Социальное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:35, реферат

Описание работы

Цель – рассмотреть консультирование как технологию социальной работы.
Задачи реферата:
Изучить подходы к определению понятия «социальное консультирование».
Рассмотреть основные виды и принципы социального консультирования.
Рассмотреть технологический процесс социального консультирования.

Файлы: 1 файл

щелканова н реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Недирективный – позволяет клиенту активно  участвовать в выработке решений.

Рассмотрим  методы консультирования: проективное  консультирование, рефлексивное консультирование, консультирование процесса, прогностическое консультирование, диагностическое интервью, элемент социально-психологического тренинга, игровые методы.

Проективное консультирование – консультант ставит диагноз  и разрабатывает предложения. Консультант  не обучает клиента использованию методов диагностики и решения проблем и не принимает участие в процессе внедрения своих предложений.

Способ консультирования процесса – диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента  использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта – подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.

Рефлексивное  консультирование – один из методов, основанный на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны. Рефлексия – механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы и отмечающий неудачные.

Рефлексивное  консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность  выявить, развивать, проживать и  рефлексировать на всех уровнях различные  профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностных опытом, новыми возможностями и навыками.

Прогностическое консультирование – консультирование, ставящее своей целью предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений. Оно состоит в подготовке рекомендаций, предложений, проектов о том, в каком направлении желательно развитие объекта.

Интервью как  метод консультирования предполагает оказание воздействия с помощью  вопросов и специальных заданий, раскрывающих возможности клиента. Модель интервью включает в себя пять шагов :

Достижение  взаимопонимания. Консультант конструирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Дает клиенту информацию о своих возможностях. Эта стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента;

Сбор информации. Консультант решает вопросы: "Зачем  клиент пришел?", уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы;

Определение желаемого  результата (клиенту предлагается определить свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет  достигнут);

Выработка альтернативных решений (вместе работают над вариантами решений);

Обобщение предыдущих стадий, переход к действию.

В практике социальной работы, а частности в консультировании, используются также игровые методы . Их используют, когда консультант  не может сразу предложить решение  проблемы: он провел диагностику, выяснил трудности, но сформулировать полезные рекомендации не может. Возможен другой вариант. Консультант знает решение проблемы, но появились сомнения, что клиент примет его рекомендации.

В обоих случаях  консультант хочет, чтобы клиенты  самостоятельно прошли путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагается деловая игра.

При проведении игры создаются проблемные группировки, представляющие различные точки  зрения и разные цели. Консультант  составляет программу проведения игры, в которой обосновывает ее необходимость, кратко излагает правила игры.

Деловая игра состоит  из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.

Этапы игры: диагностика  – игра – реализация.

Социально-психологический  тренинг направлен на развитие коммуникативных  способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, анализировать ситуацию и себя в ней), умение адекватно воспринимать себя и окружающих.

В процессе тренинга корректируются нормы личностного  поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Кроме рассмотренных  методов решения проблем существуют: техника самоанализа с помощью  групп, проблемный анализ ситуации, метод "мозговой атаки", технология группового решения проблем.

Организационные формы социального консультирования разнообразны и зависят от психологических, материальных, юридических, организационных  и других проблем.

2.2.2. Приемы успокоения  клиента

С целью……… в  социальном консультировании применяются приёмы успокоения клиента.

Процедура успокоения клиента, нейтрализации действия имеющихся  у него комплексов и снятия психологических  барьеров в общении может включать в себя технические приемы, создающие  для клиента атмосферу физического и психологического комфорта, обеспечивающие его психологическую безопасность. Это могут быть, например, следующие приемы:

Дать клиенту  возможность некоторое время  побыть одному, например, посидеть в  одиночестве две-три минуты, не общаясь  ни с кем. В это время психолог-консульт; 1 и I может заняться каким-либо делом здесь же, в психологической консультации, или же выйти на несколько минут из помещения.

Включить в  помещении консультации негромкую  и приятную музыку в то время, когда  клиент находится в нем и настраивается на предстоящий разговор с консультантом.

Дать в руки клиенту во время беседы какой-либо приятный, привлекательный небольшой  предмет, например игрушку.

Предложить  клиенту что-либо делать своими руками во время разговора с психологом-консультантом под предлогом, например, оказания психологу-консультанту небольшой услуги, помощи.

Действия, описанные  выше, можно применять на практике в самых различных комбинациях, и в отдельности, и в различных  сочетаниях друг с другом.

Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди

Исповедью в  психологическом консультировании называется адресованный психологу-консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о  своей проблеме.

2.2.3. Техника ведения беседы при консультировании

Большое значение при проведении консультации имеет  вербальная поддержка клиента , особенно во время «исповеди» важно правильно  вербально реагировать на то, что  говорит и делает клиент. Иногда во время исповеди клиент может говорить то, с чем психолог-консультант не согласен, например высказывать свои, не вполне обоснованные, претензии к психологу-консультанту, к проводимой консультации, к обстановке и т.д.

В этом случае консультант  не должен открыто возражать клиенту, тем более - начинать спорить с ним. Гораздо разумнее при возникновении подобной ситуации поступить следующим образом: признав прямо или косвенно, открыто или молча право клиента на критику, предложить ему отложить спорные вопросы и обсудить их в конце консультации.

Если клиент все же настаивает на немедленном  обсуждении данных вопросов и, более  того, требует, чтобы поставленные им вопросы были решены здесь и теперь, то консультант-психолог может поступить  одним из следующих способов:

прервать на время консультирование и постараться как можно быстрее разрешить спорные вопросы;

отложить психологическую  консультацию и перенести ее на другое, более подходящее, время, когда все  спорные вопросы будут решены;

вообще отказаться от дальнейшего проведения психологической консультации, вежливо извинившись перед клиентом и объяснив ему, почему консультацию пришлось прервать и почему поставленные им вопросы не могут быть решены, а претензии - удовлетворены.

В том случае, если клиент говорит психологу-консультанту нечто такое, что прямо не относится к условиям проведения консультации, но связано с сутью обсуждаемой проблемы, консультант может переключиться на разговор по вопросу, поднятому клиентом, если ему, конечно, есть что сказать клиенту по соответствующему поводу.

2. "Зеркализация" - прием заключается в незаметном  для клиента повторении его  высказываний и движений; "зеркализировать", в частности, можно жесты, мимику, пантомимику, интонацию, ударение, паузы в речи клиента и т.п.

Зеркализация  особенно важна в те моменты проведения исповеди, когда клиент бросает мимолетные взгляды на консультанта, рассказывая о себе и о своей проблеме.

3. "Перифраза" - краткая, текущая реплика консультанта, произносимая им во время исповеди  клиента и предназначенная для  прояснения, уточнения смысла того, что говорит клиент.

В случае применения перифразы психолог-консультант, слушая клиента, во время естественных пауз, возникающих в речи клиента, кратко, своими словами, в виде утверждений  или вопросов повторяет то, что  сказал клиент, и, в свою очередь, ждет от клиента подтверждения или опровержения правильности его понимания.

Перифразу можно  начинать, например, словами: "Итак,...", "Вы сказали...", "Правильно ли я вас понял, вы сказали...".

Можно просто повторить  последние слова, произнесенные клиентом, но в вопросительной форме, ожидая, соответственно, от него подтверждения или опровержения правильности сказанных слов.

4. "Обобщение" - прием, который внешне чем-то  напоминает перифразу, но относится  не к тому последнему, что сказал  клиент, а к целому высказыванию, состоящему из нескольких суждений или предложений. В отличие от перифразы, которая буквально повторяет последнюю мысль клиента, обобщение представляет собой вольную, но достаточно точную передачу его мысли в обобщенной форме.

Обобщение можно начинать, например, со следующих слов: "Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что вы сказали, то можно ли это сделать так...?" "Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...?" "Если я вас правильно понял, то смысл сказанного вами сводится к следующему... Так ли это?"

5. Прием эмоциональной  поддержки клиента, когда психолог-консультант  внимательно выслушивает клиента,  следует за его мыслью, стараясь  в нужные моменты исповеди, в  то время, когда клиент обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит клиент, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента. Это может быть, например, выражение клиенту сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит.

6. Прием постановки  перед клиентом стимулирующих  его мышление вопросов типа "Что?" "Как?" "Каким образом?" "Зачем?" "Почему?". Он обычно используется  тогда, когда психологу-консультанту  необходимо что-либо прояснить  для себя в мыслях клиента, а также тогда, когда сам клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.

7. Овладение  и использование в разговоре  с клиентом особенностей его  языка - прием психологического  консультирования, который заключается  в следующем. Консультант, внимательно слушая клиента, старается уловить особенности стиля его речи, обращая внимание на слова, фразы, выражения и обороты, часто используемые клиентом. Определив и усвоив это, психолог-консультант через некоторое время сам начинает сознательно пользоваться теми же речевыми приемами в общении с клиентом, то есть незаметно для клиента начинает воспроизводить особенности его речи.В результате между клиентом и психологом-консультантом возникает психологическая общность.

2.2.4. Техника,  применяемая при интерпретации исповеди клиента

Для того чтобы  сделать правильные выводы из исповеди клиента и не ошибиться в оценке его проблемы, а также для того, чтобы убедить самого клиента  в верности интерпретации его  исповеди, консультант в процессе интерпретации исповеди должен придерживаться следующих правил:

Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после окончания исповеди клиента  сделать паузу в общении с  ним длительностью от 10 до 15 минут, заполнив ее каким-либо делом, позволяющим  отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы. Такой перерыв нужен не только психологу-консультанту, но и клиенту. За время перерыва он сможет отойти от исповеди, успокоиться, психологически настроиться на выслушивание консультанта и на конструктивный диалог с ним.

Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации  исповеди клиента не были упущены  какие-либо существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом. Если при интерпретации исповеди это важное правило не будет соблюдено, то противоречия в фактах неизбежно проявятся и в противоречиях в выводах, которые следуют из этих фактов. Это - известный закон логики мышления.

Информация о работе Социальное консультирование