились встретиться и побеседовать со мной; Спасибо за доставленное удовольствие общения с вами; Не могу больше вас задерживать; До свидания; До встречи!; Всего хорошего!; Всего доброго!; Будьте здоровы!; Счастливо!; Всего!; Пока!; Мы еще с вами увидимся!; Я с вами не прощаюсь!; Не забывайте нас!; Приходите!; Заходите!; Не пропадайте, дайте о себе знать!; Милости просим к нам еще раз!
Последующее общение психолога-консультанта с клиентом, если оно необходимо, организуется и также проводится по заранее продуманному, определенному плану, который должен быть своевременно оговорен и согласован между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане обычно фиксируются место, время и возможные темы (вопросы) для бесед психолога-консультанта с клиентом после завершения консультации. Эти беседы не обязательно должны проходить в очной форме, иногда достаточно бывает поговорить с клиентом по телефону или же обстоятельно ответить на его вопросы в письменной форме.
План возможных бесед консультанта и клиента после консультации намечается психологом-консультантом совместно с клиентом. Иногда этот план готовится в письменном виде в двух экземплярах. Один из них остается у психолога-консультанта, а другой вручается клиенту.
2.2 Методы, приемы
и техники социального
2.2.1. Методы социального консультирования
Методы социального консультирования можно разделить на две группы .
Первая группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.
Вторая группа.
Консультант стремится развить
у организации способности
Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.
Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.