Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является характеристика системы социального обеспечения вынужденных переселенцев.
В данном исследовании предполагается решить следующие задачи:
1. Изучение понятий «беженец» и «вынужденный переселенец».
2. Изучить программы помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Файлы: 1 файл

социальное обеспечение.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Введение

социальный психологический переселенец

Актуальность темы исследования. Межнациональные конфликты, в том  числе бытовой национализм, и  другие причины привели в движение большие человеческие массы как  внутри России, так и на всем постсоветском  пространстве и других государствах. В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась ситуация, острота которой по совокупности проблем, связанных с миграционными процессами, является вызовом существования Российского государства.

Масштабность миграционных процессов в современном обществе и значимость тех социальных перемен, которые ими привносятся в экономическую, политическую, социокультурную жизнь стран и народов, обуславливает пристальное внимание к ней представителей многих отраслей научного знания. Ее изучают демографы, социальные антропологи, историки, политологи, правоведы, социальные психологи. В теоретическом плане речь идет о роли миграции в движении населения и трудовых ресурсов, развития общества в целом. Рост численности переселенцев и связанных с этим затрат времени на переселение и трудоустройство требует усиления внимания к вопросам регулирования этого процесса в интересах подъема и совершенствования производства, стабилизации экономического положения. В практическом плане изучение миграции является актуальным с точки зрения создания системы действенного контроля за последствиями этого процесса, охватывающего различные стороны жизни.

Процесс интеграции вынужденных  переселенцев характеризуется наличием целого ряда противоречий, обусловленных как объективными, так и субъективными причинами. Первое противоречие состоит в наличии у вынужденных переселенцев как граждан Российской Федерации основных прав человека не быть голодными, получить образование, иметь крышу над головой и отсутствие у трех из четырех переселенцев официального статуса вынужденного переселенца, что влечет за собой неразрешение всех остальных проблем.

Большая интенсивность  притока вынужденных переселенцев обострила противоречия на рынке  труда, что с одной стороны  осложняет реализацию их права на занятия приносящей доход деятельностью, а с другой - не способствует установлению бесконфликтных отношений с местным населением, испытывающим сложности с трудоустройством. Другие противоречия возникли в социальной сфере, когда вследствие большого притока вынужденных переселенцев резко возросла нагрузка на социальную инфраструктуру городов и сел края, что осложняет предоставление минимальных медицинских, образовательных и других услуг местным жителям и вынужденным переселенцам.

Следующее противоречие имеет культурное основание. Основной поток переселенцев - из Кавказского региона, в основном - русские и украинцы. Эти представители славянских этносов, долгое время проживавшие в культурных условиях других народов, принесли с собой своеобразную субкультуру славян, ставших носителями элементов иной этнической культуры. Данное обстоятельство вносит особенности в ценностные отношения местного населения и переселенцев.

Все указанные противоречия и проблемы находят свое отражение  на социально-психологическом уровне. Здесь, прежде всего, имеет место проблема «своих» и «чужих». Повышенная трудовая и социальная активность вынужденных переселенцев, обусловленная необходимостью выжить в новых условиях, вызывает раздражение у части местных жителей.

Исследование направлено на решение актуальной проблемы социальной реальности современной России и других стран, образовавшихся после распада СССР, связанной с перемещением в постсоветском пространстве больших масс беженцев и вынужденных переселенцев. Острота проблемы и ее практическая неразрешенность на сегодняшний день обусловлены отсутствием глубокого научного анализа и научно обоснованных рекомендаций для представителей различных ветвей власти региона и субъектов местного сообщества, самих вынужденных переселенцев и их некоммерческих организаций

Целью исследования является характеристика системы социального обеспечения вынужденных переселенцев.

В данном исследовании предполагается решить следующие задачи:

  1. Изучение понятий «беженец» и «вынужденный переселенец».
  2. Изучить программы помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
  3. Рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются беженцы и вынужденные переселенцы.
  4. Рассмотреть технологии оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Объект исследования: социальные и психологические проблемы вынужденных переселенцев при их интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество. Предмет исследования:  программы и организации оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика социальных проблем, связанных с миграцией и категорий переселенцев

1.1 Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

 

Беженец — это  лицо, которое не является гражданином  Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой  преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1Закона РФ "О беженцах").

Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в  нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).

Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах").

Понятие "вынужденный  переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.

 

1.2 Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)

 

Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в  силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.

Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:

1) обращение с ходатайством  о признании беженцем (вынужденным  переселенцем);

2) предварительное рассмотрение  ходатайства;

3) принятие решения  о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства  либо уведомления об отказе  в рассмотрении ходатайства по  существу;

5) рассмотрение ходатайства  по существу;

6) принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);

7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.

Решение о выдаче свидетельства  или о признании беженцем (вынужденным  переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, ходатайствующее  о признании беженцем (вынужденным  переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

Признание беженцами (вынужденным  переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.

В случае отсутствия обстоятельств  в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).

Признание беженцем (вынужденным  переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Разница статуса  вынужденного переселенца в сравнении  с беженцем заключается в том, что беженцы в отличие от вынужденных  переселенцев могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в списки на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев — нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, в том числе вынужденным переселенцам, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время обучения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам — нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев — учащихся техникумов и студентов вузов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.

 

1.3 Права и обязанности лица, признанного беженцем

 

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие  с ним члены его семьи имеют  право на:

1) получение услуг переводчика  и получение информации о своих  правах и обязанностях, а также  иной информации в соответствии  с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении  проезда и провоза багажа к  месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование  коммунальными услугами в центре  временного размещения в порядке,  определяемом Правительством Российской  Федерации, до убытия к новому  месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым  в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его  семьи утрачивают право на пользование  жилым помещением из фонда жилья  для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого  жилья;

7) медицинскую и лекарственную  помощь наравне с гражданами  Российской Федерации

8) получение содействия в направлении  на профессиональное обучение  или в трудоустройстве наравне  с гражданами Российской Федерации

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации

10) социальную защиту, в том числе  социальное обеспечение, наравне  с гражданами Российской Федерации

11) получение содействия в устройстве  детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации

12) содействие федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного  на осуществление функций по  контролю и надзору в сфере  миграции, в получении сведений  о родственниках лица, признанного  беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

Информация о работе Социальное обеспечение