Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью исследования является характеристика системы социального обеспечения вынужденных переселенцев.
В данном исследовании предполагается решить следующие задачи:
1. Изучение понятий «беженец» и «вынужденный переселенец».
2. Изучить программы помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Введение
социальный психологический пер
Актуальность темы исследования. Межнациональные конфликты, в том числе бытовой национализм, и другие причины привели в движение большие человеческие массы как внутри России, так и на всем постсоветском пространстве и других государствах. В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась ситуация, острота которой по совокупности проблем, связанных с миграционными процессами, является вызовом существования Российского государства.
Масштабность миграционных процессов в современном обществе и значимость тех социальных перемен, которые ими привносятся в экономическую, политическую, социокультурную жизнь стран и народов, обуславливает пристальное внимание к ней представителей многих отраслей научного знания. Ее изучают демографы, социальные антропологи, историки, политологи, правоведы, социальные психологи. В теоретическом плане речь идет о роли миграции в движении населения и трудовых ресурсов, развития общества в целом. Рост численности переселенцев и связанных с этим затрат времени на переселение и трудоустройство требует усиления внимания к вопросам регулирования этого процесса в интересах подъема и совершенствования производства, стабилизации экономического положения. В практическом плане изучение миграции является актуальным с точки зрения создания системы действенного контроля за последствиями этого процесса, охватывающего различные стороны жизни.
Процесс интеграции вынужденных переселенцев характеризуется наличием целого ряда противоречий, обусловленных как объективными, так и субъективными причинами. Первое противоречие состоит в наличии у вынужденных переселенцев как граждан Российской Федерации основных прав человека не быть голодными, получить образование, иметь крышу над головой и отсутствие у трех из четырех переселенцев официального статуса вынужденного переселенца, что влечет за собой неразрешение всех остальных проблем.
Большая интенсивность
притока вынужденных
Следующее противоречие имеет культурное основание. Основной поток переселенцев - из Кавказского региона, в основном - русские и украинцы. Эти представители славянских этносов, долгое время проживавшие в культурных условиях других народов, принесли с собой своеобразную субкультуру славян, ставших носителями элементов иной этнической культуры. Данное обстоятельство вносит особенности в ценностные отношения местного населения и переселенцев.
Все указанные противоречия и проблемы находят свое отражение на социально-психологическом уровне. Здесь, прежде всего, имеет место проблема «своих» и «чужих». Повышенная трудовая и социальная активность вынужденных переселенцев, обусловленная необходимостью выжить в новых условиях, вызывает раздражение у части местных жителей.
Исследование направлено на решение актуальной проблемы социальной реальности современной России и других стран, образовавшихся после распада СССР, связанной с перемещением в постсоветском пространстве больших масс беженцев и вынужденных переселенцев. Острота проблемы и ее практическая неразрешенность на сегодняшний день обусловлены отсутствием глубокого научного анализа и научно обоснованных рекомендаций для представителей различных ветвей власти региона и субъектов местного сообщества, самих вынужденных переселенцев и их некоммерческих организаций
Целью исследования является характеристика системы социального обеспечения вынужденных переселенцев.
В данном исследовании предполагается решить следующие задачи:
Объект исследования: социальные и психологические проблемы вынужденных переселенцев при их интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество. Предмет исследования: программы и организации оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
1. Характеристика социальных проблем, связанных с миграцией и категорий переселенцев
1.1 Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»
Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1Закона РФ "О беженцах").
Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).
Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах").
Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.
1.2 Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)
Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.
Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем);
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения
о выдаче свидетельства о рассм
4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);
7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.
Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем (вынужденным переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.
Признание беженцами (вынужденным переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.
В случае отсутствия обстоятельств в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).
Признание беженцем (вынужденным переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.
Разница статуса вынужденного переселенца в сравнении с беженцем заключается в том, что беженцы в отличие от вынужденных переселенцев могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в списки на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев — нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, в том числе вынужденным переселенцам, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время обучения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам — нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев — учащихся техникумов и студентов вузов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.
1.3 Права и обязанности лица, признанного беженцем
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1)
получение услуг переводчика
и получение информации о
2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
3)
получение содействия в
4)
получение питания и
5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6)
пользование жилым помещением, предоставляемым
в порядке, определяемом
Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации
8) получение содействия в
9) работу по найму или
10)
социальную защиту, в том числе
социальное обеспечение,
11)
получение содействия в
12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);