Социальное обеспечение в России до 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "История развития социального обеспечения в России". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….2-4
Теоретические основы права социального обеспечения в Российской Федерации.
1.1 Понятие, критерии сущность права социального обеспечения……………………………...…………………………....5-9
1.2 Признаки и функции социального обеспечения……………..10-13
Социальное обеспечение в России до 1917 года
2.1 Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X-XIII вв…………………………………………....………..……14-21
2.2 Церковно-монастырская система благотворительности……22-49
2.3 Благотворительность и общественное призрение в России до 1917 г. …………………………...…………………….……………40-42
Заключение…………….……………………………….……………..43-45
Список литературы……………………………………………….………46

Файлы: 1 файл

Курсовая Алентьева.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

 

Московский  государственный гуманитарно-экономический  институт 
Волгоградский филиал 
ФГБОУ ВПО МГГЭИ ВФ

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине « Право  социального  обеспечения» 
Тема: “Социальное обеспечение в России до 1917 года”

 

 

 

Курсовую выполнил 
Студент 2 курса 
Отделения “Э и П” 
Группы ПС-2110-с 
Алентьева Яна Евгеньевна

Научный руководитель 
Калугина О.В.

 

 

Волгоград-2013

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….2-4

    1. Теоретические основы права социального обеспечения в Российской Федерации. 
      1.1 Понятие, критерии сущность права социального обеспечения……………………………...…………………………....5-9 
      1.2 Признаки и функции социального обеспечения……………..10-13
    2. Социальное обеспечение в России до 1917 года 
      2.1  Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X-XIII вв…………………………………………....………..……14-21 
      2.2 Церковно-монастырская система благотворительности……22-49 
      2.3 Благотворительность и общественное призрение в России до 1917 г. …………………………...…………………….……………40-42
    3. Заключение…………….……………………………….……………..43-45
    4. Список литературы……………………………………………….………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность. 
Социальное обеспечение как определённая форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации. 
Представленная работа посвящена теме "История развития социального обеспечения в России". 
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. 
Тема "История развития социального обеспечения в России" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "История развития социального обеспечения в России". 
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "История развития социального обеспечения в России". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.  
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "История развития социального обеспечения в России" определяют несомненную новизну данного исследования. 
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "История развития социального обеспечения в России" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. 
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "История развития социального обеспечения в России" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "История развития социального обеспечения в России". 
Теоретическое значение изучения проблемы "История развития социального обеспечения в России" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. 
Объектом данного исследования является анализ условий "История развития социального обеспечения в России". 
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво. К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальном обеспечении наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого правового механизма, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России. Реформирование всей системы социального обеспечения граждан в России, сложившейся в советское время и оказавшейся неприемлемой в условиях рыночной экономики, столкнулось с серьезными трудностями, от успешного разрешения которых во многом зависит успех проводимых преобразований и социальная стабильность в обществе. Подробное изучение и теоретическое осмысление дореволюционного отечественного опыта в области социального обеспечения обусловливается необходимостью учитывать его в процессе становления и развития современной системы социального обеспечения. На нынешнем этапе это приобретает особое значение в связи с разработкой новых федеральных законов, регулирующих отдельные виды социального обеспечения, призванных наряду с Конституцией Российской Федерации стать правовой основой для дальнейшего развития системы социального обеспечения и в Российской Федерации в целом и в ее отдельных субъектах.

Попытки решить вопрос о социальном обеспечении граждан на общегосударственном уровне стали предприниматься в различных странах начиная с середины 19 века. Возникновение отдельных видов социального обеспечения граждан в России относится к концу 19 началу 20 веков. Именно тогда появляются первые законодательные акты, касающиеся обеспечения рабочих и членов их семей в случае нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца. Развивая свое законодательство о социальном обеспечении, Россия во многих случаях заимствовала опыт ведущих европейских стран, используя наиболее удачные модели, учитывая при этом свои национальные особенности.  
В курсовой работе предпринята попытка показать процесс возникновения и становления системы социального обеспечения в России дореволюционного, то есть досоветского периода. Изучение опыта прошлого и обращение к истории развития социального обеспечения позволит избежать ошибок в будущем, в частности при разработке законопроектов, регламентирующих его отдельные виды. 
Предметом исследования является выраженное в понятиях и нашедшее отражение в законодательстве, в юридической литературе, публицистике и архивных документах рассматриваемого периода правовое регулирование социального обеспечения в дореволюционной России. 
Практическая значимость курсовой состоит в том, что

  • материалы исследования и его результаты могут быть использованы в научной и практической разработке проблем социального обеспечения в России;
  • определении дальнейших перспектив развития различных институтов социального обеспечения;
  • в процессе преподавания учебных курсов по истории отечественного права и государства и по праву социального обеспечения;
  • в законотворческом процессе при подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих материальное обеспечение граждан при наступлении различных факторов социального риска. 
    Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.Источниками информации для написания работы по теме "История развития социального обеспечения в России" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "История развития социального обеспечения в России", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

I. Теоретические подходы к пониманию отрасли социального права.

1.1 Понятие, критерии, сущность права социального обеспечения.

Так как люди постоянно  взаимодействуют с друг другом, часто  возникают противоречия, поэтому  в связи с необходимостью появилась  специальная отрасль права, регулирующая отношения в этой сфере.  
Отрасль права - объективно сложившаяся внутри единой системы права, но  обособленная часть, представляющая собой группы правовых институтов и норм, которые регулируют однородные общественные отношения, опирающиеся на определенные принципы, имеющие относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования. 
Как утверждают специалисты, отрасль права социального обеспечения обладает такими же признаками, которые характерны для любой  самостоятельной отрасли. К их числу необходимо отнести:

  • первое - однородность общественных отношений, которые возникают между компетентными органами и физическими лицами  в связи с реализацией права последних на социальное обеспечение. Реализуется это право  через распределение между ними части валового внутреннего продукта путём предоставления им компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством;
  • второе - специфика способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений, которая учитывает добровольность, адресность и распределительный характер этих отношений, т.е. особенный метод правового регулирования;
  • третье – нормы права, регулирующие социально-обеспечительные отношения, обладают равной юридической силой с нормами отраслей как публичного, так и частного права и успешно взаимодействуют с ними; 
  • четвертое - в основу регулирования общественных отношений по социальному обеспечению положены руководящие начала - отраслевые принципы, которые выражают суть отрасли - правовыми средствами обеспечить социальную справедливость общества ко всем своим членам.
  • пятое - принятие законодателем такого количества социально-обеспечительных правовых норм, которое позволило им приобрести новое качество - признаки права социального обеспечения как отрасли;
  • шестое – социально-обеспечительные отношения стали регулироваться таким объёмом нормативных правовых актов, который  стал  важной предпосылкой для формирования и принятия кодифицированного акта. Пока такой акт не принят, но активная и целесообразная деятельность законодателя в этом направлении вселяют уверенность в том, что создание кодифицированного акта, регулирующего социальное обеспечение, вполне возможно;
  • седьмое - очевидная потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли. Данная потребность обусловлена тем, что субъектами отношений являются все население страны, и через систему социального обеспечения распределяется часть всенародного достояния, которая предназначена для обеспечения каждому гражданину достойного уровня жизни.

Итак, в соответствии с названными выше признаками, представляется возможным  сформулировать научную дефиницию права социального обеспечения: 
«Право социального обеспечения – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм, правовых институтов и подотраслей, регулирующих отношения между лицами, застрахованными по обязательному социальному страхованию или нуждающимися в государственной социальной поддержке, помощи и социальном обслуживании, с одной стороны, и государственными органами Российской Федерации и субъектов РФ, органами местного самоуправления – с другой, по материальному обеспечению из государственных внебюджетных социальных фондов или за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». 
Впервые вывод о самостоятельности права социального обеспечения  прозвучал на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.  
Вместе с тем, формирование отрасли и науки права социального обеспечения пока не завершилось. Дальнейшее их развитие связывается с разработкой и принятием кодифицированного нормативного правового акта, регулирующего социальное обеспечение в нашей стране.


http://www.book-science.ru/applied/law/ponjatie-prava-social-nogo-obespechenija-kak-otrasli-prava.html

 
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально ориентированная экономика, целью которой выступает удовлетворение потребностей человека в материальных и духовных благах, социальное развитие становятся приоритетом государственного строительства страны в ближайшей перспективе. Гарантии социальной защиты граждан находятся в сфере этих приоритетов, что находит отражение в нормах действующего законодательства и в положениях Основного Закона.

Положения Конституции  РФ о социальной направленности Российского  государства обеспечиваются конкретными  правовыми регуляторами как на конституционном  уровне, так и на уровне специальной правовой базы, имеющей в основном охранительно-защитный характер и принятой в развитие конституционных установлений.

Согласно статье 39 Конституции  РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение - одно из основных направлений развития любого демократического, правового  государства. Мировая практика моделей  социальной защиты определяется либо высокой ролью государства в процессе регулирования механизмов социального управления, либо меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы, отражающие неолиберальный подход в установленной сфере.

Россия, постепенно входящая в систему рыночной экономики, активно воспринимает новые вызовы построения социальных связей на основе взаимодействия общества и государства. Публичные функции в этой сфере должны обеспечивать развитие самостоятельных институтов гражданского общества, учитывая приоритеты социального государства.

Полноценное развитие законодательства в сфере социальной защиты отдельных  категорий граждан, безусловно, является одним из направлений по реализации социальной политики.

При этом в законодательстве различаются виды социальной защиты в зависимости от условий и форм (натуральной или денежной) и порядка предоставления, категорий граждан, подлежащих социальной защите, и т.п.

В связи с этим прежде всего следует обратить внимание на вопросы технического нормотворчества, имеющие непосредственную связь с формированием социальной сферы в либеральном формате.

Основные изменения  последнего времени в сфере обеспечения  социальных функций государства  и модернизации системы социального  обслуживании сопровождались необходимостью приведения нормативно-правовой базы в соответствие с целями реформирования социального сектора.

В числе основных направлений  в этой сфере явились положения  Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, установившего "монетизацию" льгот для соответствующих категорий граждан. В целях приближения государственных социальных услуг к потребителю, обеспечения их адресного характера и более эффективного использования финансовых ресурсов некоторые виды натуральной помощи были заменены денежной компенсацией.

В рамках таких новелл были проведены изменения в законодательство о социальном обеспечении, нормы которого претерпели важные технические изменения, оказавшие принципиальное влияние на их содержание. В частности, по тексту отдельных статей слова "социальной защиты" заменены на слова "социальной поддержки"; "льготы", "льготы и компенсации" - на "социальные гарантии". Кроме того, внесены некоторые изменения в конструкции нормативных положений.

Результаты корректировки  положений законодательства нашли  свое обобщенное выражение и в наименовании глав (разделов) соответствующих законов, определяющих с 1 января 2005 г. не меры "социальной защиты", а меры "социальной поддержки".

Однако в этой части  до сих пор страдает и терминология нормативных актов, которые одну и ту же, по сути, социальную услугу определяют в одном случае как "социальную защиту", а в другом - как "социальная поддержка". Соотношение этих двух на первый взгляд фактически равнозначных по содержанию терминов приводит в итоге к различным толкованиям.

Информация о работе Социальное обеспечение в России до 1917 года